Как справедливо отметил С.С.Ольденбург, «только условия военного времени, опрокинувшие всякие нормальные бюджетные соображения, позволили провести меру, которая означала отказ государства от самого крупного из своих доходов. Ни в одной стране до 1914 года еще не принималось такой радикальной меры борьбы с алкоголизмом. Это был грандиозный, неслыханный опыт. Конечно, через некоторое время развилось тайное винокурение, и появились всевозможные суррогаты спиртных напитков; но – особенно при отсутствии ввоза из-за границы – можно сказать, что потребление спирта в России за первые годы войны уменьшилось в несколько раз».
Эксперт по экономическим и юридическим вопросам, работе со СМИ, трезвенник-собриолог, активист Союза борьбы за народную трезвость (СБНТ), движения «За сухой закон» Денис Шевчук размышляет о благотворных последствиях введения ограничительных мер.
Давайте вместе окунёмся во время дореволюционной России и посмотрим, как принимался первый «сухой закон».
К 1913 году потребление алкоголя на душу населения в год составило 3,14 литра. Россия по этой позиции занимала предпоследнее место в десятке наиболее развитых стран (на последнем месте была Норвегия). И даже такой уровень алкоголизации в традиционно трезвой России был неприемлем.
В 1914 году Государь Николай II приступает к ещё одной реформе.
С.С.Ольденбург, «Царствование Императора Николая II»: «Государь при своей поездке по великорусским губерниям, видел светлые проявления даровитого творчества и трудовой мощи; но рядом с этим с глубокой скорбью приходилось видеть печальные картины народной немощи, семейной нищеты и заброшенных хозяйств - неизбежных последствий нетрезвой жизни. Я пришёл к твёрдому убеждению... что нельзя ставить в зависимость благосостояние казны от разорения множества моих верноподданных».
Но, перед тем, как Николай II повелел установить ограничения на продажу спирта, вина и водочных изделий, в России велась огромнейшая просветительская работа в лице представителей интеллигенции: Л.Н.Толстой, А.Ф.Кони, Ф.М. Достоевский, Д.Н.Бородин, Н.М.Нижегородцев, В.М.Бехтерев, Д.Н.Воронов, И.В.Сажин... К 1913 году в России насчитывалось около 1800 обществ трезвости с общим числом членов более полумиллиона! Издавалось множество журналов – «Деятель», «Царицынский трезвенник» и др. Выходили специальные трезвенные издания: «Трезвые всходы», «Сеятель трезвости», «Вестник трезвости», газета «Трезвость». Троице-Сергиева лавра выпускала Троицкие листки: «В чем корень пьянства», «Всем пьющим и непьющим»... Велась великая кропотливая антиалкогольная работа - по всей стране!
А каковы были результаты нашего «сухого закона»? Они потрясающие!
Потребление упало до 0,2 литра. Число «новых» алкоголиков сократилось в 70 раз, преступность - втрое, нищенство - вчетверо, вклады в сберкассы выросли в четыре раза. Благодаря тому «сухому закону» в стране потребляли меньше, чем в 1914-м, аж до 1963 года! О росте благосостояния трудового населения можно судить по тому, что в 1913 г. было внесено в московские сберкассы 3.250.000 руб., а в 1914 г. внесено 6.000.000 руб.
«Мы ещё в начале этого явления и благодеятельные последствия его ещё впереди, - писал публицист М. Меньшиков, - но со всех сторон идут телеграммы и письма о чудесном преображении народной жизни! Все увидели, что полная трезвость возможна, что она легко достижима, что, кроме лишь совершенно больных делириков, водка ни для кого не составляет потребности и что единственно лишь общедоступность водки питает безобразное явление пьянства народного. О, какое это было бы великое, желанное, спасительное для народа дело! Это было бы более, чем свержение татарского ига или крепостного права,-- это было бы свержение дьявольской власти над Россией...».
После введения «сухого закона» 1914 г. все образованные люди с большим интересом следили за результатом этого закона. Оправдает ли русский народ их ожидание и перейдёт ли к трезвому образу жизни или же, как предсказывали враги трезвости, он будет громить винные погреба, устроит бунт и прекратит работу?
Не было ни гибели пьяниц, ни винных бунтов. Только 2,8 %, то есть самые заядлые алкоголики, с трудом отвыкали от вина. А 84 % опрошенных требовали, чтобы «сухой закон» был сохранен не только на время военных действий, а на вечные времена, а 74 % - за запрещение навсегда всех алкогольных изделий.
В это время комиссия при Русском обществе охраны народного здоровья даёт заключение:
1. Алкоголь, по природе своей вещество наркотическое как в чистом виде, так и в различных разведениях (водка, пиво, виноградные вина), проявляет самое ядовитое действие на живой организм и в особенности на нервную систему, половые клетки.
2. Как вещество ядовитое, алкоголь не может ни в каком размере быть причислен к укрепляющим или питательным продуктам.
3. Многочисленными, строго научными опытами и наблюдениями установлено, что все отправления организма (питание, рост, размножение, физическая и умственная работа, самозащита от болезней и неблагоприятных физических влияний) протекают лучше при полной трезвости и, наоборот, даже так называемое «умеренное» потребление спиртных изделий ослабляюще влияет как на отдельные организмы, так и на все общество.
4. Ни теоретически, ни практически невозможно указать предельную дозу алкоголя или степень его разведения, которая была бы для организма безвредна.
Удивительно, но многое пересекается и с нашим временем.
Представители пивной и винной промышленности предлагали свои слабоалкогольные изделия якобы из желания добра и содействия отрезвлению народа. Постоянная комиссия подчеркнула, что такая политика имеет большие отрицательные стороны:
а) нет противодействия, а напротив - поощрение стремления людей одурманиваться;
б) потребление не меньшего, а большего количества алкоголя (в расчете на чистый алкоголь);
в) вовлекаются в потребление алкоголя более широкие слои женщин и детей, что губит будущее страны;
г) ещё больше разоряется потребитель.
Та же комиссия, рассмотрев докладную записку представителя пивоваренной промышленности, на основании отзыва врачей, решила:
1. Пиво всякой крепости должно определяться не иначе как «спиртной напиток».
2. Пиво - напиток вредный для организма.
3. Оно - не питательный напиток.
4. Возрастание потребления пива ничуть не уменьшает потребление водки.
5. Разрешение свободной продажи пива при запрещении водки создаст пивной алкоголизм не только между мужчинами, но и между женщинами и детьми.
Но противодействующие отрезвлению силы были очень велики.
Ещё до объявления «сухого закона», в 1911 г., барон Гинзбург, встревоженный ростом антиалкогольного движения, в своем кругу заявил: «От поставок водки для казенных винных лавок, от промышленного винокурения я получаю больше золота, чем от всех моих золотых приисков. Поэтому казенную продажу питий надо любой ценой сохранить и оправдать в глазах пресловутого общественного мнения».
В 1912 г. к академику И.П.Павлову обращаются с вопросом о создании подобной лаборатории. Он ответил следующим письмом: «Институт, ставящий себе непременной целью открыть безвредное употребление алкоголя, по справедливости не имеет права именоваться или считаться научным...». Подобный же отзыв об этой затее дал профессор А.Введенский.
Когда не удалось провернуть эту аферу, виноделы, пивовары, виноторговцы начали искать обходные пути. Как пишет А.И.Введенский, <<они апеллируют к высшей справедливости и даже религии, отстаивают интересы государственного хозяйства, берут под защиту свободу личности, пугают тайным винокурением и распространением суррогатов, прозрачно угрожают винокурением и даже горячо стремятся содействовать отрезвлению народа...».
В ответ на это был помещён отзыв выдающегося швейцарского учёного с мировым именем - А. Фореля: «...желать заменить водку пивом (или вином) - это означило заменить беса Вельзевулом».
Так откуда же взялся миф о том, что русские - пьющая нация?!
Всё очень просто. Его придумали те, кому выгодно, чтобы наш народ как можно больше употреблял алкоголя, т.е. игроки алкогольного рынка. Это они чуть ли не ежеминутно вбивают этот миф в наше сознание с помощью скрытой рекламы.
Разумеется, в данном мифе были заинтересованы не только дельцы, но и исконные враги русского народа. Они давно рассматривают алкоголизацию России как один из видов направленного против нас оружия.
Политики, которые кровно заинтересованы в прибылях от алкоголя, которые и пришли в политику, чтобы лоббировать свои корыстные интересы, но никак не интересы народа, вымирающего от алкогольного зелья. Именно алкогольные лоббисты и придумывают мифы о якобы несостоятельности «сухих законов».
Пресса же не всегда компетентная в алкогольной проблеме, да и зачастую сами корреспонденты и режиссеры не трезвые, разносят ложь и страшилки через свои статейки и фильмы в народ. Так навязываются мифы и ложь.
А теперь к чему привели антиалкогольные ограничительные меры 1985-1989 годов:
1. Преступность сократилась на 70%.
2. Меньше стало психически больных людей. Освободившиеся в психиатрических больницах койки были переданы для больных другими заболеваниями.
4. Увеличилось потребление молока населением.
5. Улучшилось благосостояние народа. Укрепились семейные устои.
6. Производительность труда в 1986-1987 годах повышалась ежегодно на 1%, что давало казне 9 миллиардов рублей.
7. Количество прогулов снизилось, в промышленности на 36%, в строительстве на 34% (одна минута прогула в масштабе, страны обходилась в 4 миллиона рублей).
8. Возросли сбережения. В сберкассы внесено на 45 миллиардов рублей больше.
9. В бюджет за 1985-1990 годы денежных средств от реализации алкоголя поступило меньше на 39 миллиардов рублей. Но если учесть, что каждый рубль, полученный за алкоголь, несет 4-5 рублей убытка (а сейчас 20 рублей убытка), сохранено было в стране не менее 150 миллиардов рублей.
10. Повысились нравственность и гигиена.
11. Уменьшилось число травм и катастроф, убытки от которых снизились на 250 миллионов рублей.
12. Почти исчезла гибель людей от острых отравлений алкоголем (Если бы не закоренелые алкоголики, которые пили всё, то острых отравлений от алкоголя не было бы совсем!!!)
13. Значительно снизилась общая смертность. Смертность населения в трудоспособном возрасте уменьшилась в 1987 году на 20%, а смертность мужчин этого же возраста на 37%.
14. Выросла средняя продолжительность жизни, особенно у мужчин: с 62,4 в 1984 году до 65 лет в 1986 году. Снизилась детская смертность.
15. Вместо прежнего унылого мрака в рабочих семьях появились: достаток, спокойствие и счастье.
16. Трудовые сбережения шли на обустройство квартир. Покупки стали более целесообразными.
17. Ежегодно продавалось продуктов питания больше на 45 миллиардов рублей, чем до 1985 года, вместо наркотических ядов.
18. Безалкогольных напитков и минеральных вод продавалось на 50% больше.
19. Резко уменьшилось число пожаров.
20. Женщины, почувствовав уверенность в завтрашнем дне, начали рожать. В России в 1987 году количество родившихся детей было самым больших за последние 25 лет.
21. Меньше стало самоубийств.
В 1985-1987 годах умирало в год на 200 тысяч человек меньше, чем в 1984 году. В США, к примеру, такого снижения добились не за год, а за семь лет.
Как отмечает священник Михаил Романюк, «из 150 святых, в житии которых говорилось об их отношении к вину, 140 были абсолютными трезвенниками, и только 10 из них держались умеренности (при чем умеренности того вина, которое по своему содержанию близко стояло к виноградному соку, сильно разбавлялось)».
Как отмечает кандидат химических наук, православный трезвенник, диакон Иоанн Клименков своей работе «Образ и значение вина в текстах Пятикнижия Моисеева», 13 слов иврита переводились на русский лишь одним словом «вино», хотя имели разные значения.
Святитель Тихон Задонский: «Есть две дороги, выбирай любую: одна служит врагу, а другая – Богу. Хочешь служить врагу – пей сам вино, пиво, водку, угощай людей, справляй крестины, свадьбы, похороны с угощением – и послужишь врагу. Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много ни мало, а совсем брось для того, чтобы не подавать соблазна людям. Второе: брось обычай угощать других на проводах, свадьбах, крестинах, не бойся того, что осудят тебя за это люди. Бойся не людей, а Бога. Дело это – не шутка. И если мы не на словах только христиане, а хотим и на деле служить Христу и Богу, то нельзя нам по-прежнему пить вино и угощать им. Давайте же сделаем так, и помоги нам Бог».
В Задонском монастыре хранятся мощи великого святого Тихона Задонского, известного своей трезвенной деятельностью. Будучи епископом Воронежской епархии, он столь страстно проповедовал трезвость, что в его приходе перестали покупать вино. За это местные виноделы написали царю жалобу о недоборе алкогольных акцизов, и св. Тихона уволили со службы, после чего он вскоре умер в Задонском монастыре.
Преподобный Серафим Саровский: «Вот вам мое завещание: не имейте в дому своем не только вина, но даже и посуды винной».
Святитель Феофан Затворник: «Винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан».
«Не обманывайтесь... пьяницы...Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9-10).
«Диавол ничего так не любит, как роскошь и пьянство, поскольку никто так не исполняет его воли, как пьяница». Святитель Иоанн Златоуст.
«Только призыв к полному воздержанию, а не просто к "умеренному употреблению", сможет сегодня уберечь людей от алкоголизма». Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин).
В Ветхом Завете священникам дана была заповедь: «вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою... Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого» (Лев. 10, 8—10).
«Несмотря на то, что алкоголь есть злейший враг каждой истинной религии, иные думают привлечь, как видите, лучшую из всех религий (христианство) на свою сторону, чтобы одержать верх над нами и нашими стремлениями». Доклад «Против ли нас (абстинентов) Библия?» священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого.
«…Итак, трезвость пусть будет священной и обязательной для всех служащих алтарю Господню», «Прежде всего, всякий будет сам благим примером трезвости… Горе нам – пастырям, если соблазняем на вино наших верных. Тут дело даже не в пьянстве, а только в том, что "и батюшка пьет”, если он даже только одну рюмку выпьет. Нужно считаться с народной психологией и с народной слабостью, ищущей себе всякого оправдания. А, кроме того, кто поручится, что выпивающий только по рюмочке не будет и горько пить и не сделается пьяницей? Ведь никто не родился пьяницей, а пьяницами делались, начиная только с "умеренного и разумного" выпивания». Священномученик Андроник (Никольский), епископ Пермский.
Сообщество православных трезвенников.
Сайт Иоанно-Предтеченского Братства «Трезвение» РПЦ.
Сайт Союза борьбы за народную трезвость.