«Среди активной части болельщиков, то есть среди фанатских объединений, я думаю, число неоязычников составляет как минимум треть», - заявил председатель Объединения спортивных болельщиков Всеволод Алексеев в эфире программы «Вечность и время» на телеканале «Спас», сообщает Интерфакс-Религия.
В.Алексеев указал, что среди молодежи количество неоязычников довольно велико. По его мнению, противопоставить этому нужно активную проповедь Православия в этой среде, развеивая мифы неоязычников, в частности, о том, что Православие – «религия слабых».
В свою очередь глава Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин представил портрет современного человека, сочувствующего неоязычеству. По его словам, это человек, у которого нет никакой религиозной практики, который не знаком и с Православной Церковью, хотя, возможно, что-то читал о христианстве в интернете. «У него есть несколько лозунгов, которые ему симпатичны: «Я славлю Правь. Я поклоняюсь настоящим русским богам. Мне не нужно христианство, мне не нужно ничего, что связано с вашей Церковью, властью, государственной системой».
Доцент Свято-Тихоновского православного университета священник Михаил Плотников полагает, что «неоязычество и неолиберализм признают проявления страстей и греха в человеке нормальными, естественными, стремятся их освятить, легитимизировать».
Идея вседозволенности, «делай что хочешь, в этом весь закон», как говорил Алистер Кроули (идеолог оккультизма и сатанизма), - она общая в неолиберализме и в неоязычестве», - отметил он.
Напомним, год назад о том, что «языческие боги вышли из музеев», писал протодиакон Андрей Кураев: «У нас заработала "машина времени": самые архаичные верования, самые странные, вдруг оживают в головах. Даже по московским паркам ходят неоязычники, воздающие почести Даждьбогу, Стрибогу и так далее. Разумеется, когда религия отмирает, она уходит в мир сказок или игр. Но сегодня-то маятник качается в другую сторону… Как итог мы видим совершенно безумное с христианской точки зрения поведение российских туристов: оказываясь за границей, они начинают участвовать во всех местных обрядах — индуистских, ламаистских и вообще каких угодно... Христиане первых веков даже понарошку в такие игры не играли бы — за это отлучали от Церкви, и они предпочитали умереть, но не участвовать в языческих обрядах. Я вообще считаю, что это огромное упущение в церковной проповеди и пастырстве последних десятилетий: новое язычество не замечается».
Отметим, что за последние годы неоязычники не раз «отметились» осквернениями православных святынь, памятников и тому подобными выходками.
«Согласны ли вы, что неоязычество превращается в серьезную проблему? Сталкивались ли вы с нею сами? В чем, на ваш взгляд, причины его распространения?» - с такими вопросами корреспондент
Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, отметил, что любой человек ищет защиты и помощи у Бога.
«В том числе и многие спортсмены накануне соревнований (и не только) приходят в храм, чтобы получить благословение священника или духовного лидера другой конфессии. Кстати, в христианстве, в духовной жизни, и в спорте много общего. В спорте есть тренер, который подсказывает, как правильно разыграть ту или иную комбинацию. В духовной жизни - наставник. Он учит, как расти духовно. Важно, что верующие люди, а среди них есть и спортсмены, помнят слова Спасителя: "Где двое или трое соберутся во имя Моё, там Я среди них"», - процитировал слова Священного Писания владыка.
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, заявил, что лично не сталкивался с этой проблемой. Он полагает, что это поветрие среди молодежи рано или поздно пройдет, как и любые увлечения.
«А почему они увлеклись неоязычеством – другой вопрос. Когда образуется духовный вакуум, люди думающие пытаются найти определенный смысл в жизни, в происходящих событиях. Если они не могут сделать это традиционным путем, начинается поиск, в данном случае - чего-то необычного, эффектного. Особенно это присуще молодежи», - считает священник.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, также заявил, что у него нет личного опыта, благодаря которому он мог бы утверждать, что неоязычники представляют какую-то силу.
«Хотя я, конечно, слышал о нескольких нашумевших делах с их участием. Но, похоже, это движение и впрямь укрепляется и развивается. Православие в нашей стране еще не настолько окрепло, не завоевало должного авторитета, чтобы активно оказывать влияние на такие молодежные движения. Для молодежи привлекательнее активные действия, к которым призывает неоязычество. Правда, когда ты что-то делаешь, нужно думать о последствиях своих поступков. А этому неоязычество как раз не учит. Но для молодежи характерно не задумываться о последствиях. Поэтому для нее так привлекательны эти разрушительные настроения», - продолжил он.
«К тому же здесь играет роль недопустимо низкий уровень образования в школах. Наш народ выбрал свой исторический путь, ту веру, которая на протяжении тысячелетия формировала его национальный характер, культуру традиции, обычаи. Эта вера образовала нашу государственность, благодаря ней наш народ выходил победителем на всех исторических этапах своего развития. Молодые люди не знают и не понимают, что тысячу лет назад, когда князь Владимир сделал свой исторический выбор, православных на Руси было гораздо меньше, нежели язычников. Но почему-то "могучие" язычники тогда отступили. С помощью массовых манипуляций – в том числе байками об "исконных богах" и прочем - людей подталкивают к разрушительным действиям. Мы не умеем говорить об этом достаточно убедительно и громко – в этом наша слабость. Нам этому нужно учиться, не теряя времени», - заключил священник.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, подчеркнул, что христианство - это религия сильных духом людей.
«Сильных своей жизненной позицией, своей активностью. А неоязычество – это как раз религия слабых. Там культивируется расслабленность, полная неспособность чем-либо заниматься кроме удовлетворения своих страстей. И дух современного мира как раз наполнен этим, - как американцы говорят, "картофельное пюре на диване", - то есть какая-то теплая, большая и мягкая масса. Если общество не будет воспитывать крепких людей, на которых можно опереться во всех отношениях – в семье, армии, спорте, то вырастим кучу навоза, с которой можно делать что угодно. Видимо это тенденция всего мира – сделать из людей послушное аморфное нечто. Именно это называется либерализм, демократия, неоязычество и т.п.», - заключил он.
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, отметил, что неоязычество неоднородно: это совокупность различных направлений, причем у них нет ни устоявшейся религиозной практики, ни вероучительной системы.
«Это вообще не совсем религия. Конечно, мы в Синодальном миссионерском отделе следим за ситуацией - как в регионах, так и в целом этой среды. Нетрудно понять, почему футбольные фанаты часто становятся неоязычниками: всегда удобна такая религия, которая не требует от человека нравственно совершенствоваться. Правда, эта "религия сильных" как-то не очень помогла нашей команде на чемпионате мира по футболу», - добавил он.
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, полагает, что неоязыческое движение не слишком широко распространено даже среди молодых людей.
«Но я знаю совершенно точно – оно распространяется не только среди фанатов, но и в спортивных клубах, - в основном бойцовских. И это и впрямь происходит из-за незнания основ христианского мировоззрения. Духовный вакуум молодежь стремится чем-то заполнить – хотя бы суррогатом религии самого нелогичного, нерационального содержания. Хотя можно было бы и задуматься: если уж наши предки еще в X-XI веке отказались от язычества, - может, у них были на то веские основания? Мы должны проводить просветительскую работу среди населения, не принуждая молодежь становиться православными, но предоставляя им альтернативу. Нельзя допустить, чтобы молодые люди становились жертвами ложной пропаганды», - заключил он.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, считает, что проблема связана не с религиозным сознанием, а с модой.
«Для тех молодых людей, у которых нет ценностных ориентиров, вполне естественно увлекаться тем, что внешне кажется привлекательным, связанным с силой духа, якобы с историческими традициями, идеей сверхчеловека. Все связано с единой общей природой человека, который живет, как правильно сказал отец Михаил Плотников, определенными страстями, и который довольно плохо представляет себе не только христианскую, но и вообще религиозную практику. С этой точки зрения мусульмане и иудеи вызывают больше уважения: они-то понимают во что верят, как и почему. А неоязычество нарастает там, где у людей вообще нет никакого представления о том, что такое религиозная жизнь, религиозные обязательства. Им не столько проповедовать надо, сколько просто просвещать. И, конечно, это связано с определенной социальной средой. Например, футбольные болельщики или по другим интересам объединенные люди - у них нет глубокой укорененности в традиции, но они чем-то увлечены в силу определенных обстоятельств. Если обстоятельства изменятся, то и увлечение пройдет. Футбольные болельщики начинают сами решать проблемы тогда, когда бездействует власть, что неоднократно мы уже наблюдали. Если власть активно ведет за собой эту определенную часть общества, то и вопроса не будет. Так что я вижу проблему организационную, просветительскую, общественную, которую надо, конечно, решать», - заключил священник.
Священник Георгий Белодуров. клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, отметил, что проблема, конечно, есть.
«Мы-то понимаем, что у неоязычества будущего нет, потому что вместо традиции у них фальшивка. Все их источники не старше ХХ в. Та же Велесова книга - подделка, что давно доказано наукой. Ну а даже если вдруг нашли бы неоязычники действительно древние рукописи… Христианство же не случайно вытеснило язычество по всей Европе. Ведь Киевская Русь искала свое место, как сейчас говорят, в глобальном мире. Искала себя в различных религиозных системах, которые окружали ее. Христианство - это победа над духами природы, выход на уровень Единого Творца природы, которому подчиняется все. А у язычников в лесах свои духи, в реках свои. Все населено непонятно кем. Языческая мифология вообще довольно примитивна. Христианство стоит существенно выше», - продолжил он.
«Так чем же берет язычество молодых парней? Во-первых, это попытка объявить христианство племенной религией. По их словам, поклоняться "распятому трупу еврея" - ниже их достоинства. То есть они пытаются перевести христианство из мировой религии на уровень чего-то простейшего. Во-вторых, древнейший подход: мол, у каждого народа свои боги. Народ сильный - и боги сильные, и наоборот. Их разглагольствования о славянских богах – это просто мечта о сильном народе с сильными богами. Опять примитивизация. Ну и вдобавок язычество же – это не вера в собственном смысле: обожествление природных стихий мало чем отличается от атеизма. "Подкрасить" материализм проще, чем пробиться к вере. И еще: не случайно в свое время свастики-"коловраты" стали очень популярны у неонацистских группировок в нашей стране. Нацизм используется неоязычниками, - а болельщики не исключение, среди них хватает националистических горячих голов. Кстати, в Одессе в сжигании людей в Доме профсоюзов участвовали футбольные болельщики-националисты», - добавил священник.
«Христианство - это удел слабых? Это же просто смешно. Александр Невский, генералиссимус Суворов, адмирал Ушаков – хороши "слабаки". А они все были очень верующими, и вера им помогала. "Претерпевший до конца, тот спасен будет" – так сказано в Евангелие. Но язычники же не читают Евангелие, им это неведомо. Так что главный способ борьбы с неоязычеством – преодоление религиозной безграмотности. Нам нужно показать в христианстве основу нашей духовной и национальной культуры. До принятия христианства и русского народа не было, а было множество разных племен. Тут просто нужно просвещение, нужны элементарные знания», - заключил о. Георгий.