Тревожное время мирового хаоса и разгорающейся войны у границ нашего Отечества стало одной из главных причин проведения 1 июля 2014 года в Доме Пашкова Российской государственной библиотеки Общественной конференции «Самоосознание граждан – будущее России и мира».
В работе Форума приняли участие представители из разных регионов России, среди них — главы администраций, руководителя предприятий, известные общественные и политические деятели, выдающиеся учёные, деятели культуры и искусства, писатели, представители традиционных религиозных конфессий России, предприниматели, педагоги, руководители СМИ и, конечно же, простые люди.
Участники приводили многочисленные примеры гражданского долга и ответственности в истории государства, их большое значение в современной России, переживающей сложнейший период своей истории, искренне веря в возможность объединения здоровых сил, опирающихся на многовековые высокодуховные традиции наших народов, отметив при этом, что противников у созидательного движения очень много, они обладают огромными средствами, контролируют СМИ, особенно электронные, обрушивают на граждан нашей страны потоки лжи и цинизма.
Выступающие представили объективную картину существующего гражданского общества России, его самоорганизации «низовой инициативой», на основе исторического опыта механизмов общественного самообразования и самоуправления в России и за рубежом.
Соборность и общинность – в этом суть исторического объяснения национального характера.
Многие выступающие предложили реалистические и действенные схемы сотрудничества сорганизованных граждан, властей и органов правопорядка для снижения социального напряжения в условиях экономической блокады и войны на Донбассе…
Задачи Форума совпадали с практической деятельностью Межрегиональной общественной организации «Граждане за себя», которая изыскала средства и совместно с Союзом писателей России и Всемирным Русским Народным Собором проделала большую работу по организации и проведению в рамках своего Х съезда — Конференцию неравнодушных людей, в жизни которых доминирует понятие гражданской ответственности.
С основными докладами на конференции выступили председатель Совета Межрегиональной общественной организации «Граждане за себя» И.Р.Ашурбейли (председатель Конференции), Архиепископ Егорьевский Марк, председатель Союза писателей России, заместитель Главы ВРНС В.Н.Ганичев, президент Международного детского фонда А.А.Лиханов, народный артист России М.И.Ножкин, председатель Движения «Россия» Г.Н.Селезнев, председатель Ассоциации промышленников и предпринимателей Арзамаса О.В.Лавричев, член Совета Федерации ФС РФ, председатель Попечительского совета «Прохоровское поле» Н.И.Рыжков, писатель Н.Ф.Иванов, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского Общества Е.А.Агапова.
В заинтересованном разговоре приняли участие главный научный сотрудник ИМЛИ РАН им. А.М.Горького, профессор В.М.Гуминский, лауреат Патриаршей премии имени святых Кирилла и Мефодия Ю.М.Лощиц, представители Новосибирского отделения «Русского собрания» В.В.Дворцов, Кубанского отделения движения «Народное большинство России» С.Н.Макарова, главный редактор газеты «Слово» В.А. Линник, координатор творческого объединения «Земляки» В.Н.Попов (Ангарск), директор Центра Федора Ушакова, член бюро Президиума ВРНС С.И.Котькало, координатор Белгородского отделения ВРНС В.Е.Молчанов, кавалер ордена Красной звезды, полковник В.П.Мельников, заслуженная артистка России Т.Ю.Петрова, заместитель Председателя Международного Сообщества Писательских Союзов В.Г.Середин, координатор движения «Лад» Л.Г.Баранова, член правления Союза театральных деятелей А.В.Велигоненко, член правления Днепропетровского землячества В.И.Десятирик, глава Администрации Вачского района Ю.А.Гаврилов, публицисты А.И.Казинцев и А.А.Бобров, писатели Я.М.Мустафин, С.В.Вьюгина, И.А.Тертычный (
Москва), Т.И.Грибанова (Орел) и др.
Конечно, в информационном сообщении невозможно представить всю палитру и остроту выступлений, но все ж с тезисами некоторых мы хотим вас познакомить.
Альберт Лиханов, президент Международной ассоциации детских фондов, председатель Российского детского фонда, директор Научно-исследовательского института детства:
«Очень плохо, что наша страна пренебрегает тем, к чему другие страны и народы имеют ярко выраженный и давно определенный интерес. Поэтому я начну с книжки, которая называется "Страна детства", – моего диалога с выдающимся японским общественным деятелем Дайсаку Икеда. То, что он сделал в Японии, – это моя неосуществленная мечта здесь, а неосуществленная по естественно политическим соображениям, из-за наших, чисто российских, проблем, благодаря которым никак не может устроиться наша жизнь.
Дайсаку Икеда, выдающийся гуманист, философ, педагог, поэт и прозаик, почетный доктор многих десятков университетов мира, является президентом светской буддисткой организации Сока Гаккай Интернейшнл, объединяющей порядка 15 млн. человек. Центры этой организации есть в каждом маленьком городишке Японии, в каждой деревне. Работа с детьми, стариками и женщинами – вот три главных направления их работы.
Сока Гаккай имеет свои детские сады, начальные и средние школы, совершенно потрясающий университет, художественную галерею... Эта организация выпускает около 40 газет и журналов для детей, женщин, молодежи, содержит собственный телеканал и ежедневную общенациональную газету, выходящую пятимиллионным тиражом.
Сока Гаккай – организация общественная и финансируется, разумеется, членами. Речь идет о так называемой десятине, то есть 10-ю часть своих доходов японские граждане, вступающие в Сока Гаккай, передают этой организации.
У меня осуществить подобное в России не получается никак, во многом из-за отсутствия у нас национального взаимопонимания.
Дайсаку Икеда - автор множества книг, но особо выделяются из них соавторские диалоги. Мой диалог с Дайсаку Икеда называется "Страна детства", его первоначальное название – «Тропинка в страну детства» и посвящен он исключительно миру детей. В Японии этот диалог выходил уже неоднократно. В эти дни предпринято новое японское издание громадным тиражом 20 тысяч экземпляров, вышла эта книга и на Тайване, и в Китае. Это говорит о существующем там огромном общественном интересе к работе с детьми, который у нас, в России, продвигается медлительно...
В свою бытность Президентом РФ Дмитрий Медведев назвал количество российских детей, подвергшихся насилию в 2008 году, – 126 тысяч – население немаленького города! Из этих 126 тысяч детей 1914 погибли, а здоровью 2330 причинен тяжкий вред.
Было ли подобное раньше? Не было! Это новая данность нашего времени – жесточенность народа... ожесточенность к своим собственным детям, на которых в чем-то несостоявшиеся, неудавшиеся люди вымещают свою горечь, свой нрав, свою незадавшуюся судьбу.
Рассчитывать исключительно на помощь государства было бы неправильным. Я считаю, что за детей, прежде всего, отвечают родители. Но есть родители, которые ни за что не отвечают, даже за самих себя. Как этому противостоять?
На сей счет есть разные соображения, доминирует же идея экономическая, мол, сделайте жизнь людей лучше – и всё исправится само собой.
Справедливо это лишь отчасти.
В настоящее время мы отмечаем мощную утрату национального пафоса. Мы живем, не зная, куда идем, к чему стремимся…
К сожалению, сегодня ни наша интеллигенция, ни наша педагогика, ни философия не решается сказать об этом всерьез и вслух. Пока мы не будем знать, к чему мы идем, во имя чего живем, мы будем катиться под гору и мы катимся. 126 000 детей за год, подвергшихся насилию – это страшное признание.
Мы все время киваем на власть, а сами что-то можем или нет? Я думаю, можем.
Сегодня у нас нет гражданского интереса к тому, каким будет наше общество через 5 лет, 10 лет, а ведь его судьбу можно предсказать уже сегодня.
Идет глобальная классовая сепарация. Дети состоятельных родителей фактически меняют свою национальность, меняя язык. Они стараются адаптироваться там, на Западе, не собираясь возвращаться сюда. Это так называемые сливки общества. Но не они определяют судьбу нации. Массы-то здесь – массы покинутых, заброшенных, запущенных детей. Не задумываясь об этом, мы проявляем равнодушие к самим себе.
Мой стаж борьбы с детским неблагополучием ведет отсчет с 1960 года, с начала моей работы в "Кировской правде". Так что теперь я знаю, что, что и как нужно сегодня сказать, даже не сказать, а прокричать, поскольку просто спокойно сидеть, просто свидетельствовать – постыдно. А мы сейчас переживаем постыдную для нашей истории пору, которая давным-давно сформулирована Пушкиным: "народ безмолвствует". Мы безмолвствуем. И от этого безмолвия происходит наше страшное крушение. Поезд наш давно под откосом, а мы себя всё еще чувствуем в мягком вагоне».
Александр Казинцев: «…После стольких лет принижения и даже подавления патриотизм сегодня "реабилитирован". Но каждый понимает его по-своему. Выделю три основных направления. Для одних патриотизм — любовь к земле, к территории. Влиятельная евразийская школа исходит из того, что само наше географическое положение — великая равнина от океана до океана — предполагает преобладание какого-либо суперэтноса. Сначала это были монголы, потом русские, кто-нибудь и нам придет на смену. Изначальна территория. Другие ставят во главу угла государство. Их можно понять: без сильной власти удержать такие пространства немыслимо.
…Для нас главное — люди, народ. Ведь это они обживают землю, они создают и вдыхают жизнь в государственные структуры. Национальную жизнь. Для нас небезразлично, какие народы будут заселять великую равнину, кого станет защищать государство и будет ли оно по-прежнему называться Россией. К несчастью, внешние и внутренние процессы — глобализация, старение и вымирание белых наций, угасание их пассионарности — придают вопросу о будущем страны особый драматизм.
…"Своя своих не познаша" — сквозная тема нашей истории. Сегодня она трагически обострена стремительным падением общей культуры.
…Общество дичает. Едва приобщившись к политике и обманувшись в лучезарных надеждах, люди махнули рукой: "Политика надоела. Это — грязь. От нас ничего не зависит". А посмотрите, как настойчиво борются за свои интересы латиноамериканцы. Они же не сразу получили таких лидеров, как Чавес и Мадуро, кумир бразильского простонародья Лула и его преемница на посту президента Дилма Руссефф. Показателен пример Эквадора. На волне антиамериканизма к власти пришел полковник Л. Гутьеррес, позиционировавший себя как защитник бедняков, друг и единомышленник Чавеса. Обманул! Месяца не прошло, переметнулся на сторону Штатов. Народ не стал причитать: "От нас ничего не зависит". Люди пришли к президентскому дворцу и выбросили обманщика! Ему на смену явился еще один прохиндей. И его народ вышиб из президентского кресла. Зато на третий раз эквадорцы были вознаграждены: нынешний президент Рафаэль Корреа — яркий и последовательный выразитель левой идеи. Скажете: повезло? Не соглашусь. Люди выстрадали подлинно народного лидера.
И по контрасту — выборы градоначальников у нас в Сибири. Знаете, как "обустроены" тамошние города. В кои-то веки избирателям дали шанс выбрать тех, кто наведет порядок. От главы города зависят самые насущные вопросы — работа ЖКХ, благоустройство, в конце концов — поставят ли фонарь в темном дворе. И вот показатели явки — 27%, 18%. Какая там усталость от политики. Элементарная безответственность! Наплевательское отношение к собственному городу и своим интересам.
Иной раз думаешь: все! Как можно поднять страну, если люди не желают помочь самим себе? Безвольно передоверяют судьбу случайным менеджерам. Представьте, вы приехали на вокзал и обращаетесь к первому встречному: "Я отлучусь, постереги мои вещи". Вряд ли, вернувшись, вы найдете оставленный чемодан. Но в политическом плане люди совершают ту же ошибку, не желая изучать программы будущих вершителей своих судеб, их биографии, отказываясь голосовать.
С другой стороны, происходят какие-то подспудные положительные процессы. Та же "реабилитация" патриотизма.
Национальные интересы, национальные ценности занимают центральное место в официальной риторике. Элита поумнела? Или подстраивается под настроение общества? В любом случае меняется политическая лексика и конъюнктура…
Нас учили: критерий истины — практика. Как литератор я ценю слово. Но от руководства страны жду не слов, а дел. За 20 лет простоя страна откатилась далеко назад. Разумеется, я поддерживаю разворот государства к державным ценностям, попытку сформулировать идеологию. Но вспомним историю России: в основе идеологии всегда обнаруживалось живое дело, оно, а не догматика, являлось определяющим. Идеологические формулы — это, как указатели на дороге. Они помогают при выборе пути. А дальше нужно идти, идти, идти!
Надо вновь научиться производить продукцию помимо углеводородов. Сошлюсь на собственное наблюдение. Я ехал из Челябинска в Уфу. По знаменитой трассе М5 на Урал и в Сибирь везут товары из Европы. По шоссе в предгорьях навстречу двигался непрерывный поток фур. Продовольствие, ширпотреб, офисная техника, безумное разнообразие и обилие грузов. Машины шли непрерывной чередой, как в Москве в час пик. Стал считать, сбился и засек время. Эта лента, змея из автомобилей ползла больше часа. Одна фура за другой.
Страна, которая живет за счет импорта, приобретенного на деньги от продажи нефти и газа, не может быть великой. И даже суверенной не является, сколько бы с высоких трибун ни талдычили про суверенитет. Останутся в портах заморские фуры — и магазины, полными прилавками которых вот уже 20 лет бахвалятся либералы, опустеют. Райцентры, пожалуй, выживут на подножном корму, а города-миллионники завоют!
Нужно вновь запускать производство. А скукоживается и то, что было. Необходимы инвестиции. А деньги все стремительнее утекают на Запад — при деликатном молчании властей. Нужен разумный протекционизм. А нас втолкнули в ВТО. В принципе, свободная торговля выгодна: смотрите, как рванул вперед Китай. Но она выгодна тем, кто производит. Ну так производите!
А для этого требуются не только новые заводы и самые современные станки… Дело не только в них. В России разрушили систему профобразования. Само слово "рабочий" превратили чуть ли не в синоним "быдла". Сейчас отношение меняется. Но больше на уровне деклараций. Токарь на парламентской трибуне — здорово, но где новые ПТУ?
Опять же, взялись "поднимать" рабочего и тут же противопоставили его айтишнику, "креативному классу". Зачем? А разрабатывать новые изделия токари будут? В нормально функционирующей экономике каждый важен на своем месте. Вы думаете, американцы — дураки: выдают десятки тысяч "гринкарт" айтишникам со всего света? Считаете, что капиталисты ничего не смыслят в бизнесе, если дерутся за всякого головастого креативщика? Или выше отверточной сборки изготовленных за границей изделий России не подняться?
Додумались противопоставлять не только профессиональные группы — целые регионы! Дескать, в Москве одни бездельники, а в провинции трудяги. Москва — центр управления страны, здесь президент и правительство. Они кто в этой схеме? В Москве 80% финансов страны. Что построишь без денег? В Москве КБ, НИИ, Академия наук. Зачем ее разоряют?
Власть должна в разы больше анализировать, планировать, работать…
Надо подчинить производство работникам, а государство — гражданам, наделив их правом отзыва обанкротившихся правительств.
Об экономическом спаде не говорят разве что немые. Однако это не изолированное явление — это система взаимосвязанных кризисных процессов. С экономическим кризисом тесно связан моральный, цивилизационный.
Надо готовиться к переменам, анализировать их, искать место России в меняющемся мире…».
С.С.Веремеев, председатель Краснодарского отделения ОСОО «Народное большинство России»: «Сегодня в России уже достаточное число общественных организаций, сформировавшихся по профессионально-корпоративным, политическим, религиозным и социальным интересам. Освещая, озвучивая проблемы граждан, входящих в эти объединения и, по возможности, отстаивая их интересы, данные организации, как правило, не обладают достаточными ресурсами, позволяющими спланировать и реализовать долгосрочные и результативные проекты, ограничиваясь отдельными акциями. Главная задача краснодарского движения "Народное большинство России" – консолидация представителей общественных организаций, с целью формирования новых механизмов прямой, а не только представительной демократии, содействие обеспечению права общества на гуманистические преобразования в интересах большинства людей. НБР является площадкой для совместной деятельности общественных организаций, ставящих перед собой конструктивные задачи по решению проблем граждан, созданию опоры и поддержки для каждого гражданина России. Координация действий специализированных организаций позволит быстро и авторитетно получать экспертные оценки и рекомендации по любой общественной проблеме, лоббировать низовые инициативы, ускорять законотворчество для депутатов всех уровней и организовывать максимально объективный мониторинг общественного мнения по поводу любых действий власти».
А.Ю.Гаврилов, глава Администрации Вачского района Нижегородской области, член Правления Фонда Некрасова: «В 2020 году отечественная и мировая литературная и культурная общественность, ценители, знатоки и поклонники высоты и чистоты русского слова отметят 200-летие со дня рождения великого поэта и прозаика России, публициста и издателя, гуманиста и просветителя Николая Алексеевича Некрасова. Особого внимания и всевозможной поддержки заслуживает инициатива нижегородской общественности и местных властей по созданию историко-культурного центра им. Н.А.Некрасова – с восстановлением храма и дворянско-крестьянского усадебного комплекса в сельском поселении Клин Вачского района Нижегородской области в рамках Программы духовного и социального развития приокского региона Нижегородской области "Кому на Руси жить хорошо".
Известно, что в 40-50-х годах XIX века поместье в этом селе принадлежало семье Некрасовых. По свидетельствам современников, Николай Алексеевич неоднократно посещал имение, подолгу проживал, охотясь и общаясь с местными жителями. Так в бессмертной поэме «Кому на Руси жить хорошо» вдохновенно описаны и само село Клин, и близлежащие деревни, подробно изложены детали крестьянского быта, выведены яркие типы и характеры насельников этого живописного края.
Убеждены, что реализация Программы духовного и социального развития приокского региона Нижегородской области, а так же учреждение Фонда по созданию историко-культурного центра им. Н.А.Некрасова в селе Клин, послужат приумножению заслуженной славы великого русского поэта-гражданина и дадут новые возможности инициативным силам в трудах воспитания любви к большой и малой Родине, в укреплении традиционных морали и нравственности, в раскрытии духовности, в повышении культуры народа...».
В выступлениях участники Форума сформулировали направления программы развития государства:
– Гражданские права в современной России и пределы самоорганизации. Интересы и полномочия. – Проблемы юридической легализации и партнёрства с местной властью.
– Единое культурное пространство – упреждение гражданских конфликтов.
– Организованность общественного мнения для реального воздействия на коррекцию реформ, борьбу с коррупцией, социальную защищённость и укрепления правопорядка.
– Вертикаль власти и самоуправление на местах. Границы ответственности.
– Обеспечение трудом провинции – патриотизм бизнеса.
– Перспективы села: совхоз, кооператив, частник.
– Благотворительность – опора соборности.
– Личность – основа цивилизационных построений. Воспитание, защита, реализация, на примере кадетских корпусов.
– Традиции и новаторство – эволюция против революции. Уроки истории.
– Общественная цензура на местах: информационная достоверность в эпоху глобализации – вопрос национальной безопасности.
– Элита: нравственный авторитет лидера.
– Имидж России – Национальный герой.
– Новые информационные практики: социальные сети как формы объединения людей на положительные акции…».
Сергей Котькало, сопредседатель Союза писателей России
2. Re: Самоосознание граждан – будущее России и мира
1. Re: Самоосознание граждан – будущее России и мира