В июле нынешнего года исполняется ровно 70 лет со времени весьма знаменательного события новейшей финансовой истории. С 1 по 22 июля 1944 года в США в курортном местечке Бреттон-Вудс проводилась международная валютно-финансовая конференция, в которой участвовало 44 государства, включая СССР. Решения конференции заложили основы послевоенной мировой финансовой системы, которая получила название Бреттон-вудской. Она основывалась на золоте и долларе, а также обязательстве Вашингтона обеспечивать свободный размен «желтого металла» на «зеленую бумагу». В 1970-е годы Бреттон-вудская система приказала долго жить, на ее смену пришла так называемая Ямайская система. Эта система уже полностью «эмансипировалась» от золота, стала опираться на бумажный доллар. Он был подкреплен «черным золотом», поэтому Ямайскую систему также называют нефтедолларовой, оно продолжает свое существование до сегодняшнего дня.
Однако полностью Бреттон-Вудс из современной жизни не ушел. На конференции 1944 года были созданы два международных финансовых института, которые продолжают функционировать и в настоящее время. Речь идет о Международном банке реконструкции и развития (МБРР) и Международном валютном фонде (МВФ). Они уже давно испытывают в своей деятельности серьезные проблемы, а в отношении МВФ можно даже употребить слово «кризис». И вот в момент 70-й годовщины Бреттон-Вудской конференции по указанным международным финансовым институтам был нанесен еще один чувствительный удар, последствия которого пока трудно просчитать. Этот удар исходил из не менее красивого и живописного, чем Бреттон-Вудс местечка. Это курортный город Форталеза, который находится в Бразилии.
Нынешний саммит стран БРИКС, проходящий в Бразилии в городах Форталеза и Бразилиа, имеет обширную повестку дня (координация стран-членов БРИКС в ООН, механизмы консультаций внешнеполитических ведомств в случае возникновении региональных конфликтов, выработка совместных мер противодействия односторонним экономическим санкциям со стороны США, международная информационная безопасность, борьба с терроризмом и т.п.). На полях саммита проходили и продолжают проходить параллельные мероприятия. В частности, встреча представителей бизнеса (более 900 человек, в том числе 50 из Российской Федерации).
Однако, пожалуй, главным вопросом, повестки дня саммита стало принятие решений о создании двух международных финансовых организаций. Речь идет о Банке развития и Фонде валютных резервов. Вопрос о создании этих организаций готовился уже давно. Еще в 2012 году на саммите G-20 страны БРИКС на своей параллельной встрече озвучили эти планы. На саммите G-20 в Петербурге в сентябре 2013 года этот вопрос продолжал обсуждаться. Озвучивались кое-какие детали проекта, однако было видно, что страны еще не достигли полного консенсуса по всем параметрам двух организаций. Но все эти проблемы и неувязки уже позади, к саммиту в Бразилии все разногласия были преодолены. В Форталезе происходило лишь протокольное мероприятие по подписанию документов. Официальное название создаваемых институтов - Новый банк развития и Пул условных валют. Впрочем, в СМИ их нередко дают более простое название - Банк БРИКС и Фонд БРИКС.
Создаваемый Банк БРИКС станет одним из крупнейших многосторонних банков развития в мире. Страны БРИКС условились об объеме разрешенного капитала банка в 100 млрд. долларов, распределенный капитал - 50 млрд. долларов, оплаченный - 10 млрд. долларов. Банк отрыт для принятия новых участников из числа членов ООН, но доля БРИКС не должна опускаться ниже 55%. Т.е. контрольный пакет всегда будет находиться в руках пяти стран-учредительниц. Формирование оплаченной части капитала должно завершиться в течение нескольких лет. Распределенный и оплаченный капиталы распределяются в равных долях между странами-членами БРИКС, каждая из них имеет равные права в управлении. Таким образом, доля России в оплаченном капитале - 2 млрд. долларов, оплата, как заявил министр финансов РФ А.Силуанов, будет происходить за счет средств бюджета Российской Федерации.
Россия, Китай, Индия, Бразилия и ЮАР выделят по 10 человек, которые составят профессиональный костяк создаваемого Банка развития БРИКС. Глава российского банка развития (ВЭБ) Дмитриев отметил, что уже принято решение о скорейшем подключении национальных банков развития к работе министерств финансов стран-участниц БРИКС в становлении Банка развития. Пока неизвестно, кто может возглавить банк. Предполагается, что штаб-квартира Банка будет располагаться в Шанхае (КНР).
Все решения будут приниматься специальным большинством, предполагающим поддержку четырех из пяти представителей государств БРИКС, или двумя третями голосов (в случае расширения состава членов). Заработать банк может уже в следующем году, если все участники успеют ратифицировать необходимые документы и перечислить вовремя из бюджетов необходимые суммы. Предполагается, что банк будет финансировать инфраструктурные проекты стран-участниц. Одним из первых проектов может стать строительство сети наземных станций для системы ГЛОНАСС. Размещение наземных станций на территории стран БРИКС сделает систему ГЛОНАСС более надежной и конкурентоспособной, надеются российские лоббисты этой идеи. БРИКС располагает уникальным геостационарным преимуществом: страны-участницы расположены на четырех континентах.
Теперь о Пуле условных валют. Идея создания пула валютных резервов БРИКС впервые была высказана на встрече лидеров стран БРИКС в Лос-Кабосе в июне 2012 года. На пленарном заседании саммита в Бразилии выступил президент России, который сообщил, что кроме Банка развития стран БРИКС подписан документ о создании пула условных валют и что размер этого пула - еще 100 млрд. долл. Пул создается, по словам президента России, для возможной защиты от рисков на мировых финансовых рынках. Иначе говоря, для выравнивания платежных балансов в результате их резких изменений путем выдачи на возвратной основе тех иных валют. Путин дипломатично заявил, что его беспокоит «политика западных государств, которая в последнее время не отличается продуманностью и долгосрочным видением перспектив». Если между Новым банком развития и Всемирным банком много схожего, то Фонд БРИКС нельзя буквально сравнивать с Международным валютным фондом. МВФ - полноценная международная финансовая организация со своим капиталом, штаб-квартирой, уставом. Фонд БРИКС - лишь механизм, или пул, который не предполагает на данном этапе создания штаб-квартиры. Пул является «условным» - это значит, что резервные активы стран - участниц пула не используются до того момента, как решение об удовлетворении заявки страны-участницы будет принято постоянным комитетом пула, в который будут входить представители всех пяти стран - членов БРИКС, координирующую роль по управлению ресурсами Пула будут играть центральные банки стран-участниц. Если в Новом банке развития доли стран-членов БРИКС одинаковы, то в Фонде БРИКС никакой «уравниловки» нет. Главным «донором» в Фонде будет Китай. Достигнута договоренность, Китай внесет в фонд 41 млрд. долл., Бразилия, Индия и Россия по 18 млрд. долл., а ЮАР - 5 млрд. долл. Но предоставлять деньги из фонда нуждающейся стране будут с учетом национального коэффициента, или так называемого «мультипликатора». Для Китая мультипликатор составит 0,5. То есть Китай, в случае необходимости, может получить из Фонда не 41 млрд. долл., а половину. Для ЮАР мультипликатор равен двум, для остальных стран - единице. Если говорить о России, то ее доля в Фонде - 18 млрд. долл., ровно столько же она может получить из Фонда. Средства Фонда будут складываться из золотовалютных резервов стран-членов. Пока в Бразилии подписано лишь рамочное соглашение. Рабочее соглашение «прямого действия» будет заключено позднее между центральными банками стран-членов.
Оценивая решения, принятие на саммите в Бразилии, некоторые мировые СМИ сравнивают их с решениями Бреттон-Вудской конференции 1944 года. Наверное, это определенный перебор. Трудно сейчас предсказать, насколько четко и последовательно страны БРИКС будут выполнять принятые в Бразилии решения. Неизвестно, какой может быть реакция Запада на эти решения. Реакция может быть как конструктивной, положительной, так и агрессивной, негативной. По нашему мнению, решение о создании Пула условных валют предполагало не только реализацию практической задачи выстраивания новой мировой валютно-финансовой системы, альтернативной ныне существующей (ямайской). Скорее, это был очередной сигнал Западу, прежде всего, Вашингтону. Сигнал, целью которого было сдвинуть процесс реформирования Международного валютного фонда с мертвой точки. Как известно, в 2010 году страны-члены МВФ приняли решение о корректировке квот Фонда, уже четырнадцатой с момента образования этой организации. Решение предусматривало корректировку долей стран в капитале и голосах с учетом изменения их экономических позиций в мире. Кроме того, предусматривалось удвоение капитала Фонда. Наконец, была достигнута договоренность, что следующая, пятнадцатая корректировка будет проводиться на основе новой формулы, которая более объективно учитывает позиции стран-членов в мировой экономике. Нынешняя формула переоценивает удельный вес стран Запада и недооценивает соответствующие показатели развивающихся стран, в том числе стран БРИКС. Все страны уже ратифицировали четырнадцатые корректировки. За исключением одной страны - США. Вашингтон фактически заблокировал процесс реформирования МВФ, опасаясь, что практическая реализация решений, принятых Фондом в 2010 году приведет к утрате контроля над Фондом со стороны Соединенных Штатов (у них пока сохраняется «блокирующий пакет», который составляет 15%; доля США в капитале на данный момент около 17%). Многие конгрессмены задают вопрос: зачем нам ратифицировать 14-е корректировки, если не сегодня-завтра мы может утратить контроль над Фондом? Ведь Вашингтону при этом придется перечислить в Фонд более 60 млрд. долл. А многие «народные избранники» на Капитолии полагают, что лишних денег у Вашингтона нет. Президент Б.Обама пытается «продавить» ратификацию, потому что без такой ратификации Фонд не сможет оказать необходимой помощи Украине. Но с другой стороны, ратификация усилит позиции стран БРИКС и их союзников и единомышленников (типа Аргентины) в Фонде. Конгрессмены и политики прекрасно понимают связь между проблемой реформирования Фонда и событиями на Украине. Но последствия ратификации разные группы американских политиков просчитывают по-разному.
Еще раз повторю: никакого Фонда БРИКС в Бразилии пока не было создано. Рамочное соглашение - что-то наподобие «протокола о намерениях». Многостороннее соглашение между Центробанками стран БРИКС будет подписано позднее. Впрочем, сдается мне, что двухсторонние соглашения подобного рода (о предоставлении резервных валют) между рядом стран БРИКС уже имеются. Денежные власти стран БРИКС действуют крайне осторожно. Заявлено, что Фонд БРИКС будет действовать в тесном «тандеме» с МВФ. Следовательно, группа БРИКС войну Вашингтону не посмела объявить.
С учетом сказанного полагаю, что решение в Форталезе о создании Пула условных валют можно рассматривать как «мягкий нажим» на Вашингтон. Делается еще один (101-й) намек Вашингтону: скорее ратифицируйте 14-е корректировки квот МВФ. Уже в ближайшее время будет понятно: оказало ли решение о создании Фонда БРИКС хоть какое-то влияние на настроения «народных избранников» на Капитолийском холме. Сдается мне, что дело с «мертвой точки» там не сдвинется. А, следовательно, прожив на белом свете семь десятков лет, МВФ может скоропостижно скончаться. Или превратиться в лежачего больного с диагнозом «паралич». Но тогда тем виртуальным Пулом виртуальных валют, о котором шел разговор в Форталезе, не обойдешься. Потребуется полноценная международная финансовая организация с гораздо большей капитализацией, более широким членством, иными принципами работы и управления.
Валентин Юрьевич Катасонов, доктор экономических наук, профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова
1. Re: Форталеза – Бреттон-Вудс II?