«Нужна ли, на ваш взгляд, государству культурная политика? Насколько и в каких формах оно может и должно вмешиваться в дела культуры?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, сказал: «Уверен, государство должно вмешиваться в культурную политику и должно определять ее, ведь оно несет ответственность за себя и своих граждан. Независимость культуры в США – это блеф. Государство там как раз определяет вектор и полностью диктует той самой культуре ее место в жизни общества, и это место незавидно, подчинено мамоне. Европа еще пока пытается выстраивать какую-то культурную политику, но ей не долго осталось сопротивляться без духовной подпитки. Если Европа окончательно потеряет связь с христианством, все будет подчинено деньгам, как в США».
«В этом смысле Россия даже в советское время подчинялась духовности, - пускай псевдодуховности, но все же не мамоне. Русскую культуру не погубило ни советское, ни нынешнее время: духовность осталась нетронутой во все времена нашей жизни и до сих пор. И агрессивное влияние на нашу духовность осуществляется именно сейчас. Поэтому мы должны сохранять наше духовное ядро, иначе подчинимся западным ценностям», - заключил отец Александр.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, считает, что государство должно обеспечивать возможность культурной деятельности, вкладывать финансовые средства в культуру. «Кроме того, - продолжил он, - государство должно определять приоритеты культурной деятельности, т.е. осуществлять стратегическое планирование, какие жанры и темы должны получать наибольшее развитие. Речь не о жесткой цензуре, но культура должна быть в определенной степени подконтрольна - особенно в сферах, требующих больших финансовых вложений, как тот же кинематограф».
«Государство должно контролировать развитие искусства, чтобы оно способствовало воспитанию и развитию народа. Чтобы не закрывались библиотеки и детские школы искусств. Секции и кружки для детей должны быть бесплатными или хотя бы не такими дорогостоящими. Нужна выстроенная государственная политика с охватом всей территории – сельской и городской, - убежден отец Андрей. - Нельзя пускать все на самотек».
Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма преп. Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, сказал: «Если мы обратимся к исторической европейской традиции, увидим - государство никогда не оставляло культуру без попечения. Пример тому - институт Гете (Германия), поддержка французского языка или французского кино во Франции, поддержка национальных институтов в Греции… Это должно и для нас стать нормой».
«Конечно, - продолжил он, - институциям, соответствующим традиционным, культурным, религиозным и этическим ценностям, государство должно оказывать поддержку, но не в плане разработки единой идеологии, попытки создания которой в наше время - абсолютная иллюзия. К тому же это может вызвать реакцию даже худшую, чем в постсоветское время по отношению к советским попыткам насаждения единой идеологии. Институты или начинания, которые представляются полезными для общества, государства, для нации, должны находить поддержку. Если она будет действительно осуществляться на уровне материальном, просветительском, в каком-то смысле даже идеологическом, - это можно будет только приветствовать».
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил: «Когда русский корабль наконец-то собирается отправиться в плавание, и капитан, знает, куда его вести, - вместе с кораблем плывет и вся команда. Ничего удивительного, что государство начинает задаваться вопросом: на что оно готово тратить свои средства, какие направления должны стать основополагающими. Оно призывает всех нас обратить на это особое внимание. Если это будет понятно всем гражданам страны, наверное, такую культурную политику можно только приветствовать. А если опять начнется давление на творческих людей, им будут указывать, как и что делать, это, безусловно, станет неприятным возвратом в жуткие советские времена».
«Но если оставить свободу творчеству, и обозначить идеи, которые (при талантливом исполнении) государство будет поддерживать финансово - это может вызывать только одобрение, - полагает отец Алексий. - Пусть корабль движется, и все члены команды знают его направление. Если раньше мы боялись назвать свои цели, идеи, обозначить смысл своего существования, потому что думали: у нас не будет друзей - так у нас их и нет. Мы совершенно свободны, и этим нужно воспользоваться».
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, уверен, что нам нужна культурная политика. «И поддерживать культуру все-таки необходимо, если мы собираемся развивать какие-то ее традиционные формы, - считает отец Константин. - Основная наша задача - сохранить культурные традиции. Если их нет, культуру нельзя назвать ценной и значимой для общества. Хотя виды творчества различны, и творческие проявления не стоит ограничивать. Вместе с тем государство должно заботиться о каких-то нравственных ограничениях. Забота о нравственной составляющей культуры может быть второй целью государственной культурной политики. Первая, как я уже сказал, поддержка традиций, присущих нашей культуре».
«Но главное – заботиться о развитии детского творчества, поддерживать хотя бы тот уровень педагогики, который имеется сейчас. К сожалению, и это я сам наблюдаю, мы скатываемся все ниже. Хорошо, что в Домах культуры, других учреждениях пока есть старые, опытные педагоги. Но мы не растим им достойную смену, а надо бы перенимать и использовать их наработки. Если старые педагоги уйдут, а им не будет достойной замены, это не лучшим образом скажется на нашей российской культуре в целом», - заключил пастырь.
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», сказал: «Культурная политика необходима - особенно в нашей ситуации. У нас люди привыкли, что для них многое делают. Наверное, это неправильно. Вместе с тем и предоставлять всем возможность делать все что, вздумается, тоже нельзя. Можно стимулировать те направления культуры, которые государство считает для себя важным. Уточню: не заставлять кого-то что-то делать, но стимулировать талантливых авторов, исполнителей и т.д. А также открыто заявлять о своих приоритетах в сфере культуры. Причем эти приоритеты должны быть понятны каждому. Но преследовать за то, что кому-то они не близки, безусловно, не стоит».
«Я, как человек религиозный, как священник, считаю: нельзя забывать о морали. Нельзя показывать фильмы и передачи, где есть преступность, а также насилие - в особенности по отношению к детям. Во всем мире такие запреты - обычное дело. И, конечно же, я хотел бы, чтобы дети росли, воспитываясь на образцах христианской культуры, которые основаны на христианских постулатах и принципах. Если государство найдет возможность оказывать здесь поддержку - я это только буду приветствовать», - заверил отец Михаил.
Священник Пётр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, заявил: «Мне кажется, обязательно нужно поддерживать ту деятельность, которая направлена на достижение высоких воспитательных целей. И финансово, и информационно. Как это воплотить в жизнь, я пока не знаю. Возможно, нужен авторитетный общественный совет, какие-то конкурсы, чтобы определять, что именно нужно поддерживать. И, конечно, нельзя пропускать какие-то откровенно разрушительные вещи. Должна быть если не цензура, то самоцензура, чтобы решение принимало само общество».
«И еще: нельзя делать вывод, что одно произведение достойно поддержки, а другое – нет, ориентируясь лишь на собственный вкус и предпочтения. Должны быть иные критерии: нравственные, этические, эстетические. Пусть члены общественного совета вступают в спор, - призвал он, - но это должен быть спор не о вкусах, а высоком, о цели».
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, сказал: «Любая крайность плоха, особенно в такой тонкой сфере как культура, потому что она касается всех, любого слоя общества. С другой стороны культура воспитывает у людей вкус, любовь к родине, к истокам. Поэтому ее надо направлять. Как это сделать разумно – придумать сложно, необходима какая-то идеология. И тут мы возвращаемся к извечному вопросу: есть ли в нашем государстве какая-то идеология?»
«Наша культура всегда была христианской, и если бы государство могло вернуться к христианским идеям, это было бы просто великолепно. Иначе непонятно, что поддерживать и ради чего, куда стремиться и какова цель. Если культура должна воспитывать, то, что именно? Если европейский либерализм, то такая культура нам не нужна. Открытие Олимпиады в Сочи всем продемонстрировало, что нам есть чем гордиться, у России и русского народа есть основа, на которой мы стоим. Без связи с прошлым ничего хорошего в будущем мы не построим», - убежден пастырь.