Уже не раз за время карательной операции, которую Киев проводит в Донбассе, украинские военнослужащие переходили границу России в поисках безопасности и медицинской помощи, пишет Regions.ru. Часть из них потом возвращается на родину - некоторые при этом не скрывают, что намерены вновь идти убивать ополченцев и мирное население Донбасса.
В России эта ситуация многим кажется вопиюще неправильной. Так, зампред Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Тарнавский сказал корреспонденту Regions.Ru: «Меня вообще очень смущает ситуация, когда украинские военные сдаются нашим властям. При этом мы понимаем, что они из своих орудий убивают как ополченцев, так и мирных жителей, потом сдаются нашим пограничникам, а мы их отправляем назад. Допускаю, что потом опять значительная часть отправляется убивать ополченцев и мирных жителей. И этот круговорот не очень нравится и не очень понятен. Если украинские военные нам сдаются, то с ними надо что-то делать. Например, признавать их военнопленными, поскольку мы, конечно, все братья-славяне, но нельзя их отпускать, чтобы они продолжали стрелять, и не дай бог по Ростовской области, по нашим мирным гражданам. Мы должны точно знать, что эти люди не будут воевать против России. Или можно временно содержать их в специальных лагерях на территории Росси с определенными обязательствами».
Противоположную точку зрения высказал протоиерей Андрей Ткачев в статье «Накорми и пусть идут». Он напоминает эпизод из 4-й книги Царств, где пророк Елисей говорит царю о сирийцах, попавших в плен к израильтянам: «Не убивай. Разве мечом твоим и луком твоим ты пленил их, чтобы убивать их? Предложи им хлеба и воды; пусть едят и пьют, и пойдут к государю своему» (4 Цар 6:22).
«Блаженной памяти генералиссимус Суворов писал, что врага надо колоть, гнать, давить, сечь, пока он пощады не запросит или не будет раной из боя выведен. Руки поднял - стоп. Пленного не тронь. Знаете почему? По мысли непобедимого полководца, «Бог разбойникам не помощник». И мы так поступаем, но не потому, что ученые и богословски грамотные, а по наитию, по голосу христианского генотипа… Перед нами оживают библейские способы ведения войны. Они возрождаются на наших глазах вместе с возрождающейся Россией».
Напомним также, что в Госдуму проступило предложение предоставить украинским военнослужащим, перешедшим в Россию (при условии, что они не причастны к преступлениям против мирного населения), больше прав, чем обычным беженцам - в частности, дать им право выбора региона для проживания, право на получение финансовой поддержки при аренде жилья, право на государственную оплату переобучения или получения высшего образования на территории России, на государственную поддержку при поиске первого места работы, на защиту от возможного преследования, в том числе на смену имени и фамилии без дополнительных оснований. По мысли авторов законопроекта, это «позволит создать условия, когда голодные и запуганные малороссийские солдаты будут знать свои перспективы в России и смогут отказаться от выполнения преступных приказов командования карательной операции. Это поможет им избежать неконституционного трибунала в своей стране, а в России получить необходимые условия для адаптации. Вместе с этим понизится и угроза для мирных граждан на востоке Украины».
«Как русским следует относиться к украинским военнослужащим, воюющим на Донбассе? Какой из описанных подходов вам ближе?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что даже и к пленным должно быть гуманное человеческое отношение. «Еще апостол Павел говорил, что если враг голоден, нужно накормить его - этим ты соберешь горящие угли на его главу, - пояснил пастырь. - Другими словами, если ты хорошо обращаешься с человеком, совесть не позволит ему совершать дурные поступки. Мне кажется, если украинские военнослужащие переходят нашу государственную границу, они не считаются нашими пленными, но и отпускать их, пока не закончатся военные действия, не следует. Если какое-то время они у нас побудут, нам придется их содержать. А потом можно будет предъявить за это счет Украине. Мне кажется, это разумно».
«Надеюсь, - продолжил он, - что ситуация на Украине все-таки благополучно разрешится и восторжествуют разум и справедливость, а не злоба и ненависть. Уже и сейчас многие люди считают, что нужно выйти из этой братоубийственной бойни, в которую, скорее всего, их бросают против собственного желания. Они понимают: лучше обратиться к России; она не даст их в обиду. Ну а с военными преступниками нужно разбираться уже в судебном порядке».
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, отметил: «Я бы кроме книги Царств еще вспомнил многочисленные эпизоды из военных походов Александра Суворова. Регулярно одерживая сокрушительные победы над в разы превосходящими его армию турками, он обезоруживал их и отпускал обратно. Янычары вновь ставили этих солдат под ружье, и в следующей битве они вновь сдавались русским в плен. Результатом этой политики стало, например, появление территориального образования, которое сейчас именуется Бессарабия. Там много потомков турок, принявших христианство в результате такой военной тактики Суворова».
«На Украине пытаются сегодня создать из русского врага, некоторые националисты прямо признаются, что воюют не против Донбасса, а против русских. Но если мы будем отпускать украинских военнослужащих обратно, даже если их потом снова призовут воевать, я уверен: они будут стрелять мимо наших солдат, не пытаясь их поразить. А если они не станут под ружье, расскажут о том, как к ним отнеслись, своим соотечественникам, селянам горожанам, СМИ… Результат такой политинформации, считаю, будет более эффективным, нежели рассказы плененных солдат о том, что они побывали в русских концлагерях. Таким образом, путь Суворова мне представляется более интересным», - заключил пастырь.
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, сказал: «На войне вообще, а тем более в войнах XXI века - гибридных, сложных, непонятных, к которым мы не привыкли, о которых мы не читали в учебниках - происходит много событий, однозначную трактовку которым могут дать только два или три человека, посвященные во все обстоятельства происходящего».
«Война - время, когда люди гибнут и спасаются, и не только телесно, но и духовно. Хотелось бы, чтобы русский народ показал пример - как он спасается во время войны, как он утверждает правду Божию. Чтобы было видно, что русские сохранили лучшие свои качества и свойства - снисхождение к пленным, милосердие к людям. Это был бы достойный ответ злобе, которая развернулась против нас по всему миру, - уверен отец Алексий. - Милосердие - это вообще признак силы, а не слабости. Ну вот пусть мир и посмотрит, что российское государство ведет себя спокойно и уверенно, потому что стоит на стороне правды».
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, считает, что это сложный вопрос. «Ведь с Украиной мы не воюем, военнопленными ее солдат называть не можем, - пояснил он. - Но ситуация получается и правда совершенно непонятная. С ранеными все ясно, им надо оказать помощь. А вот те, которые потом возвращаются - они же участвуют в карательных операциях! Одно дело, когда мы стопроцентно знаем, что их там будут судить как дезертиров. А другое дело - если они будут убивать мирных жителей. Тут чисто по-человечески мы должны наших собратьев в Новороссии обезопасить».
«Конечно, - продолжил пастырь, - лучше бы их до поры до времени размещать у нас. Я бы организовал определенное поселение и до окончания этого конфликта пусть бы они там находились. Но опять же возникает другой вопрос - их же надо кормить обувать, одевать и опять за счет российского налогоплательщика… Как подвести под все это законодательную базу, я не знаю. Чисто по-человечески мое мнение в данном вопросе: людей, которые переходят на нашу сторону, нужно оставлять у себя. Так, мне кажется, будет честнее по отношению к тем, кого мы поддерживаем в данном конфликте - к мирным жителям Новороссии».
Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), сказал: «Речь же не идет о смертной казни, - о которой, собственно, говорится в книге Царств? Поэтому, я думаю, перед таким вот безальтернативным выбором - казнить или помиловать - мы не стоим. Просто следует действовать в рамках существующего законодательства».
«Предложение Александра Тарнавского тоже, на мой взгляд, не совсем нам подходит: мы не находимся в состоянии войны с Украиной, и эти солдаты не могут считаться нашими военнопленными. Тем не менее, Россию неоднократно обстреливали с территории Украины артиллерийскими снарядами, в связи с чем есть жертвы среди наших граждан, кому-то причинен материальный ущерб… Я думаю, в любом случае украинских военнослужащих нужно принять по- христиански: накормить, оказать им необходимую медицинскую помощь, а уж потом в рамках возбужденных уголовных дел и расследования по фактам обстрела территории Российской Федерации и гибели наших граждан, тщательно их допросить. И наши компетентные органы должны вынести решение либо о задержании этих людей, как совершивших преступления, либо об оправдании. В этом случае препятствовать их возвращению на родину мы не можем», - заключил игумен.