«Коммерсант будет видеть в похоронном бизнесе только наживу»

Священнослужители о предложении создать в России частные кладбища

Новости Москвы 
0
218
Время на чтение 6 минут

В России могут появиться частные и религиозные кладбища. С такой инициативой выступил Минстрой, который готовит соответствующий закон, сообщает Regions.ru. Как напоминает издание, до революции погребение было делом религиозных общин: православные кладбища существовали при храмах, а иноверцы устраивали собственные - в соответствии с требованиями своей религии.

Чтобы принять предложение Минстроя, нужно серьезно менять нормативную базу, начиная с Земельного кодекса. Существующие сейчас требования к захоронениям не позволят окупить проекты по созданию коммерческих кладбищ. «Сейчас обсуждается возможность существования кладбищ трех форматов - муниципальных, коммерческих и религиозных»,- сообщил газете «Коммерсант» «источник, близкий к руководству министерства». В пресс-службе Минстроя подтвердили, что ведомство прорабатывает вопрос развития частных и религиозных кладбищ в рамках подготовки проекта нового закона «О государственном регулировании похоронного дела в России».

Создание частных кладбищ связано с разными трудностями - начиная от проблем с оформлением участков и заканчивая контролем частного кладбища в случае разорения управляющей компании. Другая проблема - экономика строительства кладбища. В частности, кладбище в городе-миллионнике должно располагаться на территории не менее 40 га, вокруг него должна быть обязательная километровая санитарная зона. К кладбищу должен быть асфальтированный подъезд, организованы проезд общественного транспорта, сбор мусора, освещение, проложен водопровод. Отдельные требования касаются почвы - она должна быть песчаная или супесчаная, отмечает Regions.ru.

При обсуждении этой новости в интернете многие высказывали опасение за судьбу захоронений в случае, если владелец частного кладбища разорится или просто потеряет интерес к этому «бизнесу». Высказывались также подозрения, что такие бизнесмены постараются «содрать» с клиента как можно больше в момент погребения, а все дальнейшие хлопоты и расходы постараются переложить на местные власти.

В связи с этим корреспондент издания обратился к православным священнослужителям со следующими вопросами: одобрят ли они, если в России появятся частные кладбища и не следует ли вернуться к практике Российской империи, когда погребение было главным образом делом религиозных общин?

Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», считает, что возможность возобновления дореволюционной практики - организовывать кладбища при храмах - это было бы прекрасно. «В прежние времена такие кладбища были необходимой принадлежностью практически каждого храма. Это имеет и глубокое христианское значение. Земля кладбищ всегда считалась священной, - как и сам прах. Если частные кладбища - не что иное, как попытка вернуться к прошлому, я это поддерживаю. А технические сложности, безусловно, можно разрешить», - считает священник.

«Если обратиться к практике зарубежной - за границей я неоднократно видел такие кладбища, - продолжил о.Михаил. - Там при монастыре есть небольшой приход с определенным участком земли, и на этом участке находятся захоронения, которые поддерживают должным образом за счет взносов родственников усопших. Такая практика захоронений за рубежом существует как на православных, так и на неправославных кладбищах. Следовательно, нам нужно перенять этот опыт, вспомнить наш дореволюционный, и я думаю, у нас может все получиться».

Протоиерей Сергий Баранов, секретарь Орской епархии, заметил, что «у нас сейчас столько религиозных общин, что как бы тут не возникло конфликтов». «Возможно, участие Церкви в этом деле вызовет недовольство протестантских общин, кришнаитов, буддистов - да мало ли кого! Принимать решение нужно, просчитав все возможные варианты, чтобы не вышло так: хотели как лучше, а получилось, как всегда. По поводу создания частных кладбищ - наверное, это все же не должно быть бизнесом. На мой взгляд, это такая святая тема... Лучше бы этим вопросом занималось государство. Тогда у представителей других конфессий не возникнет опасения, что православие перетягивает одеяло на себя», - считает священник.

Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, в свою очередь опасается, что «структуры, занимающиеся этим бизнесом, просто не пустят туда никого, и если появится частное кладбище, сделают все возможное, чтобы оно не смогло существовать». «А что касается того, чтобы этим занималась религиозная организация... Сейчас церковный обряд погребения заканчивается с последними возгласами священника и пением хора. Что происходит потом? Кто-то везет кремировать усопшего, кто-то - хоронить на кладбище. Это личное дело каждого. Мне кажется, самое главное - проводить человека в последний путь, попрощаться с ним, помолиться. А перекладывать все остальное на религиозные организации будет не совсем правильно. Уж очень это специфический бизнес и большое искушение», - заключил о.Петр.

Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии по вопросам семьи Орловско-Ливенской епархии, назвал неплохой идею закреплять кладбища за определенными религиозными организациями: «Они будут обеспечивать уход, благоустройство. Религиозная община никуда не денется, она не может ни разориться, ни исчезнуть. Только вот есть деревенские приходы, которым это просто окажется не под силу. Мне кажется, здесь нужно предусмотреть возможность софинансирования со стороны государства. Религиозная община сумеет правильно подойти к этому вопросу: она не будет видеть в усопшем лишь возможность материального обогащения. Тело - это, прежде всего, сосуд Святаго духа. Правильно будет, если та или иная конфессия, получившая землю, будет содержать захоронения в порядке. А коммерсант действительно будет видеть в похоронном бизнесе только наживу. Любой бизнес хорош только тогда, когда получаешь достаточно средств с той или иной сделки. Сделать кладбища полностью муниципальными тоже, на мой взгляд, не выход. Зачастую сейчас эти кладбища должным образом не убирают, а то и вовсе они находятся в запустении. Но и перекладывать все полностью на религиозную общину нельзя».

Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе признался, что его смущает сама идея, что «даже смерть станет финансовым инструментом заработка». «Хотя, с другой стороны, многочисленные ритуальные агентства уже давно и прилично зарабатывают в этой сфере, - признал он. - А вот что касается конфессиональных кладбищ, то идея вполне хорошая. У каждой религиозной конфессии - свои традиции. У нас в епархии уже несколько лет прорабатывалась подобная идея, правда в несколько усеченном виде».

Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии предлагает не торопиться с решением этого вопроса: «Нужно как следует все обдумать. Мне кажется, решительные шаги могут не дать желаемого результата. К тому же у нас имеется и много других неотложных социальных проблем. Может быть, стоит тщательнее продумать возможность более тесного сотрудничества между какой-либо религиозной конфессией и государством, механизм реализации закона в случае его принятия. Иначе, боюсь, окажется много подводных камней. Но конечно, государству следует предпринимать определенные шаги в этом направлении - всем, я думаю известно, что сфера, связанная с погребением, в России коррупционна, и мало кто несет ответственность за происходящее. Безусловно, порядок наводить необходимо - в соответствии с желанием обычных граждан. И делать эту сферу как можно более прозрачной».

Священник Михаил Артеменко, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное, комментируя идею создания частных кладбищ, заметил: «У меня в связи с этим возникает единственный вопрос: какие цели будут преследовать люди, открывающие частные кладбища? А вариантов здесь два: либо цель заработать денег, либо творить добро. И первый более вероятен». «Пусть государство выделяет землю, и на этом кладбище будут отдельные зоны для усопших, принадлежавших к различным конфессиям, - предложил он. - Если мусульмане не хотят, чтобы их хоронили рядом с православными, это их право, у них будет своя часть кладбища. Создание же частного кладбища провоцирует алчность, места там будут покупаться и продаваться. А если у человека нет возможности купить место? Получается, присыпали и все? Или он будет похоронен, где дешевле, что тоже неправильно? Поэтому продажа мест на кладбище не очень уместна. Смерть - это единственное, перед чем равны и богатые, и бедные». «Возможно, следует поступить так, как сейчас происходит в сфере здравоохранения - каждый человек платит налоги, и имеет при этом право на бесплатное лечение. Наверное, стоит принять такой закон, при котором каждый имел право быть похороненным по-человечески, несмотря на свой достаток», - заключил отец Михаил.

Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского района полагает, что «в каком-то смысле появление частных и религиозных кладбищ было бы неплохим делом». «Предоставить людям возможность погребения в соответствии с их верой - нормально, только бы это не стало предметом спекуляций и злоупотреблений.  Возвратиться к дореволюционной практике, по крайней мере, сейчас, на мой взгляд, просто невозможно. Ведь до революции православное христианство было государственной религией, а у нас до сих пор Церковь отделена от государства. Думаю, не следует решать такие вопросы административным путем поспешно. Можно просто предоставить такую возможность и посмотреть, насколько это будет востребовано», - заключил священник.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06