В День Крещения Руси Святейший Патриарх Кирилл в своей проповеди сказал:
«Хранение цивилизационного стержня нашего народа, православной веры, было делом непростым. Этот стержень стал восприниматься внешними противниками Руси как опасное для них явление, которое нужно либо уничтожить, либо переформатировать под свои собственные стандарты. Мы знаем, что и в сражениях, которые вел Александр Невский, и в Куликовской битве, и во многих других войнах усилия нашего народа были направлены на то, чтобы защитить этот мировоззренческий стержень.
В ХХ веке мы столкнулись с еще большей, может быть, опасностью, когда православную веру решили разрушить не силой оружия, а сочетанием насилия с убеждением, выдавая эти убеждения за высокие научные откровения. Это была грозная агрессия против того, что всегда хранила Русь. В какой-то момент казалось, что враг победил. Теперь мы знаем, что не победил, и сохранилось то, чем гордился наш народ, в первую очередь — наша вера, которая хранится на протяжении уже 1026 лет.
Вот и сегодня очень многие хотели бы переформатировать наш внутренний стержень, сознавая, что благодаря этому стержню Русь непобедима. И опять-таки для этих целей употребляются и военные, и идеологические средства. Одними нас пугают извне, а другие используются внутри, чтобы вновь убедить наш народ, что православная вера, могучая духовная традиция, этот наш стержень — это ничто, некий предрассудок, который не имеет ничего общего с современным человеком, с его силой и мощью, с его культурой, с его поисками, с его сознанием того, что хорошо и что плохо. И, может быть, нынешнее идеологическое давление на веру еще страшнее того, которое сопровождалось насилием. Потому что где насилие, там и сопротивление, там и мученики, там и исповедники, там и пример борьбы. А если мягкой силой обволакивают человека, сладкой жизнью прельщают, противопоставляя его бедность богатству, которое якобы только потому и есть у других, что они не такие, как он, — кто-то может и дрогнуть, особенно из людей молодых. Можно подумать: да, в самом деле, зачем нам все это надо? И если эти мысли овладеют нашим народом, будет уже не важно, через насильственные действия извне или по причине собственного умопомрачения будет потеряна Русь».
«В чем именно вы видите попытки заставить Россию отказаться от Православия? Согласны ли вы, что они не менее, если не более опасны, чем государственный атеизм советских времен? Почему?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, сказал: «Государственный атеизм советских времен подготовил так называемые реформы 90-го года. Былой атеизм породил поколение комсомольских деятелей, которые устроили "перестройку" и те реформы, чтобы заняться перераспределением собственности: для них материальные ценности уже имели главенствующее значение».
«А на Православие покушаются духом сребролюбия, который к нам пожаловал из общества потребления – с Запада. Его проводниками и стали творцы "перестройки". Дух сребролюбия, как говорят Святые Отцы, есть дух антихриста. В этом же есть дух коммерции, дух потребления. И главная опасность для русского человека, если он перестал быть православным и этому духу подчиняется, это отвержение Христа и христианских ценностей», - заключил отец Андрей.
Протоиерей Александр Ткаченко, директор государственного Детского хосписа, основатель детских хосписов в России, настоятель храма в Суворовском военном училище и храма при городском гериатрическом центре в Санкт-Петербурге, считает, что Его Святейшество говорит о попытках заставить людей отказаться от любой духовной работы над собой. «Сегодня основная опасность для человека – полностью отдаться развлечениям, - будь то компьютерные "стрелялки" или растрачивание денег и времени на постоянное поддержание своего имиджа, - убежден пастырь. - Расслабившись таким образом, уйдя в культуру потребления, где каждый гонится за еще большим "успехом", человек перестает слышать Бога, других, нуждающихся в заботе, людей, и, наконец, себя. У каждого есть потребность в самореализации не только на телесном уровне, но и на душевном – в восприятии культуры, в созерцании природы, на духовном – в помощи ближнему, в молитве».
«Да, - отметил он, - такие призывы "манипуляторов от культуры потребления", которые ради денег (чтобы их продукцию покупали) заставляют забыть и о себе, и о ближнем, еще более опасны, чем атеизм – он, являя собой очевидную опасность, вдохновлял и на борьбу. Впрочем, сама культура потребления, несущая душевную смерть, – порождение атеизма, убивавшего людей духовно, заставлявшего забыть о Боге».
«С другой стороны, - продолжил отец Александр, - не все так страшно. И многие, очень многие люди достаточно умны, чтобы распознать опасность. Посмотрите на множество благотворительных фондов, на волонтерские движения. Вот сейчас в Петербурге начинается совместная акция правительства города и детского хосписа "В больницах тоже учатся", приуроченная к Дню знаний. 1 сентября различные мероприятия, акции пройдут в каждом из детских городских лечебных учреждений. Праздник начнется с поздравительных выступлений заслуженных учителей города и "первого звонка". Затем для ребят будут организованы научные шоу, которые продемонстрируют занимательный подход к естественнонаучным предметам, и мастер-классы, способствующие развитию творческих способностей. Приглашенные мастера аквагрима и аниматоры создадут атмосферу праздника. Творческие коллективы города устроят театрализованные представления, по окончании которых волонтеры раздадут детям подарки – книги по истории Санкт-Петербурга».
«Все педагоги и творческие коллективы, которые примут участие в празднике, привлечены правительством Санкт-Петербурга. Детский хоспис предоставит помощь в организации акции и привлечении социально-активной молодежи в качестве волонтеров. На нашу просьбу уже откликнулось руководство РГПУ им. А.И.Герцена и студенты этого университета, будущие педагоги, которые будут помогать организаторам праздника», - заключил священник.
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», сказал: «Трудно и даже не совсем корректно сравнивать вызовы прошлого и настоящего. Каждый происходит в уникальных исторических, социальных и других условиях. Но советская идеологическая атеистическая машина представляла собой открытый вызов. А сейчас действуют даже не насилием, а скорее подкупом. Это скрытый вызов. Так вот, если выбирать между первым и вторым, я и правда считаю, второй значительно более опасен».
«Я помню советские времена, хотя я тогда был еще совсем юным. Нас заставляли отказываться от своих религиозных убеждений. Если ты открыто их декларировал, мог пострадать. Но это была понятная и открытая борьба. Многие, особенно в первые годы существования советской власти, за веру погибли. Но даже погибнув, эти люди стали нам примером. Кровь мучеников – сила Церкви. Сегодняшние вызовы представляются менее серьезными: формально никого не мучают, не убивают, но, тем не менее, они более сильны и эффективны. Люди начинают терять веру не потому, что проигрывают в открытом противостоянии. Они забывают сами себя, теряют свой внутренний стержень. Это я считаю более опасным, и жертв в этой незримой битве, мне кажется, будет ни сколько не меньше, чем в открытом противостоянии. Вот на это нам стоит обратить особое внимание», - считает отец Михаил.
Протоиерей Сергий Баранов, секретарь Орской епархии, отметил: «Была великая Германия, великая Британия… Да многие страны можно было назвать великими. Но только одна называлась "Святая" - Святая Русь. Наша сила не в земном величии, а в духовном стержне. Когда мне говорят, что Великую Отечественную войну выиграли коммунисты, я отвечаю: это не так. Во Вторую мировую воевали православные. Перед началом войны, в самый разгар сталинских репрессий проходила перепись населения. И, если я не ошибаюсь, около 68% русских в графе "вероисповедание" указали, что они православные - и это в то время, когда назвать себя православным было опасно – людей за веру гноили в камерах и расстреливали».
«Именно Православие дало России
Пушкина, Достоевского, Александра Суворова и Александра Невского, - напомнил он. - Все, что у нас есть дорогого, все пронизано Православием. Даже у людей, которые вроде бы официально потеряли Православие, оно у них осталось на подсознательном уровне. Когда французы, - вроде бы тоже крещеные! - в 1812 году зашли в Россию, они устраивали конюшни в храмах и вообще вели себя безобразно. И когда мы погнали французов, и пошли по Европе, все ожидали: этот озлобленный народ начнет все крушить все на своем пути, мародерствовать, - и были удивлены, как благородно вели себя русские. Никогда никто не слышал, чтобы русские издевались над пленными, отрезали им головы, вообще зверствовали. Подобное просто не в крови русского народа. Мы сильны не злобой, не ненавистью, а своей святостью. Вот этим Западу мы и страшны. Не политическими, не социальными, не экономическими технологиями – все это у нас развито слабее или во всяком случае, не лучше, чем у других. У нас другая сила, духовная, и это огромная мощь. Поэтому они и пытаются лишить нас нашей силы».
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, отметил, что Православие - не просто вероучение или система нравственных правил. «Это путь жизни, путь бытия, это способ существования нашего народа, - пояснил он. - Не следует недооценивать государственный атеизм: он нанес страшный удар по Церкви, по русскому народу. Однако сейчас не он главный вызов для Церкви и нации. Сейчас главный вызов - другие способы существования, другие ценности, прежде всего, либеральные, которые нам предлагают, а то и принудительно навязывают. Приняв такой способ существования, мы потеряем свою прежнюю православную традицию и неизвестно, что приобретем. Возможно, ничего. Поэтому мы должны хранить православную веру и тот опыт бытия, который наш народ формировал на протяжении тысячелетней христианской истории».
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, сказал: «Сегодня Запад, действительно, пытается заставить нас отказаться от православного мировоззрения как фундамента нашей цивилизации. Заметно наступление так называемого западного мировоззрения. Западного не в смысле культуры и искусства – это-то как раз, безусловно, сокровища народов и стран по сути своей христианских. Я имею в виду попытку изменить наше мировоззрение, предложив нам иное, которое чревато либеральным фашизмом; где капитал есть мера успешности человека, способ приподнять его над остальными. Предпринимается попытка отменить существующие ценности и создать новые. На человека смотрят не как на образ и подобие Божие, но как на социальное животное, которым можно и нужно манипулировать. Мораль выворачивают наизнанку, извращая значение слова "свобода". За нее в последнее время пытаются выдать распущенность, причем все более безудержную. Это и навязывание однополых браков, и каких-то совершенно неприемлемых отношений, вроде инцеста. В некоторых странах есть партии, выступающие за легализацию педофилии. Это кажется невероятным, но невероятной в середине 80-х казалась и легализация однополых "браков". Прошло 30 лет, и мы видим, что эти люди своего добились. Все это я бы назвал угрозой не Православию, но русскому народу. Православие никуда не денется, истина останется, ей никто повредить не сможет, но зато можно искалечить человеческие умы и сердца. И это, безусловно, отразится на жизни людей, их бытии».
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии по вопросам семьи Орловско-Ливенской епархии, убежден, что Россия никогда не откажется от Православия. «Если это произойдет, она прекратит существовать как государство, - считает он. - Но по людям, с которыми я общаюсь, в том числе, и молодым, я вижу: как бы нашим врагам этого ни хотелось, такого не произойдет. Да, были трудные для России времена, не раз нас хотели заставить отказаться от Православия, но как раз тогда русский мужик клал кресты и призывал Бога. И сейчас, в какой дом я ни зайду, вижу: люди призывают Бога, просят, чтобы нарушил планы врагов нашей страны. Я знаю людей, в доме которых - земляной пол, в сарае - буренка. И эти люди говорят: "Мы молимся за нашего Президента и нашего Патриарха". В блогах такого не прочитаешь».
«Россию невозможно уничтожить, - убежден пастырь. - Мы верим: Господь не отдаст на поругание нашу страну. Бог поругаем не бывает, и не будет поругаема Россия, потому что она верит в Бога, любит Бога и живет с Богом. Россия не предала своего Христа, как делает это сегодня Европа».
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, отметил: «Когда человек имеет возможность сделать самостоятельный выбор, он чаще всего делает его в пользу более комфортных условий. И с этой точки зрения советская идеология был даже героической: она все же призывала к какому-то идеалу. А в наши дни молодых людей настойчиво призывают любой ценой материально выгодно устроиться в современных условиях. Все-таки советская эпоха выдвигала свой моральный кодекс, и его в той или иной мере придерживались. Сейчас нравственность пытаются отменить, заменить ее уголовным кодексом: дескать, в том, что не приносит вреда другим, не может быть ничего дурного».
«Это касается не только России, это общемировая ситуация - отказ от христианского понимания жизни и судьбы. И все зависит от того, насколько каждый человек сам захочет принять эти новые стандарты и ценности. Наша отсталость от Европы и мира по ряду параметров - в каком-то смысле наша сильная сторона. Многое, что перестало существовать в Европе как нравственный критерий, у нас еще сохраняется, - например, неприятие половых извращений. Слава Богу, что определенные принципы на подспудном уровне, но сохраняются. Если мы их потеряем, мы потеряем страну: то, что останется, уже не будет Россией. Но проблема не только в утрате нравственных принципов, а в том, на что ориентирован народ. Если для него главное - материальные блага, жизнь его становится примитивной, как у животных. У человека есть более высокое предназначение. Когда он это видит, то жизнь вокруг него преображается, как и общество, к которому он принадлежит», - заключил отец Андрей.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, сказал: «Трудно сравнивать нынешнее время и советский период: что хуже - чума или холера? Ужасно и то, и другое. Важны этапы борьбы, и, самое важное, какой именно борьбы. Сегодня удар направлен на нашу нацию, на Россию. Это все уже понимают: слава Богу, наконец-то начали осознавать, что идет такая борьба. Но люди разных мировоззрений видят ее по-разному. Одни считают это национальной борьбой. Другие думают, что кто-то хочет погубить экономику России. Задача православного духовенства – прояснить и действительно найти направление главного удара. А тут все очевидно – это борьба с Православием, то есть с христианством».
«Вспомним историю: XIII век – германские крестоносцы были христианами, и Римский папа благословлял их на походы, то есть уклонялся от христианства, хотя это была христианская цивилизация. Монгольская империя была далека от христианства, но зато монголы при всех зверствах, которые они совершали, были веротерпимы: монголы уважали чужую веру и даже пытались оберегать Русскую Церковь от излишних злодейств. Поэтому под монгольским игом Русь сохранилась, а победи в свое время крестоносцы - от нее даже имени бы не осталось. А сегодня в Европе мы видим отрицание Бога как такового. В лице германских завоевателей мы не видели богоборчества, была попытка захвата страны, но сегодня в наступлении на христианство по всей планете мы видим именно богоборчество. И в этом главная опасность: устранение веры в Бога, стремление стереть ее с лица земли, - начав, конечно, с Православия как носителя истинного неповрежденного христианства».