В России могут появиться частные и религиозные кладбища. С такой инициативой выступил Минстрой, который готовит соответствующий закон, сообщает Regions.ru. Как напоминает издание, до революции погребение было делом религиозных общин: православные кладбища существовали при храмах, а иноверцы устраивали собственные - в соответствии с требованиями своей религии.
Чтобы принять предложение Минстроя, нужно серьезно менять нормативную базу, начиная с Земельного кодекса. Существующие сейчас требования к захоронениям не позволят окупить проекты по созданию коммерческих кладбищ. «Сейчас обсуждается возможность существования кладбищ трех форматов - муниципальных, коммерческих и религиозных»,- сообщил газете «Коммерсант» «источник, близкий к руководству министерства». В пресс-службе Минстроя подтвердили, что ведомство прорабатывает вопрос развития частных и религиозных кладбищ в рамках подготовки проекта нового закона «О государственном регулировании похоронного дела в России».
Создание частных кладбищ связано с разными трудностями - начиная от проблем с оформлением участков и заканчивая контролем частного кладбища в случае разорения управляющей компании. Другая проблема - экономика строительства кладбища. В частности, кладбище в городе-миллионнике должно располагаться на территории не менее 40 га, вокруг него должна быть обязательная километровая санитарная зона. К кладбищу должен быть асфальтированный подъезд, организованы проезд общественного транспорта, сбор мусора, освещение, проложен водопровод. Отдельные требования касаются почвы - она должна быть песчаная или супесчаная, отмечает Regions.ru.
При обсуждении этой новости в интернете многие высказывали опасение за судьбу захоронений в случае, если владелец частного кладбища разорится или просто потеряет интерес к этому «бизнесу». Высказывались также подозрения, что такие бизнесмены постараются «содрать» с клиента как можно больше в момент погребения, а все дальнейшие хлопоты и расходы постараются переложить на местные власти.
В связи с этим корреспондент издания обратился к православным священнослужителям со следующими вопросами: одобрят ли они, если в России появятся частные кладбища и не следует ли вернуться к практике Российской империи, когда погребение было главным образом делом религиозных общин?
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», считает, что возможность возобновления дореволюционной практики - организовывать кладбища при храмах - это было бы прекрасно. «В прежние времена такие кладбища были необходимой принадлежностью практически каждого храма. Это имеет и глубокое христианское значение. Земля кладбищ всегда считалась священной, - как и сам прах. Если частные кладбища - не что иное, как попытка вернуться к прошлому, я это поддерживаю. А технические сложности, безусловно, можно разрешить», - считает священник.
«Если обратиться к практике зарубежной - за границей я неоднократно видел такие кладбища, - продолжил о.Михаил. - Там при монастыре есть небольшой приход с определенным участком земли, и на этом участке находятся захоронения, которые поддерживают должным образом за счет взносов родственников усопших. Такая практика захоронений за рубежом существует как на православных, так и на неправославных кладбищах. Следовательно, нам нужно перенять этот опыт, вспомнить наш дореволюционный, и я думаю, у нас может все получиться».
Протоиерей Сергий Баранов, секретарь Орской епархии, заметил, что «у нас сейчас столько религиозных общин, что как бы тут не возникло конфликтов». «Возможно, участие Церкви в этом деле вызовет недовольство протестантских общин, кришнаитов, буддистов - да мало ли кого! Принимать решение нужно, просчитав все возможные варианты, чтобы не вышло так: хотели как лучше, а получилось, как всегда. По поводу создания частных кладбищ - наверное, это все же не должно быть бизнесом. На мой взгляд, это такая святая тема... Лучше бы этим вопросом занималось государство. Тогда у представителей других конфессий не возникнет опасения, что православие перетягивает одеяло на себя», - считает священник.
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, в свою очередь опасается, что «структуры, занимающиеся этим бизнесом, просто не пустят туда никого, и если появится частное кладбище, сделают все возможное, чтобы оно не смогло существовать». «А что касается того, чтобы этим занималась религиозная организация... Сейчас церковный обряд погребения заканчивается с последними возгласами священника и пением хора. Что происходит потом? Кто-то везет кремировать усопшего, кто-то - хоронить на кладбище. Это личное дело каждого. Мне кажется, самое главное - проводить человека в последний путь, попрощаться с ним, помолиться. А перекладывать все остальное на религиозные организации будет не совсем правильно. Уж очень это специфический бизнес и большое искушение», - заключил о.Петр.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии по вопросам семьи Орловско-Ливенской епархии, назвал неплохой идею закреплять кладбища за определенными религиозными организациями: «Они будут обеспечивать уход, благоустройство. Религиозная община никуда не денется, она не может ни разориться, ни исчезнуть. Только вот есть деревенские приходы, которым это просто окажется не под силу. Мне кажется, здесь нужно предусмотреть возможность софинансирования со стороны государства. Религиозная община сумеет правильно подойти к этому вопросу: она не будет видеть в усопшем лишь возможность материального обогащения. Тело - это, прежде всего, сосуд Святаго духа. Правильно будет, если та или иная конфессия, получившая землю, будет содержать захоронения в порядке. А коммерсант действительно будет видеть в похоронном бизнесе только наживу. Любой бизнес хорош только тогда, когда получаешь достаточно средств с той или иной сделки. Сделать кладбища полностью муниципальными тоже, на мой взгляд, не выход. Зачастую сейчас эти кладбища должным образом не убирают, а то и вовсе они находятся в запустении. Но и перекладывать все полностью на религиозную общину нельзя».
Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе признался, что его смущает сама идея, что «даже смерть станет финансовым инструментом заработка». «Хотя, с другой стороны, многочисленные ритуальные агентства уже давно и прилично зарабатывают в этой сфере, - признал он. - А вот что касается конфессиональных кладбищ, то идея вполне хорошая. У каждой религиозной конфессии - свои традиции. У нас в епархии уже несколько лет прорабатывалась подобная идея, правда в несколько усеченном виде».
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии предлагает не торопиться с решением этого вопроса: «Нужно как следует все обдумать. Мне кажется, решительные шаги могут не дать желаемого результата. К тому же у нас имеется и много других неотложных социальных проблем. Может быть, стоит тщательнее продумать возможность более тесного сотрудничества между какой-либо религиозной конфессией и государством, механизм реализации закона в случае его принятия. Иначе, боюсь, окажется много подводных камней. Но конечно, государству следует предпринимать определенные шаги в этом направлении - всем, я думаю известно, что сфера, связанная с погребением, в России коррупционна, и мало кто несет ответственность за происходящее. Безусловно, порядок наводить необходимо - в соответствии с желанием обычных граждан. И делать эту сферу как можно более прозрачной».
Священник Михаил Артеменко, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное, комментируя идею создания частных кладбищ, заметил: «У меня в связи с этим возникает единственный вопрос: какие цели будут преследовать люди, открывающие частные кладбища? А вариантов здесь два: либо цель заработать денег, либо творить добро. И первый более вероятен». «Пусть государство выделяет землю, и на этом кладбище будут отдельные зоны для усопших, принадлежавших к различным конфессиям, - предложил он. - Если мусульмане не хотят, чтобы их хоронили рядом с православными, это их право, у них будет своя часть кладбища. Создание же частного кладбища провоцирует алчность, места там будут покупаться и продаваться. А если у человека нет возможности купить место? Получается, присыпали и все? Или он будет похоронен, где дешевле, что тоже неправильно? Поэтому продажа мест на кладбище не очень уместна. Смерть - это единственное, перед чем равны и богатые, и бедные». «Возможно, следует поступить так, как сейчас происходит в сфере здравоохранения - каждый человек платит налоги, и имеет при этом право на бесплатное лечение. Наверное, стоит принять такой закон, при котором каждый имел право быть похороненным по-человечески, несмотря на свой достаток», - заключил отец Михаил.
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского района полагает, что «в каком-то смысле появление частных и религиозных кладбищ было бы неплохим делом». «Предоставить людям возможность погребения в соответствии с их верой - нормально, только бы это не стало предметом спекуляций и злоупотреблений. Возвратиться к дореволюционной практике, по крайней мере, сейчас, на мой взгляд, просто невозможно. Ведь до революции православное христианство было государственной религией, а у нас до сих пор Церковь отделена от государства. Думаю, не следует решать такие вопросы административным путем поспешно. Можно просто предоставить такую возможность и посмотреть, насколько это будет востребовано», - заключил священник.