Нынешнее руководство Украины, опираясь на всплеск национализма в западной и центральной частях страны, стремится елико возможно ослабить многочисленные связи Украины с Россией, пишет Regions.ru. Это касается в том числе и одной из самых прочных и важных – связи религиозной, церковной.
Показательно, что во время «Евромайдана» раскольники и униаты откровенно заняли «промайданную» позицию, а после переворота так же откровенно поддержали новое руководство – в том числе и карательную операцию в Донбассе. В отличие от них, каноническая Православная Церковь подчеркнуто хранит нейтралитет, постоянно напоминая, что ее прихожане живут и на востоке, и на западе страны, и ни тех, ни других она не предаст.
Специалисты Российского института стратегических исследований заявили о почти 60 фактах нападений с начала 2014 года на храмы и духовенство канонической Украинской православной церкви.
Так, они зафиксировали 36 попыток захвата храмов и нападений на них в Киевской, Тернопольской, Кировоградской, Сумской, Черновицкой, Житомирской, Волынской, Винницкой, Хмельницкой, Донецкой, Луганской, Харьковской, Ровенской, Херсонской, Житомирской областях. Наряду с этим РИСИ приводит данные об угрозах убийством и нападениях на священников и активистов УПЦ в Одесской, Сумской, Донецкой, Луганской, Киевской, Запорожской областях.
При этом эксперты заявили, что собранные ими факты «являются лишь вершиной айсберга» и не дают реального представления о частоте нападений на храмы и священнослужителей, поскольку «украинские светские и церковные СМИ замалчивают данные о реальном числе преступлений в отношении УПЦ МП и нарушений гражданских прав и свобод верующих Московского патриархата на Украине».
В связи с гражданской войной на востоке Украины эта проблема еще обострилась. Украинские СМИ неоднократно публиковали материалы, обвиняющие православное духовенство в «пособничестве врагу», раздаче оружия, укрывательстве боевиков и проч. Хотя эти сообщения раз за разом опровергались, в официальной украинской пропаганде каноническое православие прочно связано с «антиукраинскими» силами.
«Останется ли, на ваш взгляд, Украина православной страной, если политика ее властей останется такой, как сегодня? Что можно сделать, чтобы не дать порвать духовную связь Украины с Россией?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, сказал: «Я не пророк. Ответ на вопрос - останется ли Украина православной - зависит от религиозного выбора и духовных устремлений самого народа. На Украине не одна этноконфессиональная группа, самые крупные - это католики ("грекокатолики") и православные, и между ними спокон веков идет война, то затухая, то принимая более цивилизованные формы. В доктрине католичества заложено: папа есть наместник Бога на земле, а Богу принадлежит вся земля, значит, папе принадлежит вся земля. И вот с этой извечной проблемой нам приходится сталкиваться: начиная от рыцарей и орденов и заканчивая католизацией Украины. Это говорит о духовной неустойчивости самого народа».
«Нынешний кризис на Украине - это отражение внешних факторов глубинного духовного раздрая, который царит в этнически едином, но конфессионально разном народе начиная с Александра Невского. Он выбрал подчинение татаро-монголам, но не сдал позиции по Православию, а на Украине князь Даниил Галицкий выбрал мир с католиками. И с тех пор на Украине идет это непрестанное столкновение. При этом в отличие от католиков, у православных нет задачи всех сделать приверженцами своей веры», - отметил отец Сергий.
«А ведь враги Православия тоже способны на самоотверженное служение. Но и в Евангелии сказано: многие будут думать, что служат Богу, и будут приносить в жертву других людей, но они самом деле служат сатане. Эти люди думают, что возглавляют особую миссию, очищают землю от ненужного человеческого хлама, но это сатанинский оскал. Для них цель оправдывает средства. Надо понимать, что переговоры здесь возможны только с позиции силы. Просто уговорами власть ничего не решит, - равно как и ссылками на договоренности, законы, международные нормы или еще что-то. Не удивительно, что эти "майданутые" готовы жечь живьем людей как в Одессе. Кстати, во время Великой Отечественной войны был случай: батюшку привязали колючей проволокой к кресту, сделанному из берез, облили бензином, подожгли и столкнули в Бабий Яр. Так что надо понимать, с кем мы имеем дело – с самым настоящим сатанизмом», - заключил пастырь.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, отметил: «И сейчас видно, что эта торжествующая "майданная идеология" коренным образом разрывает духовную связь с Россией и людьми, которые могут хотя бы формально остаться в православном вероисповедании, но они все равно порвут связь с Православием из ненависти к
Москве».
«Как повернется у нас дело – сейчас это самый тонкий и болезненный вопрос, - полагает пастырь. - Он самый главный в этом противостоянии. Фактически вся эта кампания с "незалежностью" и украинской мовой – это попытка оторвать русских от тысячелетней духовной традиции Православия. При этом они могут сохранить некоторые элементы традиционной веры и даже ревностно держаться за них, но это явно будет полное противоречие с духом Православной Церкви, т.к. ее дух - это единение, которое было задано Владимиром Красным Солнышком, что и было подтверждено и утверждено ревностным служением всех митрополитов Московских.
«А нынешняя попытка смастерить на Украине "новую цитадель православия" неминуемо приведет к тому, что она явно откажется от Православия. Тому примеров очень много. Православие держится Москвой, и есть понимание Москвы как "Третьего Рима и четвертому не бывать". Кто отказывается от Третьего Рима, обречен на отказ от Православия. По форме он, может, и будет соблюдать православные каноны, но будет отрицать его дух. А мы должны молиться обо всех русских людях, в том числе на Украине, о единении их в вере православной», - призвал отец Александр.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, напомнил: «Духовные связи между православными странами остаются независимыми от политических реалий. Так случилось с Грузией: Грузинская и Русская Православная Церковь даже в момент наивысшего обострения отношений сохранили духовное, литургическое единство - и между священниками, и между мирянами. Думаю, и на Украине единство будет сохраняться, если сами люди пытаются сохранять веру и отстаивать храмы. Все-таки тысяча лет объединяет украинский и русский народы, а с точки зрения церковной это вообще единый православный народ».
«Эти духовные связи легко разорваны быть не могут, а гонения в конечном счете только укрепляют единство. Известно, что на крови мучеников крепнет Церковь, и те, кто готов отдать свою жизнь за веру, укрепляют и созидают Церковь. Будет раскол, будут униаты, и Католическая церковь будет присутствовать на Украине, это неизбежно. Но Православие на Украине сохранится, и, несмотря на политические пертурбации, конфликт завершится миром рано или поздно», - уверен отец Андрей.
«Сегодня для поддержки единства необходима общая молитва. Сейчас во всех храмах России читают специальную молитву по благословению Патриарха Кирилла, везде оказывается помощь беженцам. И в отличие от украинцев мы не отделяем себя от западной или восточной части страны, а стремимся к тому, чтобы мир наступил как можно скорее», - заключил пастырь.
Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, считает, что Украина была и остается православной страной. «Вряд ли группы бандитов, нападающие на беззащитных священнослужителей, смогут изменить эту ситуацию, - пояснил он. - Ведь политики Украины, развязавшие травлю клириков канонической Православной Церкви – обыкновенные двоечники, которые плохо знают историю. Нерон, Лев Исаврянин, Дху-Нуваз, Сигизмунд,
Ленин, Хрущев и прочие деятели пытались силой оружия и страхом победить Церковь. Но каждый раз, какими бы сильными ни были гонения, исполнялись слова Священного Писания: "Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей" (Мф.16 : 18). Чтобы не прервалась духовная связь России с Украиной, нужно прибегать к самому сильному оружию Церкви – молитве. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в каждом православном храме возносится особые прошения о мире в земле Украинской и мы верим и знаем, что Пастырь добрый не оставит свое стадо».
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, сказал: «Надо обратиться к прошлому, и мы увидим, что на территории Украины, особенно на западе и в центре, в последние лет 400, со времен Брестской унии, отнюдь не все были тверды в православном исповедании: были колебания, конфликты и даже принятие унии с католицизмом. Все это приводило к гражданским войнам, бандитизму».
«Особенно ХХ век был этому свидетель: убийства русских, поляков, евреев и своих собственных украинцев не могут происходить на пустом месте, этому способствует духовный настрой населения. На это закрывать глаза невозможно. Поэтому те мерзости, которые сегодня происходят в отношении православного духовенства, к большому сожалению, ложатся в системный ряд логичных событий прошлого. Необходимо сохранять верность нашей Православной Церкви не только в главном взгляде на вещи. Иной раз представители Православия высказывают свои не очень разумные суждения (отметим, что Патриарх Кирилл и Синод сохраняют безупречную сдержанность во всем, что Украины касается). И потом эти опрометчивые слова служат топливом для разного рода отрицательных явлений. Вот в интернете кто-то выскажет свою неприязнь к украинцам, это тут же тиражируется, мол, "москали" заслуживают только смерти, - они наши враги. А виноваты мы – потому что прежде чем что-то сказать, надо помнить о поговорке: сначала подумай, а потом промолчи», - заключил отец Макарий.