Заместитель председателя комитета Государственной Думе по науке и наукоемким технологиям Михаил Дегтярев (ЛДПР) направил обращение Институту русского языка им. В.В. Виноградова РАН с просьбой о возвращении традиционному русскому термину «Малороссия» официального статуса для обозначения Республики Украина наряду с существующим общепризнанным международным названием «Украина», пишет Regions.ru.
Парламентарий указывает, что в российском государстве данные территории с XIV века назывались Малой Русью и Малороссией. Такое же обозначение использовалось и в российской исторической науке до октябрьского переворота 1917 года, а также как официальное обозначение современной украинской территории в государственной документации. В частности, в документах переписи населения России 1897 года присутствует только этническая подгруппа «малороссы» как одна из трех частей русской нации.
Кстати, вопреки утверждениям советской пропаганды, слово «Малороссия» не несло никакого уничижительного оттенка, а означало «исконную», «изначальную» Русь: Великой же Русью называли области более поздней колонизации (точно так же «Великой Грецией» в древности называли греческие колонии в Италии, а сейчас говорят о «большой Москве» или «большом Лондоне» имея в виду город вместе с пригородами и городами-спутниками).
Один из самых авторитетных энциклопедических словарей — Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона указывает, что в конце XVI века Южная Русь, входившая тогда в состав Великого княжества Литовского и Русского, стала одним из регионов созданной Речи Посполитой. Именно польская политическая элита ввела для южных русских княжеств термин «Украина» (окраина королевства).
В русском языке и государственных документах термин «Украина» стал официально употребляться после революции 1917 года и начала большевистской политики украинизации. Термин же «Малороссия» стал опальным, а малороссийская самоидентификация жителей этой территории как части русской нации стала заменяться построением идеи украинской нации.
В обращении парламентария указано, что термин «Малороссия» ранее использовался в официальных актах России и в российской историографии для обозначения сначала левобережной Украины, а позднее — всех земель нынешней Украины.
Вместе с тем, очевидно, что введение слова «Малороссия» в официальный обиход вызовет на нынешней Украине резкое недовольство и очередной виток обвинений России в великодержавности и имперских поползновениях.
Regions.ru попросили священнослужителей прокомментировать предложение Дегтярева.
Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, заявил: «Это дело самой страны, ее жителей называть ее так, как они хотят, чтобы она называлась. Я не думаю, что президент России, Госдума будут стремиться воплотить в жизнь инициативу, предложенную господином Дегтяревым».
«Нужно разобраться сначала с происходящим в своем доме, - предложил пастырь, - а потом уж предлагать посмотреть жителям другой страны, что творится у них под носом. А то как-то некрасиво получается. Для начала бы в России следовало вслед за городами переименовать и улицы. Вернуть им старые названия, показать: мы ценим нашу историю. А потом уже требовать, чтобы ту или иную часть земли переименовали».
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, считает, что предложение Дегтярева исторически обоснованно и имеет право на существование. «Но будет ли соответствующее решение принято или нет - решать нашим законодательным органам, - подчеркнул он. - Они для того и существуют, чтобы утверждать законодательные акты».
«Со всей стороны могу сказать: это было бы справедливым решением, - полагает отец Александр. - Термин "Украина" не настолько укоренился в нашей истории, в нашей исторической науке, в нашей культуре и, конечно, менее предпочтителен. Но я бы не хотел, чтобы возвращение исторического названия вызвало какие-нибудь конфликты. А так это совершенно справедливо. Я считаю, этот вопрос поставлен своевременно, и был бы рад, если б он разрешился так, как предлагает господин Дегтярев».
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил: «Мне кажется, это предложение было бы уместно, если бы мы жили в едином государстве, куда входила бы и Украина. Вот тогда можно было бы вернуться к историческим наименованиям. Но поскольку Украина теперь самостоятельное государство, мы должны придерживаться общепринятых международных правил и именовать ее в своих официальных документах так, как она предлагает именовать себя сама».
«Тем не менее, - продолжил отец Алексий, - из происходящих сейчас событий, безусловно, нужно сделать много выводов. Очевидно: люди продолжают дорожить принадлежностью к определенной нации. Мы стали свидетелями удивительного явления: в XX веке нация формируется буквально из ничего. На Украине отработаны механизмы зарождения нового этноса. Возможно, это всего лишь химера, но опыт оказался настолько удачным, что люди, живущие на этой территории, в большинстве своем не идентифицируют себя с русскими. Этот поразительный факт должен стать для нас с вами важным знаком. Мы должны задаться вопросами: а те, кто сейчас живет здесь, на территории Российской Федерации? Так ли уж безразлично жителям нашей страны, к какой национальности они относятся? Кто для нас русские? Эти вопросы, безусловно, важно осмыслить и учитывать в законных актах, которые должна принимать Госдума».
Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), считает, что вполне понятно, почему такое предложение появилось именно сейчас и именно в такой форме. «Но мне непонятно, почему мы в таком случае старательно называем другие страны из числа новообразованных после распада
СССР, не привычными их русскими названиями. Даже в официальных новостях приходится слышать: "Кыргызстан", "Молдова"… С другой стороны - почему бы не называть Украинское государство так, как оно называет себя само? – задается вопросом пастырь. - Тем более это более привычно слуху, чем "Кыргызстан". Если кто-то станет себя назвать малороссами и появится некое территориальное образование с одноименным названием – тогда и будем называть его Малороссией. Нравится прочим территориям называться Украиной – пусть так и называются. Там и без того сейчас все непросто, так что усугублять ситуацию такими непродуманными решениями - не к месту и не ко времени. Это создаст еще большее напряжение между нашими народами. Вот если это хоть как-то поможет миру на Украине, я готов называть её как угодно».
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии по вопросам семьи Орловско-Ливенской епархии, убежден, что это предложение несвоевременно. «Большая политика не мой конек, и, может, я чего-то не понимаю, но, во-первых, на Украине идет кровопролитная война, - напомнил он. - Людей, находящихся в этой стране у власти, называют неадекватными. Нет, они адекватны, они просто продались за определенные блага и предали свой народ. Переименование ими будет воспринято в штыки и в результате обратится против русскоязычного населения, живущего на Украине».
«Господин Дегтярев не учел, что он сам живет в теплой хорошей квартире, а жители юго-востока Украины находятся в тяжелейшей ситуации и такой шаг будет чреват для них новыми унижениями, а может, и более печальными последствиями, - полагает отец Андрей. - Если бы в этой стране царили мир и спокойствие, можно было бы упражняться в исторических изысканиях, - но не сейчас, когда русскоязычное население притесняют, льется кровь неповинных людей, в том числе детей. Или важнее заниматься словоблудием? Если уж не терпится принимать законы, побеспокойтесь для начала о своем народе. Запретите спайсы. В Орловской области, в районе, где стоит наш храм, только за одну неделю от этого умерли пять человек. Льются материнские слезы, а всем это безразлично. И оттого, что люди видят такое безразличие по отношению к себе, растет социальное недовольство. Нам нужно думать не о том, как переименовать Украину, а о том, как навести порядок у себя».
Иерей Святослав Шевченко, руководитель пресс-службы Благовещенской епархии, считает, что решать, как должна называться та или иная страна, государство, должен народ этой страны. «Как люди этого государства себя идентифицируют, так их и нужно называть, - уверен пастырь. - Очевидно: сегодня той Украины, которая была раньше, нет. Жители этой страны находятся сейчас по разные стороны баррикад. Вряд ли они смогут жить вместе в одной стране после того, что было: бомбежек, гибели мирных жителей… Что бы сейчас ни предприняли власти Украины, миллионы людей видели, что они творят, что творит армия… Не стоит в такой напряженной ситуации заниматься поиском новых названий, нужно дать украинцам самим определиться, как назвать ту страну, те регионы, в которых они будут жить. Кто захочет жить на Украине, тот останется украинцем. Кто не сможет, значит, назовется как-то по-другому. Но мы им указывать не должны».
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, сказал: «Дегтярев абсолютно прав в том, что касается истории. Действительно, понятия "Великороссия", "Малороссия" широко использовались в Российской империи, и, конечно, тогда это никто не воспринимал как ущемление чьих-либо прав: Российская империя воспринималась как единая территория с единым вероисповеданием и, в сущности, с единым народом, исповедующим Православие. Времена изменились, и сейчас говорить об Украине как о части единой Российской территории, конечно, уже нельзя. Украина отделилась от России и стала развиваться как отдельное государство. Это свершившийся факт. Можно спорить, сформировалось ли это государство как единое, национальное, имеет ли оно единое мировоззрение для всего населения территории Украины, - но это уже будут другие вопросы, связанные с историей и политикой. В любом случае, говорить об Украине как о части России в наше время не приходится – я думаю, это очевидно».
«В таких условиях введение нового термина "Малороссия", естественно, вызовет исключительно враждебную реакцию на территории Украины, создаст совершенно ненужное обострение конфликта. Зачем же нам самим вызывать враждебность совершенно по пустому поводу? Уж если о чем и говорить, так о более тесном взаимодействии с Украиной во всех смыслах. Украина настолько отделилась от России, что занимает в последнее время по отношению к ней очень враждебную позицию. И в этом главная беда. Два государства, имеющие общие корни, религию, культуру, язык, мировоззрение - все дальше друг от друга отдаляются. Поэтому надо искать шаги, которые будут сближать два народа, а не разъединять», - считает отец Андрей.