«Милитаризация школы – очередной либеральный миф»

Православные священнослужители о планах по введению в средней школе предмета «Военно-патриотическое воспитание»

Сергей Шойгу  Бывший СССР 
0
395
Время на чтение 10 минут
Депутат Госдумы от ЛДПР Роман Худяков направил обращения министру обороны Сергею Шойгу и главе Минобрнауки Дмитрию Ливанову с просьбой внедрить в средних общеобразовательных школах предмет «Военно-патриотическое воспитание». 

Как сообщают «Известия», предмет, по задумке парламентария, должен включать в себя изучение военной истории страны, обучение основам военного дела, устройства военной техники и т.д. Как считает Худяков, это поможет снизить показатели уклонения призывников от воинской службы, воспитать у школьников патриотические чувства, а также научить подрастающее поколение основам военного дела.

Депутат просит обратить внимание на советский опыт. «Во времена СССР наша школа готовила молодых людей к армейской службе. Каждый парень умел обращаться с оружием, мог защитить себя и своих близких. Сегодня мы утратили эту систему воспитания», - отметил законодатель. 

По мнению народного учителя России, члена общественного совета Минобрнауки РФ Майи Пильдес, военно-патриотическое воспитание может принести пользу, однако нельзя проводить милитаризацию школы. А президент ассоциации детских психологов Александр Кузнецов к новому предмету отнесся негативно: «У нас и так случаются инциденты с расстрелами учениками своих одноклассников, другие проявления жестокости, и это при том, что у нас в стране нет военного положения. Я считаю, что детей надо учить строить дома, писать книги, а не приучать их с раннего возраста к оружию и умению им пользоваться». 

«Нужен ли в школе такой предмет? Если да, то что он должен в себя включать? Несет ли этот предмет угрозу милитаризации школы? Как вы относитесь к мнению, что школьников нельзя приучать к оружию?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Пелин, ректор Саранского духовного училища, кандидат богословия, председатель отдела по взаимодействию Церкви и общества Мордовской митрополии, член Общественной палаты РФ, отметил, что у нас все чаще предлагают законопроекты, которые выглядят слегка сумбурными и непродуманными. 

«Нам надо решить, в каком политическом направлении мы сейчас идем. Если милитаризируемся, скатываемся а архаику, когда каждый уважающий себя мужчина должен на поясе носить револьвер, чтобы защитить себя и семью, то такой предмет нужен. Если решаем, что основную часть проблем можно решить за столом переговоров, а умение владеть оружием относится к спецслужбам, которые будут защищать гражданское население – это другой вопрос.  Нет общественного соглашения на эту тему. Нигде никогда не проходило никакого обсуждения, которое позволило бы большинству россиян высказаться на этот счет. Может, все хотят носить оружие, как в США и некоторых странах Европы? Для начала надо понять, чего хочет народ», - заключил он.
 
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, считает, что идея перевернута с ног на голову. 

«Как можно не учить ребенка, тем более в нынешних условиях, минимальному владению оружием? Вдруг потребуется выйти на защиту Родины, - и что должен делать молодой человек? Себя подставлять или дезертировать?» - вопрошает он. 

Священник напомнил, что раньше были предметы «Гражданская оборона», «Военное дело» - это хорошо и полезно: девочки изучали, как оказывать элементарную медицинскую помощь, мальчики учились собирать-разбирать автомат, проводили спортивные мероприятия. «Но патриотическое воспитание не может быть в рамках одного предмета, оно должно быть и в уроках литературы, и истории, и даже в уроках математики. К сожалению, сегодня многие предметы не столько формируют целостное мировоззрение, сколько разрушают сознание ребенка, что вводит не в систему здравомыслия, а в систему абсурдности бытия», - продолжил священник. И именно это, а не изучение автомата, становится причиной, когда ребенок с ограниченным здравомыслием, еще и, научившись «стрелялкам» в компьютере, берется за нож или пистолет, добавил он. 

По мнению отца Сергия, надо ставить вопрос шире: а поставлены ли у нас на госуровне цели и задачи образования? В законе «Об образовании» нет никаких четких целей: кто должен выйти из школы и вуза? «В институте говорят о подготовке профессионалов, а как же нравственное наполнение? Так что надо пересматривать всю систему образования, и в первую очередь начинать с целей, задач и методов», - заключил священник.
 
Протоиерей Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, декан исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, отметил, что, прежде всего, хочется задать вопрос, отчасти риторический: что стоит за инициативой господина депутата? 

«Слишком много законотворческих инициатив появляется в последнее время. Во многих из них, скорее, прослеживается стремление народных избранников стать известными на какое-то время, прославиться. Наши господа депутаты таким образом перенимают плохую и неуместную практику представителей шоу-бизнеса, эстрады. Если речь идет действительно о благе наше страны, тогда это стоит обсуждать. Насколько я понял, нам предлагается некое сочетание теории и практики. Военно-патриотическое воспитание, практические занятия, и то, что в советской школе называлось начальной военной подготовкой. Это сочетание мне кажется более чем странным. Теория и практика подаются по-разному. Сочетать ежа и ужа мне кажется сомнительным. Если теорию невозможно преподавать в рамках уже существующих школьных предметов: отечественной литературы и истории, и, прежде всего, истории России, нелепо думать, что благодаря какому-то новому предмету эти проблемы будут решены. Есть уже существующие предметы, давайте думать, как их преподавать. Причем выносить вердикт должны не депутаты, а профессионалы - школьные учителя», - продолжил он. 

«Что касается НВП – это вопрос серьезный. Как я понимаю, законодательная инициатива предполагает улучшение реноме воинской службы вообще и по призыву в особенности. Я считаю, это правильно. Для этого нужно менять ситуацию в самих вооруженных силах, что мы сейчас и видим. Это происходит благодаря Сергею Кужугетовичу. Зная его лично, я не сомневаюсь: так будет и в дальнейшем. Я уверен: военная подготовка в школе должна быть. Она не повысит уровень агрессивности наших детей, а, напротив, снизит ее – должная подготовка воспитывает в человеке ответственность. Недавно наш президент напомнил слова Александра III: «У России два союзника - армия и флот». Чтобы наши союзники таковыми и оставались, нужно об этом заботиться. Простой пример: если на Кавказе человек не отслужил в армии, его вообще не считают человеком, а в Центральной России, особенно в городах, если ты от армии не уклонился, ты больной. Ненормально, что к армии так относятся. Люди должны понимать, что такое воинская служба и воинский долг», - заключил священник.
 
Протоиерей Георгий Кожеватов, клирик кафедрального собора св. вмч. и Победоносца Георгия в Орске, сообщил, что его дети умеют разбирать автомат с пятилетнего возраста, и они не агрессоры. 

«Каждый мальчик прежде всего - воин. Конечно, изучение военной истории страны, обучение основам военного дела, устройства военной техники - дело нужное. Сейчас это утеряно. А позиция тех, кто говорит, что это приведет к излишней жестокости, мне непонятна, неприятна, и, более того, для меня звучит это как предательство. Каждый мальчик - защитник, у нас детей воспитывают именно так. А девочек - как будущих матерей. Как иначе? Если мы не будем защищать родину, кто ее защитит, кроме нас? Традицию ведения военной подготовки в школах нужно возрождать. А излишняя жестокость в детях появляется, на мой взгляд, от того, что ими не занимаются родители. Они живут безбожно и блудно. Как хотят, а не как Бог даст. Отцы, не занимающиеся своими детьми, в первую очередь сыновьями, почему-то думают, что ими будет заниматься кто-то еще. А если наши дети не нужны нам, то они не нужны никому», - заключил священник.
 
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, считает, что «милитаризация школы – очередной либеральный миф, за которым стоит стремление увидеть нашу страну не такой, какая она есть, а какой она, как кому-то кажется, должна быть». 

«Действительно, у российских школьников нет необходимых навыков для самообороны. Поскольку в нашей стране не разрешено ношение оружия, как например, в США, большинство наших граждан не могут себя защитить. Зачастую они не имеют возможности применять не только оружие, но и другие способы самообороны. Мужчины еще служат в армии, где такие знания дают, абсолютное же большинство женщин в армии не служат. Если бы наши предки не умели себя защищать, история сложилась бы по-другому. Конечно, в школе необходим предмет, подобный начальной военной подготовке, который был в советское время. Однако нужно учитывать, что такой предмет должен быть введен не благодаря чьему-то волевому решению, а с учетом реальной нагрузки учеников. Если для этого предмета отнимут часы у русского языка, это тоже ничем хорошим для нашей национальной безопасности не обернется», - заключил он.
 
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии по вопросам семьи Орловско-Ливенской епархии, считает, что военная подготовка должна проводиться по желанию. 

«Лирика, философа нельзя и не нужно заставлять собирать-разбирать автоматы. Да и армия, чтобы быть профессиональной, должна стать контрактной. Те люди, которые делают хорошо свое дело, и должны им заниматься. Уравниловка ни к чему хорошему не приведет – это известно еще со времен Советского Союза. Когда ребенка против его воли заставляют заниматься теми или иными вещами, у него это вызывает агрессию. И прежде чем говорить о патриотизме, давайте разберемся с тем, что действительно наносит психике ребенка непоправимый вред: жестокие игры в интернете, спайсы. Сначала надо разобраться с этим, а потом уже учить кого-то пользоваться оружием. Создайте при школе что-то вроде кадетского класса, где ребята, которым это нравится, могли бы заниматься на турниках, строевой подготовкой; собирать-разбирать оружие. Они будут делать это не из-под палки, а по собственному желанию. Я помню уроки физкультуры в средней школе. Когда ребенок не мог сдать нормативы, у одноклассников это вызывало насмешки. А уж обращение с оружием - это точно не для всех. Прививайте патриотизм не стрельбой из автомата: уделяйте больше времени изучению истории, посещайте места воинской славы, приглашайте ветеранов. Агрессивных детей хватает. Надо направлять их агрессию в мирное русло, учить любить ближних», - заключил священник.
 
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, полагает, что лучше бы детей учили играть на музыкальных инструментах, а также рисовать и писать рассказы. 

«Мне кажется, наша самая серьезная недоработка именно по части культуры. На Западе все умеют петь, играть на каком-то музыкальном инструменте, читать ноты. А у нас никто из выпускников этого делать не умеет. Когда человек умеет что-то делать, он будет и потребителем культуры. Если умеет хоть немного рисовать, ему и посещение музеев будет в радость, а это тоже патриотическое воспитание. Если умеет писать стихи, у него неизбежно возникнет интерес к читательской деятельности, к национальной культуре. Это тоже патриотизм. И еще я бы добавил преподавание в школах фундаментального религиоведческого блока, изучение имеющихся на территории нашей страны религий - чтобы избегать конфликтов на религиозной почве. И, конечно же, необходимо знать свою собственную религию, ее историю. Это тоже патриотическое воспитание», - заключил священник.
 
Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, подчеркнул, что необходимо воспитывать в подрастающем поколении желание и главное, умение служить в русской армии. 

«У нас пока, к сожалению, доблестью считается если есть возможность откупиться или решить вопрос как-то иначе. А должно быть как в Израиле, где люди платят деньги, чтобы не дай Бог их не комиссовали и не оставили без службы. В Израиле без армии сложно поступить даже в университет, не говоря уже о том, чтобы устроиться на государственную службу. Что касается введения нового предмета - здесь нужно все взвесить. Возможно, есть смысл, не вводя новых курсов, пересмотреть программу БЖД, ОБЖ, физкультуры. А если и вводить, то не в дополнительную нагрузку, а отменив какой-нибудь бесполезный предмет, типа валеологии», - заключил он.
 
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, полагает, что такой предмет не просто полезен, а очень нужен ребятам, потому что каждый мальчик должен вырасти мужчиной. 

«А мужчина во всех традиционных обществах в первую очередь защитник. Если кто-то кого-то расстреливает - это не результат военного воспитания, а результат многих комплексов, которые закладываются нашим обществом в психику подростка с помощью телевизора или компьютера, но ни в коем случае это не результат военно-патриотической подготовки. Конечно, надо с умом подходить к реализации. Я преподаю в школах более 10 лет и наблюдаю странный процесс: наши молодые люди просто вырождаются, представляют из себя нечто женоподобное и инфантильное. Им очень не хватает сильного мужского воспитания в школе. И такой предмет был бы серьезным шагом к устранению этого пробела. Хотя это не единственный способ воспитания мальчика мужчиной. Мы знаем, что на Кавказе, где более всего сохранены традиции, мальчикам дарят кинжалы, чуть ли не в три года сажают на коня, как и в России до революции было, и там как раз мужчина представляет собой мужчину, а в нашем обществе это чаще всего не так», - заключил священник.
 
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского района, подчеркнул, что военно-патриотическое воспитание полезно. Но не получилось бы «как всегда». 

«Кто будет вести этот предмет - одна из главных проблем. В моё время, в 70 - 80-е годы, были уроки НВП (начальная военная подготовка). Преподавателями были, как правило, отставные военные. Я помню, что эти уроки всерьез не воспринимались и про военруков рассказывали смешные истории, так как уровень их культуры, мягко говоря, оставлял желать лучшего. Но если сделать все на должном уровне, польза может быть большая. Нужно знакомить наших детей с жизнью достойных людей - патриотов Руси, а затем России, благо их достаточно - от князя Александра Невского до адмирала Фёдора Ушакова, прославленных в лике святых, и ещё множество не прославленных, но благочестивых и верных нашему Отечеству. Разговоры про "милитаризацию школы" мне кажутся обыкновенной демагогией, не имеющей под собой никакого основания. А обучение школьников обращению с оружием должным образом, на мой взгляд, только поможет избежать несчастных случаев из-за неумелого обращения с ним. Никто же не будет раздавать оружие детям. Оно, к сожалению, и так попадает к ним в руки, что часто приводит к трагедиям - как раз из-за незнания элементарной техники безопасности», - заключил священник.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Шойгу
Что содержала «папка Пригожина»?
Размышления о феномене главы ЧВК «Вагнер»
18.09.2024
Когда мы добьём Украину, всё начнётся
Западу нужно искать новые формы противостояния с Россией, а других вариантов, кроме прямого конфликта, он не находит
17.09.2024
Пропаганда на подхвате
На третьем году СВО практически без изменений
05.09.2024
«Иран имеет право на самооборону»
Нетаньяху своей авантюрной политикой втягивает мир в возможность возникновения крупного военного конфликта на Ближнем Востоке
08.08.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
День памяти святителя Макария, митрополита Московского
Сегодня мы вспоминаем архиепископа Никона (Рождественского) и авиаконструктора В.М.Петлякова
12.01.2025
Как заменить капитализм на солидарный строй
По всем направлениям нас ждут серьёзные испытания – проблемы демографии, миграции, образования, экономики
11.01.2025
День памяти Княжны Веры Константиновны Романовой
Сегодня мы вспоминаем видных русских консерваторов Р.А.Фадеева и А.С.Стишинского, археолога А.С.Уварова, министра народного просвещения графа И.Д.Делянова
11.01.2025
«В память вечную будет праведник»
К 80-летию со дня рождения Архимандрита Серафима (Олиферчука)
10.01.2025
Все статьи темы
Последние комментарии