«Милитаризация школы – очередной либеральный миф»

Православные священнослужители о планах по введению в средней школе предмета «Военно-патриотическое воспитание»

Сергей Шойгу  Бывший СССР 
0
382
Время на чтение 10 минут
Депутат Госдумы от ЛДПР Роман Худяков направил обращения министру обороны Сергею Шойгу и главе Минобрнауки Дмитрию Ливанову с просьбой внедрить в средних общеобразовательных школах предмет «Военно-патриотическое воспитание».

Как сообщают «Известия», предмет, по задумке парламентария, должен включать в себя изучение военной истории страны, обучение основам военного дела, устройства военной техники и т.д. Как считает Худяков, это поможет снизить показатели уклонения призывников от воинской службы, воспитать у школьников патриотические чувства, а также научить подрастающее поколение основам военного дела.

Депутат просит обратить внимание на советский опыт. «Во времена СССР наша школа готовила молодых людей к армейской службе. Каждый парень умел обращаться с оружием, мог защитить себя и своих близких. Сегодня мы утратили эту систему воспитания», - отметил законодатель.

По мнению народного учителя России, члена общественного совета Минобрнауки РФ Майи Пильдес, военно-патриотическое воспитание может принести пользу, однако нельзя проводить милитаризацию школы. А президент ассоциации детских психологов Александр Кузнецов к новому предмету отнесся негативно: «У нас и так случаются инциденты с расстрелами учениками своих одноклассников, другие проявления жестокости, и это при том, что у нас в стране нет военного положения. Я считаю, что детей надо учить строить дома, писать книги, а не приучать их с раннего возраста к оружию и умению им пользоваться».

«Нужен ли в школе такой предмет? Если да, то что он должен в себя включать? Несет ли этот предмет угрозу милитаризации школы? Как вы относитесь к мнению, что школьников нельзя приучать к оружию?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Пелин, ректор Саранского духовного училища, кандидат богословия, председатель отдела по взаимодействию Церкви и общества Мордовской митрополии, член Общественной палаты РФ, отметил, что у нас все чаще предлагают законопроекты, которые выглядят слегка сумбурными и непродуманными.

«Нам надо решить, в каком политическом направлении мы сейчас идем. Если милитаризируемся, скатываемся а архаику, когда каждый уважающий себя мужчина должен на поясе носить револьвер, чтобы защитить себя и семью, то такой предмет нужен. Если решаем, что основную часть проблем можно решить за столом переговоров, а умение владеть оружием относится к спецслужбам, которые будут защищать гражданское население – это другой вопрос. Нет общественного соглашения на эту тему. Нигде никогда не проходило никакого обсуждения, которое позволило бы большинству россиян высказаться на этот счет. Может, все хотят носить оружие, как в США и некоторых странах Европы? Для начала надо понять, чего хочет народ», - заключил он.
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, считает, что идея перевернута с ног на голову.

«Как можно не учить ребенка, тем более в нынешних условиях, минимальному владению оружием? Вдруг потребуется выйти на защиту Родины, - и что должен делать молодой человек? Себя подставлять или дезертировать?» - вопрошает он.

Священник напомнил, что раньше были предметы «Гражданская оборона», «Военное дело» - это хорошо и полезно: девочки изучали, как оказывать элементарную медицинскую помощь, мальчики учились собирать-разбирать автомат, проводили спортивные мероприятия. «Но патриотическое воспитание не может быть в рамках одного предмета, оно должно быть и в уроках литературы, и истории, и даже в уроках математики. К сожалению, сегодня многие предметы не столько формируют целостное мировоззрение, сколько разрушают сознание ребенка, что вводит не в систему здравомыслия, а в систему абсурдности бытия», - продолжил священник. И именно это, а не изучение автомата, становится причиной, когда ребенок с ограниченным здравомыслием, еще и, научившись «стрелялкам» в компьютере, берется за нож или пистолет, добавил он.

По мнению отца Сергия, надо ставить вопрос шире: а поставлены ли у нас на госуровне цели и задачи образования? В законе «Об образовании» нет никаких четких целей: кто должен выйти из школы и вуза? «В институте говорят о подготовке профессионалов, а как же нравственное наполнение? Так что надо пересматривать всю систему образования, и в первую очередь начинать с целей, задач и методов», - заключил священник.
Протоиерей Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, декан исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, отметил, что, прежде всего, хочется задать вопрос, отчасти риторический: что стоит за инициативой господина депутата?

«Слишком много законотворческих инициатив появляется в последнее время. Во многих из них, скорее, прослеживается стремление народных избранников стать известными на какое-то время, прославиться. Наши господа депутаты таким образом перенимают плохую и неуместную практику представителей шоу-бизнеса, эстрады. Если речь идет действительно о благе наше страны, тогда это стоит обсуждать. Насколько я понял, нам предлагается некое сочетание теории и практики. Военно-патриотическое воспитание, практические занятия, и то, что в советской школе называлось начальной военной подготовкой. Это сочетание мне кажется более чем странным. Теория и практика подаются по-разному. Сочетать ежа и ужа мне кажется сомнительным. Если теорию невозможно преподавать в рамках уже существующих школьных предметов: отечественной литературы и истории, и, прежде всего, истории России, нелепо думать, что благодаря какому-то новому предмету эти проблемы будут решены. Есть уже существующие предметы, давайте думать, как их преподавать. Причем выносить вердикт должны не депутаты, а профессионалы - школьные учителя», - продолжил он.

«Что касается НВП – это вопрос серьезный. Как я понимаю, законодательная инициатива предполагает улучшение реноме воинской службы вообще и по призыву в особенности. Я считаю, это правильно. Для этого нужно менять ситуацию в самих вооруженных силах, что мы сейчас и видим. Это происходит благодаря Сергею Кужугетовичу. Зная его лично, я не сомневаюсь: так будет и в дальнейшем. Я уверен: военная подготовка в школе должна быть. Она не повысит уровень агрессивности наших детей, а, напротив, снизит ее – должная подготовка воспитывает в человеке ответственность. Недавно наш президент напомнил слова Александра III: «У России два союзника - армия и флот». Чтобы наши союзники таковыми и оставались, нужно об этом заботиться. Простой пример: если на Кавказе человек не отслужил в армии, его вообще не считают человеком, а в Центральной России, особенно в городах, если ты от армии не уклонился, ты больной. Ненормально, что к армии так относятся. Люди должны понимать, что такое воинская служба и воинский долг», - заключил священник.
Протоиерей Георгий Кожеватов, клирик кафедрального собора св. вмч. и Победоносца Георгия в Орске, сообщил, что его дети умеют разбирать автомат с пятилетнего возраста, и они не агрессоры.

«Каждый мальчик прежде всего - воин. Конечно, изучение военной истории страны, обучение основам военного дела, устройства военной техники - дело нужное. Сейчас это утеряно. А позиция тех, кто говорит, что это приведет к излишней жестокости, мне непонятна, неприятна, и, более того, для меня звучит это как предательство. Каждый мальчик - защитник, у нас детей воспитывают именно так. А девочек - как будущих матерей. Как иначе? Если мы не будем защищать родину, кто ее защитит, кроме нас? Традицию ведения военной подготовки в школах нужно возрождать. А излишняя жестокость в детях появляется, на мой взгляд, от того, что ими не занимаются родители. Они живут безбожно и блудно. Как хотят, а не как Бог даст. Отцы, не занимающиеся своими детьми, в первую очередь сыновьями, почему-то думают, что ими будет заниматься кто-то еще. А если наши дети не нужны нам, то они не нужны никому», - заключил священник.
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, считает, что «милитаризация школы – очередной либеральный миф, за которым стоит стремление увидеть нашу страну не такой, какая она есть, а какой она, как кому-то кажется, должна быть».

«Действительно, у российских школьников нет необходимых навыков для самообороны. Поскольку в нашей стране не разрешено ношение оружия, как например, в США, большинство наших граждан не могут себя защитить. Зачастую они не имеют возможности применять не только оружие, но и другие способы самообороны. Мужчины еще служат в армии, где такие знания дают, абсолютное же большинство женщин в армии не служат. Если бы наши предки не умели себя защищать, история сложилась бы по-другому. Конечно, в школе необходим предмет, подобный начальной военной подготовке, который был в советское время. Однако нужно учитывать, что такой предмет должен быть введен не благодаря чьему-то волевому решению, а с учетом реальной нагрузки учеников. Если для этого предмета отнимут часы у русского языка, это тоже ничем хорошим для нашей национальной безопасности не обернется», - заключил он.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии по вопросам семьи Орловско-Ливенской епархии, считает, что военная подготовка должна проводиться по желанию.

«Лирика, философа нельзя и не нужно заставлять собирать-разбирать автоматы. Да и армия, чтобы быть профессиональной, должна стать контрактной. Те люди, которые делают хорошо свое дело, и должны им заниматься. Уравниловка ни к чему хорошему не приведет – это известно еще со времен Советского Союза. Когда ребенка против его воли заставляют заниматься теми или иными вещами, у него это вызывает агрессию. И прежде чем говорить о патриотизме, давайте разберемся с тем, что действительно наносит психике ребенка непоправимый вред: жестокие игры в интернете, спайсы. Сначала надо разобраться с этим, а потом уже учить кого-то пользоваться оружием. Создайте при школе что-то вроде кадетского класса, где ребята, которым это нравится, могли бы заниматься на турниках, строевой подготовкой; собирать-разбирать оружие. Они будут делать это не из-под палки, а по собственному желанию. Я помню уроки физкультуры в средней школе. Когда ребенок не мог сдать нормативы, у одноклассников это вызывало насмешки. А уж обращение с оружием - это точно не для всех. Прививайте патриотизм не стрельбой из автомата: уделяйте больше времени изучению истории, посещайте места воинской славы, приглашайте ветеранов. Агрессивных детей хватает. Надо направлять их агрессию в мирное русло, учить любить ближних», - заключил священник.
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, полагает, что лучше бы детей учили играть на музыкальных инструментах, а также рисовать и писать рассказы.

«Мне кажется, наша самая серьезная недоработка именно по части культуры. На Западе все умеют петь, играть на каком-то музыкальном инструменте, читать ноты. А у нас никто из выпускников этого делать не умеет. Когда человек умеет что-то делать, он будет и потребителем культуры. Если умеет хоть немного рисовать, ему и посещение музеев будет в радость, а это тоже патриотическое воспитание. Если умеет писать стихи, у него неизбежно возникнет интерес к читательской деятельности, к национальной культуре. Это тоже патриотизм. И еще я бы добавил преподавание в школах фундаментального религиоведческого блока, изучение имеющихся на территории нашей страны религий - чтобы избегать конфликтов на религиозной почве. И, конечно же, необходимо знать свою собственную религию, ее историю. Это тоже патриотическое воспитание», - заключил священник.
Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, подчеркнул, что необходимо воспитывать в подрастающем поколении желание и главное, умение служить в русской армии.

«У нас пока, к сожалению, доблестью считается если есть возможность откупиться или решить вопрос как-то иначе. А должно быть как в Израиле, где люди платят деньги, чтобы не дай Бог их не комиссовали и не оставили без службы. В Израиле без армии сложно поступить даже в университет, не говоря уже о том, чтобы устроиться на государственную службу. Что касается введения нового предмета - здесь нужно все взвесить. Возможно, есть смысл, не вводя новых курсов, пересмотреть программу БЖД, ОБЖ, физкультуры. А если и вводить, то не в дополнительную нагрузку, а отменив какой-нибудь бесполезный предмет, типа валеологии», - заключил он.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, полагает, что такой предмет не просто полезен, а очень нужен ребятам, потому что каждый мальчик должен вырасти мужчиной.

«А мужчина во всех традиционных обществах в первую очередь защитник. Если кто-то кого-то расстреливает - это не результат военного воспитания, а результат многих комплексов, которые закладываются нашим обществом в психику подростка с помощью телевизора или компьютера, но ни в коем случае это не результат военно-патриотической подготовки. Конечно, надо с умом подходить к реализации. Я преподаю в школах более 10 лет и наблюдаю странный процесс: наши молодые люди просто вырождаются, представляют из себя нечто женоподобное и инфантильное. Им очень не хватает сильного мужского воспитания в школе. И такой предмет был бы серьезным шагом к устранению этого пробела. Хотя это не единственный способ воспитания мальчика мужчиной. Мы знаем, что на Кавказе, где более всего сохранены традиции, мальчикам дарят кинжалы, чуть ли не в три года сажают на коня, как и в России до революции было, и там как раз мужчина представляет собой мужчину, а в нашем обществе это чаще всего не так», - заключил священник.
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского района, подчеркнул, что военно-патриотическое воспитание полезно. Но не получилось бы «как всегда».

«Кто будет вести этот предмет - одна из главных проблем. В моё время, в 70 - 80-е годы, были уроки НВП (начальная военная подготовка). Преподавателями были, как правило, отставные военные. Я помню, что эти уроки всерьез не воспринимались и про военруков рассказывали смешные истории, так как уровень их культуры, мягко говоря, оставлял желать лучшего. Но если сделать все на должном уровне, польза может быть большая. Нужно знакомить наших детей с жизнью достойных людей - патриотов Руси, а затем России, благо их достаточно - от князя Александра Невского до адмирала Фёдора Ушакова, прославленных в лике святых, и ещё множество не прославленных, но благочестивых и верных нашему Отечеству. Разговоры про "милитаризацию школы" мне кажутся обыкновенной демагогией, не имеющей под собой никакого основания. А обучение школьников обращению с оружием должным образом, на мой взгляд, только поможет избежать несчастных случаев из-за неумелого обращения с ним. Никто же не будет раздавать оружие детям. Оно, к сожалению, и так попадает к ним в руки, что часто приводит к трагедиям - как раз из-за незнания элементарной техники безопасности», - заключил священник.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Шойгу
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
Вновь «договорняк»?
Опять заговорили о готовности России к переговорам…
06.04.2024
«Мы можем попробовать добить их резервы»
Решение противника перебросить войска с правого берега Днепра на Запорожское направление затруднит наше продвижение, но поспособствует перемалыванию боеспособных бригад ВСУ
24.02.2024
«Обучение войск – непременное условие “науки побеждать”»
Владимир Путин передал Главному командованию ВКС список подносной иконы-складня «Спас Нерукотворный»
21.02.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
День Победы на Светлой Седмице – добрый знак
Вся фашистская нечисть будет смыта очистительными волнами Специальной военной операции
09.05.2024
День Победы в Великой Отечественной войне
Сегодня мы вспоминаем ботаника Г.Ф.Морозова, дирижера Н.П.Осипова, Героев Советского Союза Я.А.Романова, В.М.Горбаня, В.Т.Алисейко, В.С.Антонова, В.А.Богданенко, энтомолога С.И.Малышева и историка А.Г.Кузьмина
09.05.2024
Утро Победы
Крупинка
08.05.2024
Памяти павших будем достойны
Брянское землячество в Санкт-Петербурге «Пересвет» и ветераны спецслужб провели акцию памяти
08.05.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Царская Семья и Распутин
Новый комментарий от учитель
09.05.2024 13:00
Без Царя Россия - труп смердящий с отрезанной
Новый комментарий от САИД
09.05.2024 12:56
«Инкубаторные дети» цивилизацию не спасут
Новый комментарий от Могилев на Днепре
09.05.2024 12:35
«Если женщина не хочет рожать, никакие деньги не помогут»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
09.05.2024 12:29
Обыкновенный эстонский фашизм
Новый комментарий от учитель
09.05.2024 12:24
День Победы на Светлой Седмице – добрый знак
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
09.05.2024 11:58