Лучший способ достигнуть благосостояния

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю 8-ю по Пятидесятнице

Пастырская проповедь 
0
1240
Время на чтение 4 минуты
После мученической смерти Предтечи Господь оставляет народ, чтобы побыть в уединении. Крестная Его смерть, в которой до конца будет явлена Его любовь к роду человеческому, теперь вплотную приблизилась к Нему. Он уплывает на лодке на другой берег, а толпы народа следуют за Ним. Такое место занимает Христос в жизни людей, что уход Его от них еще больше влечет к Нему. И еще большие толпы собираются вокруг Христа после мученической смерти Предтечи. Таково участие святых в распространении в мире благовестия Христова. Благодаря их страданиям свет Христов достигает все новых и новых людей.

Когда Христос и слово Его изгоняются из мира или удаляются от нас из-за нашей нераскаянности, лучше для нас, преодолевая все преграды и все, что требуют от нас наши плоть и кровь, следовать за Ним. Пусть жизнь вокруг нас кажется нам пустыней — присутствие Христа, Его слово могут в одно мгновение пустыню превратить в райский сад. Потому что велика любовь Господня и безмерно сострадание Господа нашего к тем, кто следует за Ним.

Когда Он увидел множество людей, слышим мы в сегодняшнем Евангелии, Он сжалился над ними. Никто как Христос, не имеет такой жалости к человеческим душам. Его сострадание к людям поистине не имеет конца. Все Евангелие раскрывает нам именно такой лик Христа. Он не только жалеет людей, Он помогает им. Сколько тех, кто были больны и исцелели — а теперь, когда Он видит их голодными, Он насыщает их.

Ученики, наверное, полагали, что день напряженнейшего труда наконец-то завершен, и теперь можно отпустить народ. Но Христос не может отпустить людей голодными и повелевает Своим ученикам накормить их. Удивительное дело — не только народ влечется ко Христу, но и Сам Христос не хочет расставаться с теми, кто приходит к Нему. «Не надо им уходить, — говорит Он, — лучше вы сейчас же дайте им есть». Господь для тела (1 Кор. 6, 13) — это Его рук творение, это то, что, как и душу, Он пришел искупить. Он Сам облекся телом, и Ему надо научить нас полагаться на Него во всем, что касается наших телесных нужд. Если мы ищем Царства Божия, если это наша главная мысль и забота, все остальное приложится нам — так, как Он считает полезным для нас. То есть так, чтобы это укрепляло нас на нашем пути к Царству Божию.

И вот перед нами — чудесный пир, на котором угощает Сам Христос. Кто-то заметил, что по числу гостей можно судить, сколько заплачено за пир. Их было пять тысяч, не считая женщин и детей, но Он мог бы накормить и все человечество. Как и кормит, между прочим. Желая только одного — чтобы мы не лишились небесного пира Агнца. В том-то и дело, что остается вопрос: все ли они пошли после этого за Христом? Или насытились и ушли от Него навсегда? А может быть, были среди них такие, которые потом кричали: «Распни Его!»

Нам радостно думать, что Церковь — это множество людей, и отрадно видеть, когда много народа собирается в храме на праздник. Это добрый знак. Но все ли, выходя из храма, сохраняют слово Господне в сердце своем? Сколь многие из ходящих в храм, когда пришла революция 1917 года, оказались среди врагов Христовых! И мы знаем, что это не было последним испытанием Церкви.

Прежде всего Господь хочет напитать нас словом истины, и только потом совершается чудо. Пять хлебов и две рыбы. Во-первых, это очень немного — всего-то для небольшой семьи. Им самим этого может не хватить. И во-вторых, — самая простая, обычная пища. Ни вина, ни деликатесов. Не потому ли, чтобы мы не искали разнообразия и утонченности в пище и во всем земном, но только самое необходимое? Однако самая простая еда может стать чудесно вкусной, вкуснее всего на свете. Так Великим постом Господь возвращает нам вкус к самой простой еде как к чуду. Так монастырская еда исключительно вкусна, оттого что приготовлена с благословением Божиим и с молитвой. И по этой причине всякая христианская трапеза должна непременно предваряться молитвой.

Христос посадил людей на траву, где нет, кажется, даже самого необходимого: ни скатерти, ни тарелок, ни ложек — не то что царского великолепия. Но Он показывает, что Царство Его — не от мира сего.

Какой же тайне Царства Божия научил Господь этим чудом апостолов и всю Церковь? Когда в мире нужда, и у нас самих очень мало, мы должны давать другим из этого малого. Это есть лучший способ получить большее. Для этого нужно все принести Христу. Здесь — Божий ответ на все времена — на то, что на самом деле означают экономические проблемы, над разрешением которых бьется человечество.

Только так мы можем достигнуть процветания и благосостояния — положить все в руки нашего Господа, чтобы Он распорядился этим как Ему угодно, и чтобы мы могли взять это обратно из Его рук. И тогда все не только стократно увеличится, но и станет безмерно более сладким для нас. Вот почему святая Церковь видит в этом чуде прообраз Евхаристии и предвкушение грядущего Царства Небесного.

Служители Христовы никогда не смогут наполнить небесной пищей сердца людей, если прежде Христос не наполнит их руки. В этом смысл ученичества Христова: то, что Господь дает Своим ученикам, они должны давать людям.

Обратите внимание на то, как умножились хлебы: не так чтобы вдруг возникли горы еды, но по мере того как совершалось раздаяние. Так благодать и то, что по благодати, растет (как пламя от одной свечи тысячам других), когда раздается. Не ищите прежде всего царства земного. В то время как все земное гибнет, исчезает при трате, духовные дары (и все земное, когда оно определяется исканием небесного) умножаются.

Человек, узнавший чудо любви Христовой, дает радостно и свободно, и получает все больше и больше. Как сказано в Евангелии, после умножения хлебов осталось двенадцать коробов кусков — по коробу для каждого апостола — чтобы они могли продолжить жизнь так, как учит Христос. То, что они отдали, они получили снова, и с этим получили бесконечно большее. Чтобы они и все мы знали, что Христос дает не скупо, но щедро и с избытком.

Церковь призывает нас сегодня увидеть, что жизнь чудесна. Святые отцы говорят, что в чуде умножения хлебов явлена та же самая Божия сила, которая каждый год умножает семена, посеянные в землю и, как в первые дни творения, повелевает земле приносить свой плод. Так что отданное земле пригоршнями, возвращается снопами. Это Господне делание, и это наше участие в чуде Господнем.

Благословен Бог наш! Если бы весь наш народ, все человечество собрались у ног Его, то хватило бы для всех, и достаточно было бы для каждого. Но самое главное — уже здесь и сейчас началось бы Царство Небесное.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

8. Ответ на 7., Лебядкин:

Так это же к тебе, Лебядкин, в первую очередь относится ) Ты не бандеровец, случайно? это они все с ног на голову переворачивают. Это же ты всех за раз осудил: "почему земное благо никак не отрицается Церковью, но ради блага земного часто Церковь отрицается?". Если ты отрицаешь Церковь ради земного блага, то так и говори, про себя. А не за всю Одессу. Понял?
М.Яблоков / 04.08.2014, 17:06

7. Ответ на 6., М.Яблоков:

Рот свой закрой, Лебядкин! Или я тебе буду его закрывать, понял?

"1 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то' же. 2 А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. 3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то' же? 4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? 5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, 6 Который воздаст каждому по делам его: 7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия,- жизнь вечную; 8 а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде,- ярость и гнев. 9 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! .... 24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников..." - /Послание к Римлянам святого апостола Павла, гл. 2/
Лебядкин / 04.08.2014, 06:39

6. Ответ на 4., Лебядкин:

Рот свой закрой, Лебядкин! Или я тебе буду его закрывать, понял?
М.Яблоков / 03.08.2014, 16:26

5. Лучший способ достигнуть благосостояния

"Так благодать и то, что по благодати, растет, когда раздается. ...все земное гибнет, исчезает при трате,духовные дары (и все земное, когда оно определяется исканием небесного)умножаются." Замечательные проповеди у батюшки. Спасибо коллективу сайта за возможность их прочесть.
АБС / 03.08.2014, 13:28

4. Ответ на 2., М.Яблоков:

Кем отрицается? Вами?

Яблоков! Вы стали не в меру вскижчивы и экзальтированны. Выпейте валерьянки. И избавьте меня лично от проявлений Вашего внимания. Не превращайте серъёзный вопрос в подмостки для своей демонстративности.
Лебядкин / 03.08.2014, 13:25

3. Ответ на 1., Лебядкин:

Благосостояние - вот - увы или ах - ключевое слово нашего века. И всё опять упирается в трактовку и понимание называемого словом "благо" .Ибо благо - только в Боге - но почему оно бывает и небесное, и земное, почему земное благо никак не отрицается Церковью, но ради блага земного часто Церковь отрицается?Вот на какие вопросы хотелось бы - пусть косвенно, пусть неявно - но получить ответ.И в чем причина нашего непонимания того, чем и в чём является для нас, таких разных, благо?

Хороший вопрос.Замечательный.Причина нашего непонимания заключается в том,что человеком нарушается полнота мышления. Божией полноте ума человек противопоставил свое понимание. И родился парадокс. Кант об этом четко говорит: разум человека запутывается,как только отходит от связи с опытом. Да. Но только и опыт ведет человека к антиномии чувства и веры,например когда Авраам принес в опыте и вере своего сына в жертву Богу,то Авраам поступал строго по опыту,строго по опыту подчиняясь Богу, и это вменилось ему в веру. Отсюда вытекает,что все существующие парадоксы являются таковыми просто потому,что где-то прервана полнота мышления.А это значит,что всякий парадокс можно решить в полноте мысли. Например,когда говорят,что "данное утверждение есть ложь",то это - парадокс. А если добавить полноту и сказать,что данное утверждение есть ложь,окутанная правдой,то - нет парадокса.Как только мы находимся в данном утверждении,мы -лжем,как только закончили его - выходим к правде и утверждаем,что данное утверждение - действительно есть ложь. Или, парадокс:"идет дождь,но я в это не верю". Решение состоит в том,что человек не верит в дождь. И все.Ибо все - по вере. Или,про черепаху и Ахиллеса... при условии,что двигаясь в одном направлении между ними увеличивается расстояние следует,что они двигаются в противоположные стороны друг от друга. То есть Ахиллес не потому не может догнать черепаху,что она двигается вперед,а потому,что она повернула в другую сторону,или он повернул в другую сторону. Ведь опыт ясно показывает,что Ахиллес легко обгоняет черепаху и финиширует.А вот в мышлении оборванная полнота создает парадокс (иллюзию)того,что мол,черепаху невозможно обогнать Ахиллесу,бегущему много быстрее ее. Кант и говорит - нельзя рассматривать идею в отрыве от опыта. И опыт в отрыве от идее - так же нельзя рассматривать,ибо ведет к парадоксу Авраама (далеко не каждый может преодолеть ноумен опыта). Откуда это? От падения мышления человека. И падшее мышление - вовсе не материя.Падшее мышление привело к Потопу.А материя - Закон Идеи Патриархов в допотопном мире ведущих родословие апологии Мира Божия ,духом,в среде развращения как природы,так и человеков. Материя освещена и утверждена Богом,именно как реальность данная нам в ощущениях. Ведь так и гворят о материи материалисты марксистско-ленинской философии. Да,но только они говорят половину полноты картины мышления. И рождают парадокс. А из парадокса рождается противоречие.Решение парадокса - в полноте картины мышления. Будучи рожденные в н.к.ф.,марксизм-ленинизм должен вернуться от парадокса материализма к полноте духовного мировоззрения. И отец ,родоначальник этой философии является Кант,дающий начало и современной науке.А Православие хранит картину полноты мышления непротиворечиво. Но,в гражданском обществе действует идеология,основанная на науке и философии. Государство и религия вполне могут быть параллельны,не совпадая,двигаясь в одном направлении в согласном созвучии. Но,пока мы видим,что линия гражданского общества впала в разного рода антиномии ,вызванные парадоксами материализма,из-за неполноты мышления.С другой стороны - чистота веры Православной,обладающая полнотой мышления.И хорошо,что Государство придерживается линии православной полноты мышления. Но,плохо то,что в философии и идеологии мы эту полноту до сих пор не находим в том,из чего вышли: нам ,нашему гражданскому обществу и государству требуется решить парадоксы и противоречия н.к.ф. в согласии друг с другом и полноте мысли.
Бондарев Игорь / 03.08.2014, 13:21

2. Ответ на 1., Лебядкин:

но ради блага земного часто Церковь отрицается?

Кем отрицается? Вами?
М.Яблоков / 03.08.2014, 11:54

1. Re: Лучший способ достигнуть благосостояния

Благосостояние - вот - увы или ах - ключевое слово нашего века. И всё опять упирается в трактовку и понимание называемого словом "благо" . Ибо благо - только в Боге - но почему оно бывает и небесное, и земное, почему земное благо никак не отрицается Церковью, но ради блага земного часто Церковь отрицается? Вот на какие вопросы хотелось бы - пусть косвенно, пусть неявно - но получить ответ. И в чем причина нашего непонимания того, чем и в чём является для нас, таких разных, благо?
Лебядкин / 03.08.2014, 10:05
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Тайна скорого услышания
22 ноября — празднование иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.2024
Дом, который оставляет Христос, становится пуст
Евангелие пятницы (Лк, 73 зач., 13, 31—35)
22.11.2024
Знамение нашего спасения
20 ноября — празднование иконы Божией Матери «Взыграние Младенца»
21.11.2024
Силоамские башни не перестают падать
Евангелие четверга (Лк, 70 зач., 13, 1—9)
21.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Законодательством, полицией, налоговой инспекцией мир не исцелим»
Человек не должен лениться, но нельзя трудиться постоянно без отдыха и молитвы
23.11.2024
С нами больше, чем с ними
21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
20.11.2024
«Почему Шнеур Залман не призывал молиться за победу французского оружия?»
У Наполеона была идея создания еврейского государства в Эрец Израэль на сто пятьдесят лет раньше, чем это совершилось
20.11.2024
Меч рассекающий
Евангелие среды (Лк, 69 зач., 12, 48—59)
20.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06