Попрошайничество и просьба о милостыне - разные вещи

Православные священнослужители о предложении руководства московской полиции выделить попрошайничество в отдельный состав административного правонарушения

0
1882
Время на чтение 9 минут
Представители Главного управления МВД России предложили столичной Думе выделить попрошайничество в отдельный состав административного правонарушения в московском КоАП и установить штрафы за него в сумме от 2,5 до 5 тысяч рублей. Сейчас за «приставание к гражданам в общественных местах» по статье 3.8 КоАП Москвы штрафуют от 100 до 500 рублей или же просто ограничиваются устным предупреждением. 

Тунеядцы, изображающие нищих, особенно с детьми, - привычная картина не только в метро и на вокзалах, но и в парках и на улицах столицы и других крупных городов. Предупреждения и порицания на попрошаек не производят никакого впечатления, а 100 и даже 500 рублей штрафа они компенсируют в течении нескольких часов за счет сердобольных граждан. 

Как пишет «Российская газета», на самом деле попрошайничество - не просто хорошо налаженный бизнес, но и разветвленная инфраструктура с хорошо структурированной иерархией. По сути - своеобразная мафия, где есть свои «крестные отцы», «смотрящие», «солдаты» и обычные работяги. В этом сообществе можно встретить и долларовых миллионеров, и наркодилеров, и наемных убийц. Каждая «точка», где сидят попрошайки, или маршрут в метро взяты на строгий учет и должны приносить конкретный доход. Определенный минимум надо отдать главарю, остальное - в личный доход. Такие «рабочие места» покупаются, чужаков изгоняют или убивают. В общине попрошаек время от времени находят убежище объявленные в розыск опасные преступники и даже террористы. 

Особая проблема - дети, которых попрошайки используют для «вышибания слезы» у граждан. Бывает так, что малышей для этого даже похищают. А чтобы дети не капризничали, им постоянно дают снотворное, разбавленный алкоголь и даже наркотики. У попрошаек дети долго не живут. 

Regions.Ru спросили священнослужителей, как, на их взгляд, следует должен относиться к тем, кто просит милостыню на городских улицах (в том числе возле храмов).

Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, отметил, что любую инициативу можно извратить. 

«Заставь дурака молиться Богу, он расшибет лоб. Но это вовсе не означает, что молиться Богу – плохо. Соответственно, и предложенная правоохранителями инициатива возникла не на пустом месте У меня, как у священника, настоятеля храма, регулярно возникают контакты с людьми, которые собирают милостыню. Мне несложно быстро определить, действительно ли человек нуждается в помощи, или же это способ паразитирования на человеческом милосердии, - своего рода бизнес. Если применять меры воздействия не ко всем попало, а только к паразитирующим гражданам, я бы предложенную инициативу всецело поддержал. Существует много механизмов для оказания помощи нуждающимся. Это различные социальные службы, которые действуют в городах. Те, кто и впрямь нуждается, охотно используют возможность отправиться в такие центры, а "бизнесмены от нищенства" уклоняются от этого, им достаточно собрать деньги. Вот это с помощью закона и нужно пресекать», - заключил священник.
 
Протоиерей Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, декан исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, отметил, что меры, предложенные Главным управлением МВД России, своевременны. 

«Хорошо, что на это обратили, наконец, внимание. Решением проблемы необходимо заняться всесторонне. Необходима также профилактическая работа. Ребенок - очень удобный инструмент для вымогательства. Итог: сломанные судьбы детей, их подорванное здоровье. Вот здесь свою энергию могут применить и органы опеки и попечительства, - вместо того, чтоб вмешиваться по каким-то своим соображениям в дела нормальных семей.  Попрошайничество - проблема каждого большого города, особенно мегаполисов, Москвы. Как правильно утверждают авторы предложенной инициативы, зачастую мы имеем дело с криминальным бизнесом. Конечно, существующее законодательство неадекватно масштабу проблемы. Авторы инициативы правы - ситуация должна меняться. Как относиться верующему человеку к просящим милостыню? Когда-то такой вопрос встал и перед отцом Иоанном Кронштадтским. Он был священником Андреевского собора в Кронштадте, а Кронштадт в то время был местом административной высылки бродяг и попрошаек из Санкт-Петербурга. Из Кронштадта они выехать не могли, и там попрошайничали, пьянствовали, разбойничали. Иоанн Кронштадтский стал к ним ходить, за ними ухаживать. Больным приносил лекарства, с детьми играл, пьяниц увещевал, голодных кормил, раздетых одевал. Нередко он возвращался домой без верхней одежды и босиком, отдав свои вещи нуждающимся. Все больше людей ждали его у храма, и он раздавал милостыню каждый день огромному количеству людей. Его попрекали, что таким образом он не лечит, а усугубляет эту социальную болезнь. И в какой-то момент он осознал, что подаяние - не панацея и даже не профилактика, а наоборот, приводит к увеличению случаев попрошайничества. И он создал в Кронштадте первый Дом трудолюбия. Это было учреждение, где создавали условия, чтобы человек мог сам обеспечивать себя едой и всем минимально необходимым», - продолжил священник. 

«Мне кажется, верующие люди, не оставляя ни в коем случае личной благотворительности, должны думать, как совместными усилиями найти способы, формы, возможности для социальной реабилитации нуждающихся в этом. Создавать благоприятные условия для тех, кто попал в тяжелые условия по стечению обстоятельств и хочет изменить свою жизнь. Борьба правоохранительных органов с мафией, поставившей попрошайничество на поток, работа такого общественного института, как Церковь, могли бы дать хорошие результаты», - заключил батюшка.
 
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил, что давать милостыню – безусловно, важная составляющая в деле нашего спасения. 

«Сам Христос призывал нас быть милостивыми, ибо мы сами будем тогда помилованы. Лишать людей этой возможности – по сути, идти против Бога. А если кто-то сомневается, что перед ним нуждающийся человек, а не мошенник - существует, во-первых, совесть, а во- вторых, правоохранительные органы. И у государства, чтобы выявить и осудить мошенников, уже есть необходимые механизмы. Предпринимать новые меры, которые попросту перечеркнут целую миссию, лишать людей надежды на решение сложных жизненных обстоятельств, недопустимо. Государство становится на какой-то непонятный страшный путь в своем развитии, если лишает своих граждан возможности быть добрыми и милостивыми, а также лишает надежды тех людей, которые оказались в трудных жизненных ситуациях», - подчеркнул он.
 
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, отметил, что нельзя путать два понятия: попрошайничество и просьбу о милостыне. Это разные вещи. 

«Просьба о милостыне – просьба о помощи человека, попавшего в сложную жизненную ситуацию, или того, кто в силу каких-то обстоятельств не имеет возможности сам поддерживать свое существование. А попрошайничество – образ жизни, который заключается в том, чтобы не работать. Поэтому главное - уметь отделять попрошайничество от Божеской милостыни. А распознать людей, которые просто попрошайничают, не сложно - они просят денег. А человек, попавший в сложное положение, просит оказать ему содействие в решении его проблемы. Необходимо создавать социальные институты, где помогали бы людям, попавшим в сложное положение. Иногда помощь должна быть долговременной. Любой храм - это место, где должна быть проявлена любовь, где человек может получить благотворительную помощь. И при храмах должны быть соответствующие службы. В нашей церкви эффективно работает отдел по социальному обеспечению. У сотрудников этого отдела есть опыт работы с такими людьми, и они очень быстро могут разобраться, кто перед ними: те, кто действительно попал в сложное жизненное положение или просто желающие получить прибыль. Так, социальные службы не дают человеку, которому нужно, например, уехать, денег на руки. Ему покупают билет, сажают его в поезд. Желание помочь человеку делом очень важно. Это помогает решить проблему, сделать так, чтобы люди не паразитировали, а получали помощь, если в ней действительно нуждаются», - заключил священник.
 
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, сообщил, что всегда дает своим прихожанам установку: если человек просит помощи - разберись в ситуации. 

«Хочет кушать – накорми, нужна одежда – одень, нужна медицинская помощь – окажи эту помощь. И тут же вы во всем разберетесь. Как только человек начинается отказываться от помощи – все понятно: ему нужны деньги, и вовсе не на то, на что он просил. Поэтому я всегда говорю: нужно оказывать адресную помощь. Конечно, проще бросить просящему деньги и пойти своей дорогой. Но оказывать такую "слепую милостыню", наверное, не совсем правильно. В нашем храме мы кормим нуждающихся, даем им одежду, можем пристроить на ночлег. А когда человеку нужны только деньги – значит, он на этом зарабатывает, причем, как правильно было подмечено, порой не выбирая средств. За эксплуатацию детей я бы давал реальные сроки. Это недопустимо», - заключил он.
 
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии по вопросам семьи Орловско-Ливенской епархии, отметил, что человек, тем более христианин, должен быть милосердным. Господь никогда не гнал тех, кто нуждался. 

«Но если человек просит оказать ему "помощь", а на самом деле не нуждается, а тем более, когда он втягивает в свой «бизнес» несовершеннолетних, - конечно, необходимо наводить порядок. Нужно проверить: действительно ли человек не получает пенсию, пособие, находится ли он на краю пропасти - или же занимается этим "бизнесом". Хотя из личного опыта я знаю: люди, которые действительно нуждаются, милостыню просят редко. Впрочем, разобраться в ситуации, на мой взгляд, несложно. Этих людей не так уж много, не полстраны же у нас, в самом деле, просит милостыню. Если человек действительно нуждается, и не может ничего другого делать, кроме как просить подаяние, почему мы не должны проявить к нему милосердие? А если занимается преступной деятельностью, втягивает детей - нужно привлекать его к уголовной ответственности», - заключил священник.
 
Иерей Святослав Шевченко, руководитель пресс-службы Благовещенской епархии, отметил, что к этой проблеме у него особое отношение – он постоянно видит, как возле храмов стоят люди, собирающие «подаяние» на алкоголь. 

«Из встречавшихся мне людей, промышляющих подаянием, 90-95% - обманщики и лгуны. Иногда попадаются благообразные бабушки, которым, может, действительно не хватает пенсии на жизнь, но это исключение. У нас возле храма даже случались пьяные потасовки, когда люди, получив желаемое, почти тут же напивались, начинали скандалить, хамить, избивать друг друга. А к каждому такому человеку полицейского же не приставишь. Некоторые из них не просят подать деньги, а буквально их вымогают, обступая прохожего со всех сторон. Просят подаяния здоровые мужики, которые могут мести улицы, работать грузчиками - уж если у них нет образования. Мой знакомый предприниматель, верующий человек, как-то предложил одному из попрошаек поработать дворником на территории возле своего офиса. Пообещал платить приличную зарплату, назначил этому человеку день и час, но он не пришел, зато так и продолжает "нести дежурство" возле храма. Люди, преследующие корыстные цели, могут сказать что угодно, дабы разжалобить. Некоторые говорят, что им нужны деньги на билет, но когда доводишь их до кассы, оказывается - билет им уже не нужен. Или они берут его, а потом сдают», - продолжил он. 

Нужно или нет подавать милостыню тому, кто о ней просит? Апостол Павел говорил: «Да запотеет милостыня в руке твоей». Это значит, отмечает священник, что милостыню нужно подавать с рассуждением. Один человек действительно нуждается в помощи, а другому мы лишь поможем увязнуть в трясине. 

«Так что я считаю инициативу МВД России своевременной. Таких людей нужно дисциплинировать. И вообще я за возвращение лечебно-трудовых профилакториев, чтобы люди могли там проходить реабилитацию и возвращаться к нормальной жизни», - заключил он.
 
Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, считает, что верующий не должен специально разбираться в мотивах просьбы человека, если тот обратился к нему за помощью. 

«Святой Иоанн Златоуст говорил о том, что если человек не совершает милостыни и не проявляет заботу о бедных, он не достигнет спасения. С другой стороны, иногда совершенно очевидно заметно, что просят "на продолжение банкета", используют спящих, - то есть как правило накачанных каким-нибудь наркотиком – детей… Тут уж стоит подумать, будет ли польза от такой милостыни», - продолжил он. 

«Просьба о помощи возможна в любом месте, в том числе возле храма, если это не превращается в балаган и приставание, когда бегут за людьми даже в храм. Самых наглых попрошаек мне пришлось увидеть в Греции, - кажется, это были румынские цыгане: они шли за нашей делегацией больше километра. При этом они громко кричали, оскорбляли, требовали дать им денег и были похоже не на нуждающихся христиан, а на банду грабителей», - заключил священник.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии