itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Апостол апостолов

Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти святой равноапостольной Марии Магдалины

Пастырская проповедь 
0
375
Время на чтение 4 минуты
Мы помним это Евангелие о встрече Марии Магдалины с воскресшим Христом. Прощеная грешница — первая у гроба Христова рано утром. Так рано, что еще почти ночь. Она принимает Его за садовника. Но когда Господь говорит ей: «Мария», это слово воскрешает в ее сознании всю ее прежнюю жизнь, те сокровенные отношения, которые у нее были с Господом.

Господь говорит ей: «Мария!» Он называет ее по имени. Представьте, что среди самого страшного горя и оставленности кто-то зовет вас с любовью по имени. Это знак очень личного зова. Имя — это личность. И оно, оказывается, может быть призывом к служению. Одно имя «Мария» прозвучало для нее как призвание к новым сокровенным отношениям с Господом. Когда Христос жил земной жизнью по плоти, близкое общение у Него могло быть только с теми, кто был рядом с Ним. Теперь Он воскрес, Его уже нет рядом с нами, Он — в нас. И это есть самое глубокое общение. Мария Магдалина узнает Его, и говорит Ему: «Раввуни!» Равви — это учитель, тот кто учит. А Раввуни — учитель, который имеет сокровенную власть над душой, то есть Господь. Все иудеи называли Христа «равви», «учитель Израиля». Но до этого момента мы не слышим нигде в Евангелии обращения «Раввуни». Здесь Раввуни, Господь. И это показывает также, как Мария отвечает на зов Христов. Она как бы говорит: «Готово сердце мое, Господи, я сделаю все, что Ты мне скажешь».

И Мария протягивает руки, чтобы коснуться Христа, а Он останавливает ее. Такое впечатление, будто Мария спешит ухватиться за ноги Господа. Его присутствие слишком ощутимо. «Не прикасайся ко Мне», — говорит Господь. Не надо больше к Нему прикасаться. Земная жизнь Господа — только этап. Хотя она исходит из Его Воплощения. Но теперь все земное миновало. Господь еще не восшел к Отцу. Когда Он взойдет к Отцу, Его присутствие в мире будет всеохватывающим, но уже не ощутимым. Он будет в ней, но не рядом с нею.

И вот что чрезвычайно важно: «Не прикасайся ко Мне… а иди к братьям Моим». Христианская жизнь не заключается в таинственных переживаниях, сентиментально-романтической мистике. «Иди к братьям Моим». Впервые Господь называет так Своих учеников: «братья Мои». Церковь — братское общение друг с другом в Господе. Христос как бы говорит ей: «Мария, Я посылаю тебя на служение проповеди Воскресения». Она свидетельствует о присутствии воскресшего Христа свободным послушанием Богу. И это служение связано с братской жизнью: «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».

Христос — Превечный Сын, мы — сыновья, по приобщению Христу. Тому, Кто по естеству — Сын Отца Небесного. Мы становимся сыновьями Того же Отца, но по причастию Его Божественному усыновлению. Наша жизнь и вера даны нам, чтобы мы могли возвестить другим, что видели Господа. Мария Магдалина идет к ученикам, чтобы возвестить им, что она видела Господа, и что Он сказал ей эти слова. Она — апостол апостолов, потому что осталась у гроба и плакала, ожидая утешения в терпении. Не существует апостольства без жизни, знающей главную тайну. Это невозможно, мы должны это понять. Она — апостол апостолов, потому что она Воскресение Христово видела. И все верные за каждой воскресной всенощной вместе со всей Церковью исповедуют в Духе Святом: «Воскресение Христово видевше».

В книге Деяний Апостолов мы слышим в пасхальные дни об избрании Церковью нового апостола на место отпавшего Иуды. Обязательным условием было, чтобы этот человек был свидетелем Воскресения Христова. И это же условие сохраняется на все времена для всех, кто ищет священства. В мире, где торжествует смерть, никто не может проповедовать о победе над смертью, пока не увидит Христово Воскресение. Я знаю одного священника, который служит уже более тридцати лет. В молодости у него был период, когда он ходил, вернее, бегом бежал в храм каждый день, потому что из года в год на Пасху и не только на Пасху Господь утешал его обильной благодатью. Это было время, когда в священники с высшим образованием нельзя было пробиться, и послаблений в этом плане от советской власти не предвиделось. Да и сам он, вне зависимости ни от чего, никогда не помышлял о служении в Церкви. Тем не менее в беседе с одним духовно опытным человеком, с которым он делился самым сокровенным, он однажды невольно спросил, для чего Господь сподобляет его такой милости. «Для того чтобы ты жил согласно этому дару», — ответил тот. «Но это слишком много для одного человека», — подумал он тогда. Хотя один человек, согласно Евангелию, так же дорог для Господа, как и вся Церковь, и не мерою дает Бог Духа, однако тайны веры открываются всегда для служения. Не обязательно для священнического. Можно всю жизнь оставаться мирянином, и быть, подобно Марии Магдалине, в своей мере, апостолом апостолов — благовестником и духовной опорой даже для священников. Но все заключается в том, чтобы, по слову Откровения, «не оставить первую любовь свою». Потому что, как говорит преподобный Макарий Великий, он знал немало таких, кто был чрезвычайно облагодатствован и потом пал самым жалким образом.

Мы должны быть очень внимательными, потому что христианин — это тот, кто имеет личные отношения с Господом. Он знает тайну и одновременно призван к деятельной жизни. Первая любовь — это духовная память, которая помнит не только события, но внутреннее всех вещей и смысл всех испытаний. Не просто, что такой-то человек, которого я любил, умер. Но когда человек, которого я любил, умер, Господь просветил меня изнутри, что это значит. Эта болезнь, которая меня сковала, и от которой я исцелился, — внешняя память плоти. А духовная память — память присутствия Божия во всех событиях. Перед Евангелием о встрече Марии Магдалины с воскресшим Христом мы читаем о том, как апостолы Петр и Иоанн, узнав от нее, что унесли Господа из гроба, побежали вместе ко гробу. Апостол Иоанн вошел, и, как сказано, «он увидел и уверовал». Таково зрение веры, равное очевидности видения. Все внешнее — это «плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте».

Разумеется, речь не идет для нас о том, чтобы видеть Господа так, как видела Его Мария Магдалина, но мы должны узнать реальность Бога подлинно духовным образом, а не одним разумом. И только в той мере, в какой мы узнаем духовно реальность Бога, можем мы о Нем возвещать другим. В противном случае мы будем проповедовать идею — может быть, самую замечательную, но не более чем идею. И немного найдется охотников слушать нас. Потому что люди всегда отличают идею от реальной жизни. Надо чтобы Церковь, каждый из нас, мог возвещать то, что мы видели. Только видеть для нас, очевидно, имеет иной смысл — видеть по дару Христа невидимое, которое становится видимым по мере того, как мы приобщаемся Его крестной пасхальной любви.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Апостол апостолов

автор пишет - "Потому что люди всегда отличают идею от реальной жизни. Надо чтобы Церковь, каждый из нас, мог возвещать то, что мы видели. Только видеть для нас, очевидно, имеет иной смысл — видеть по дару Христа невидимое, которое становится видимым по мере того, как мы приобщаемся Его крестной пасхальной любви" Как следует понимать этот оборот - "пасхальная любовь" - не просто любовь, а имнно пасхальная?
Лебядкин / 04.08.2014, 06:43
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Грех Каина
Слово в среду 2-й седмицы Великого поста
27.03.2024
Дар Божий
27 марта — празднование Феодоровской иконы Божией Матери
26.03.2024
Как оказались мы в Православной Церкви?
Евангелие Недели 1 Великого поста (Ин, 5 зач., 1, 43—51)
24.03.2024
Где торжество Православия в сегодняшнем мире?
Слово в Неделю Торжества Православия
23.03.2024
Враг старается осквернить святыню поста
Слово в день памяти святого великомученика Феодора Тирона
23.03.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Ориентир Великого поста
22 марта — память 40 мучеников Севастийских
22.03.2024
Где огонь, который Христос пришел принести на землю?
Слово после чтения Великого канона преподобного Андрея Критского в четверг
21.03.2024
На последнем Суде
Слово после чтения Великого канона преподобного Андрея Критского в среду
20.03.2024
Богослужение особой духовной красоты
Сегодня — первая литургия Преждеосвященных Даров
20.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30