«Проблема зависит от общего культурного фона в стране»

Православные священнослужители о фактах недружелюбного обхождения некоторых прихожан и клириков с приходящими в храм невоцерковленными людьми

Новости Москвы  Миссионерская деятельность 
0
148
Время на чтение 13 минут
Как сообщалось, на заседании Высшего церковного совета в Москве Патриарх Кирилл затронул тему, много обсуждавшуюся и в православной среде, и в СМИ - грубого и недружелюбного обхождения некоторых прихожан и клириков с приходящими в храм невоцерковленными людьми и заявил, что такое отношение наносит ущерб больше, чем приносят пользы все усилия духовенства по организации приходской жизни. «Для многих наших невоцерковленных соотечественников приход - это зеркало Церкви в целом. От того, в какую атмосферу человек попадает на приходе, найдет ли он на приходе радость, активность или, напротив, встретит хаос, недружелюбие, отчужденность, во многом зависит и его восприятие Церкви, и даже более того - его религиозность», - сказал Патриарх.

«Насколько, по-вашему, серьезна эта проблема? Сталкивались ли вы с нею сами? В чем ее причины? В чем должна заключаться деятельность приходских миссионеров и из кого их следует набирать?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Пелин, ректор Саранского духовного училища, кандидат богословия, председатель отдела по взаимодействию Церкви и общества Мордовской митрополии, член Общественной палаты РФ, отметил, что сама идея того, о чем говорит Святейший Патриарх, говорит о необходимости усиления приходских советов, чтобы люди сами были заинтересованы в полноценной жизни церковной общины.

«Неправильно думать, что приход – это только батюшкина забота, и пусть только он им занимается, а мы пришли на службу и ушли. Такое отношение осталось с советского периода, когда священника противопоставляли народу. У нас мультикультурное общество, в городах появляются всякие клубы по интересам, сообщества, которые и составляют костяк гражданского общества. Это очень важно. Так что нужно лишь устроить жизнь прихода, и тогда таких проблем не будет», - подчеркнул священник.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил, что проблема действительно существует.

«И то, что Святейший поднял ее на заседании Высшего церковного совета, говорит о ее важности. Он предложил один из способов ее решения. Мне кажется, еще очень важно, чтобы на приходах велась работа с прихожанами именно в том духе, о котором говорит Святейший. Чтобы было доброжелательное отношение ко всем, кто приходит в церковь. Чтобы человек чувствовал, что он попал пусть в незнакомую, но доброжелательную атмосферу. И это пожелание Святейшего мы должны исполнить», - заключил он.

Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», заметил, что на самом деле вопрос непростой, о нем говорил еще Патриарх Алексий II.

«В значительной степени все связано с активной волей настоятеля храма. Если настоятель или староста дает жесткое указание, чтобы никто из сотрудников не делал замечаний приходящим в храм, за исключением людей явно неадекватного поведения, проявляющим хамство или попытки воровства, тогда этот вопрос удается быстро решить, - но только в тех храмах, где сформированы приходы с постоянными прихожанами, а не "захожанами". А там, где много случайных людей, грубость исходит часто именно от них. Может, они не всегда адекватны психически: ведь в храмах часто есть полуюродивые, люди с неуравновешенной психикой, но которые тянутся к храму, или люди с серьезными глубокими проблемами, которые выливаются в агрессивное поведение. Вот с ними сложнее: они не подчиняются настоятелям и они не постоянные прихожане. Такие люди могут делать агрессивные замечания другим, приставать к людям, проявлять неумеренную псевдомиссионеркую активность и т.п. Отсюда вторая проблема: в храме должен быть человек, который следит за порядком. Неоднократно раньше говорили, что должен быть социальный работник, катехизатор, миссионер и специалист по работе с молодежью. Но не каждый храм может позволить себе иметь в штате столько сотрудников. Хотя по опыту нашего храма скажу, что удается совместить сразу несколько должностей, когда миссионер одновременно совмещает работу и дежурство в храме, получая дополнительно зарплату», - продолжил он.

«Очень важно, что Святейший обращает на внимание на данную проблему. Возможно, она не центральная для приходов, но проблема важная - ведь люди, заходящие в храм, ожидают другого приема. Напомню, что тоталитарные секты часто используют для новичков специальный метод – "бомбардировка любовью", когда нарочито окружают впервые пришедшего добротой, заботой и вниманием, чего человек лишен в обычной жизни, и это действует сильно. В этом смысле наши храмы часто представляют серьезный контраст, где в лучшем случае человек, зашедший в храм, просто никому не нужен. Хотя во многих московских храмах, которые я знаю, ситуация за последние несколько лет изменилась. Женщины, которые стоят у подсвечников, обладают приличным уровнем светского и религиозного образования, они посоветуют, какую свечку поставить, какую книгу почитать, как к причастию подойти, к исповеди подготовиться, но и в душу насильно не полезут», - заключил священник.

Протоиерей Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, декан исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, отметил, что вопрос, который поднимает Святейший Патриарх, острый и актуальный.

«От того, что эта проблема не повсеместна, а свойственна лишь отдельным храмам, острота ее не становится меньше. Для абсолютного большинства людей представление о Церкви, о вере, о Боге складывается из рассказов, кого и как в церкви встретили. Если встретили хорошо, человек остается в церкви и уже не слушает и не рассказывает сам подобные истории. Если встретили плохо даже один раз - это уже грех перед Богом. Конечно, этого быть не должно. Почему так происходит, тоже понятно. Десятилетия гонений Церкви, безбожия, уничтожение интеллектуальной религиозной элиты… Сейчас у нас есть возможность культурного возрождения. Молодые люди, которые приходит в церковь, со временем могут так же начать одергивать впервые в нее зашедших. Но это уже вопрос к нам, к нашим воскресным школам, к пастырской и миссионерской деятельности. Мне кажется, совершенно справедливо Патриарх указывает, что главная ответственность за атмосферу, царящую в приходе, лежит на настоятеле. Я преклоняюсь перед людьми, которые несут это тяжелейшее послушание. Настоятелю нужно быть хозяйственником, экономистом, строителем, озеленителем, а прежде всего - добрым пастырем. Это трудно, но ведь не зря говорят "каков поп, таков и приход" – и от нас, священников, зависит многое. Если мы будем любящими, внимательными, человек не захочет уходить. И только в этом случае мы можем привлечь тех, кто поможет нам в работе. Конечно, священников у нас не хватает. На стадвадцатитрехмиллионный город 100-1500 священников - это немного. Где духовенству взять миссионера, единомышленника? Нужно растить, воспитывать среди прихожан. Мне кажется, такая возможность сейчас есть. Нужно обучать, трудоустраивать. И это тоже забота настоятеля. Невозможно что-то делать без энтузиазма, но также невозможно и без зарплаты. Человеку же придется содержать себя, свою семью. Он должен получать хотя бы минимум, а может, и больше, чтобы являть добрый пример не только своим энтузиазмом, но и семейной жизнью», - заключил священник.

Протоиерей Олег Скобля, настоятель храма свв. правв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в Петербурге, музыкант, поэт, отметил, что с незапамятных времен у нас любят пенять на Церковь.

«Но, прав Святейший, проблема существует, и ее надо решать. Вероятно, мы что-то где-то недорабатываем, если наши прихожане так себя ведут. Но давайте будем откровенны: данная проблема зависит от общего культурного фона в стране и персонального уровня культуры того или иного человека. Как он воспитан, так он себя и ведет. Причем везде – будь то церковь, улица, тренажерный зал, кафе, автомобильная дорога… Что же до старушек в храмах - так их уже осталось-то "раз, два и обчелся". Но свое дело по воспитанию целых поколений верующих они «добре знали» и делали так, как дай Бог каждому! Да, не только отцы, но и они в свое время воспитывали нас в храмах. Я, будучи студентом Ленинградского театрального института, ходил на службы в Николо-Богоявленский Кафедральный Собор. Разумеется, что-то делал не так, как следовало бы, и местные "бабушки" на меня тоже шикали, а то и кричали. А я смирялся. Но были среди них и такие, которые, видя мое усердие к Божьему храму, дарили мне написанные от руки акафисты, для того, чтобы я вместе с ними воспевал Иисуса Сладчайшего, Матерь Божью, Святого Духа Параклита... Эти бабушки сыграли в моей жизни очень важную роль. Была среди них и такая, которую все боялись. С прихожанами она вела себя довольно-таки агрессивно, порой в гневе кричала так, что в соборе "паникадило дрожало", ругалась и конфликтовала практически со всеми, ее не любили и побаивались. И я тоже, честно говоря, старался держаться от нее подальше. Но в результате одного случая в наших отношениях все кардинально поменялось. Как-то у нее был день Ангела, и, разумеется, ее никто не поздравил из-за вздорного характера. И вдруг я ощутил в сердце некую теплоту и желание подойти к ней и поздравить ее с именинами. Я понимал, что это желание от Господа, и что в подобном случае Он поступил бы так же. Преодолев смущение и робость, я подошел к ней обнял, сказав: "С днем Ангела тебя, мать" и расцеловал ее в обе щеки. Дальше произошло то, чего я даже предположить не мог - она разрыдалась и сказала примерно следующее: "Спасибо тебе сынок, прости меня за все..." После этого ее отношение ко мне в корне изменилось. Не зря учит нас Господь через Своего апостола: "Не будь побежден злом, побеждай зло добром!" Наше негодование и "праведный гнев" на одергивания и замечания со стороны "церковных бабушек", помимо всего прочего, свидетельствует об отсутствии смирения у людей, переступивших порог храма. И это понятно - в церкви начинает «крутить» того, кто при нашем попустительстве и беспечности проник к нам в душу и сердце!» - восклицает священник.

«В госучреждениях тебе хамят – ты хамишь тоже. Это стало нормой, ибо хамят везде! В церкви тебе сделали замечание, ты по привычке тоже сразу возмущаешься. А на деле - что тебе такое сказали, что тебя задело за живое? Что нужно надевать платок – всего- то? И это - повод поднимать "бурю в стакане воды" и виноватить всех и вся? Церковь - все же общественное место, а в таких случаях почти повсеместно действуют определенные правила поведения и предписания насчет одежды. Безусловно, я согласен с Патриархом – есть и бескультурные люди, которые, как коршуны, налетают на очередную жертву, чтобы "заклевать" пришедшего или пришедшую в храм на молитву. Но при этом почему-то "культурных" и "вежливых" не дозовешься помыть полы в храме, почистить подсвечники, прибраться... Это ведь тоже проявление воспитания и отношения к нашему религиозному наследию, которое является неотъемлемой частью культуры и ее основанием. Иными словами - я за "церковных бабушек", и, конечно, за преодоление "околоцерковного хамства", но не только путем урезонивания «церковных старушек», но и проявлением смирении со стороны тех, кто переступает порог храма. Решать данную проблему, безусловно, нужно надо, но не однобоко, а совместными усилиями», - заключил о. Олег.

Протоиерей Александр Ткаченко, директор государственного Детского хосписа, основатель детских хосписов в России, настоятель храма в Суворовском военном училище и храма при городском гериатрическом центре в Санкт-Петербурге, отметил, что Патриарх, безусловно, прав.

«…Я бы обратил внимание общественности на контекст заявления: Патриарх обращался к внутрицерковному органу, а не к светским СМИ. Не нужно преувеличивать масштаб проблемы до того, что, мол, соотечественники в храм не заходят только по причине неприветливости "тетушек". Однако нам, клирикам и прихожанам, нужно обратить внимание на эту проблему, если она не получала ранее должного внимания. Для большинства известных мне приходов, где хорошо развита миссионерская, проще говоря, объединяющая прихожан, деятельность, она не стоит остро. Причины ее заключаются, разумеется, не в особенностях православного вероучения, а просто в людских характерах. С одной стороны, священнослужители должны быть сами внимательны к верующим – и здесь не обойтись без самокритики. Правда, не только священники этим грешат, все мы подчас невнимательны к своим близким – а прихожане для священника и есть близкие, родные люди. Клирики храма и в проповедях могут напоминать верующим о необходимости быть терпимее, добрее друг к другу (а то подчас за высокими богословскими рассуждениями относительно очередного Апостольского чтения теряются насущные, жизненные наставления). С другой стороны, причина может быть простой: недостаток воспитания, особенности характера. В Церковь мы приходим за духовным исцелением, и разве можно ожидать от всех бабушек и дедушек, что они станут святыми за несколько лет церковной жизни после десятилетий коммунистической? Что говорить о пожилых - не было ли после воцерковления и у людей средних лет "перегибов" и "недоработок"? "Доколе же мне падать и восставать? - Доколе живешь на земле". Касаясь миссионерской, или просветительской деятельности, скажу, что она помогает сглаживать противоречия и размолвки. Человек чувствует, что приход – это семья, где у каждого свое дело и нужно достойно его совершать: участвовать в Евангельских беседах или вести занятия в воскресной школе, в деятельности скаутского отряда или в уборке храма. Ну а приходскими миссионерами – точнее, руководителями "молодежки", воскресной школы, разных объединений при храме – должны быть просто члены прихода. Верующие люди, специалисты в своем деле», - заключил священник.

Протоиерей Александр Сорокин, настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге, полностью согласен со словами Патриарха.

«Это застарелая проблема, она возникла не вчера. Недружелюбие в храмах - одна из причин того, что люди, не нашедшие понимания, тепла, идут к тем, кого мы клеймим как сектантов. Люди ищут там приют во многом из-за того, что не находят в Православной Церкви, что ищут, а ищут они не какой-то догматики, а обычного внимания и участия. Патриарх абсолютно прав, когда говорит: недружелюбием сводятся на нет все положительные усилия. На территории прихода нужно быть дружелюбным, привечать, просвещать, проводить катехизацию, и этим тоже должна заниматься Церковь», - подчеркнул он.

Священник Михаил Артеменко, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное, отметил, что в храмах всегда есть люди, которые считают, что имеют право учить других.

«Это, увы, правда, и это серьезная беда. Люди, приходящие в храм впервые, все-таки надеются почувствовать то, что написано в Священном писании. А там написано: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою»… Но и люди, впервые приходящие в церковь, тоже бывают виноваты. Зачастую они сами начинают провоцировать прихожан. Ведут себя так, будто им все что-то должны. В общем, виноваты обе стороны. Ну а что до миссионерства - бесспорно, в приходской общине каждый должен быть миссионером, нельзя одному дать такое право, а другому не давать. Каждый может рассказать, как вести себя в храме, причем сделать это необидно, а доступно и понятно», - подчеркнул священник.

Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, сообщил, что с этой проблемой столкнулся, когда стал священником.

«Когда принял сан и пришел в приход, почувствовал узко-специфическое религиозное настроение местных людей, которые вообще не имели представления, что такое Церковь, таинство молитва… Вернее, у них было обо всем этом свое представление, не имеющее ничего общего с действительностью. Я служил в отдаленном районе в Оренбургской области, где не было священника со времен революции. 80 лет там не было постоянной православной религиозной общины. И причина ситуации, о которой говорит Патриарх, в том, что была прервана православная традиция. Ответственность за ее возрождение, я целиком и полностью с ним согласен, лежит на настоятеле. Принимая присягу перед престолом, священник дает несколько клятв, две из которых важнейшие – служение Богу и проповедь слова Божьего. Священник терпеливо, с любовью и кротостью должен воспитывать приходящих в церковь людей. Очень важно, чтобы люди по всем вопросам обращались к священнику. Прихожане не должны одергивать новичков, толкать их под локти, это всегда очень неприятно человеку, который только пришел в храм. У него открыто сердце, распахнута душа и тут ему делают замечания: неправильно перекрестился, не там стал… Если настоятель назначает миссионера на свой приход, он должен испытать его. Проверить не только богословские знания и миссионерские навыки, но и способность контактировать с людьми, общаться с ними с кротостью, смирением, терпением. Благочестие - очень важная сторона Православия, веры. Желательно еще, чтобы миссионеры имели высшее духовное образование. В храм же приходят не только наши благочестивые бабушки, но и люди грамотные, начитанные; им нужно дать серьезные ответы на все вопросы», - заключил он.

Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, отметил, что Святейший Патриарх затронул очень важную проблему.

«Действительно, ситуация, когда с людьми обращаются грубо, свысока поучают их, достаточно распространена. Я и сам был в такой ситуации. Как-то, будучи в отпуске, пришел в один из храмов не в облачении. Шло богослужение, и какая-то бабуля меня отдернула, чтобы я заранее отошел к середине храма и освободил место для прохода батюшки. Подобное, наверное, встречается в каждом храме. Эти люди проявляют рвение не по разуму. Чаще все это очень хорошие люди, которые ратуют за сохранение традиций, канона, но им не хватает такта, христианской любви, мудрости, которые должны быть у каждого миссионера, у каждого церковнослужителя, чтобы понять: соблюдение норм и правил очень важно, но важнее христианская любовь. Один известный московский священнослужитель подобных ревнителей православия называет "православными ведьмами". Это, может, грубовато, но то, что они отпугнули от Церкви немало людей – факт. Конечно, необходимо ратовать о красоте богослужения, помогать людям войти в обиход церковной жизни, но делать это нужно чрезвычайно деликатно. Пусть замечание сделает священнослужитель, он знает, как это сделать. Как нам исправить ситуацию? Прежде всего, повышать уровень культуры. У нас и в самом деле очень низкая культура поведения в храмах. А в тех, кто впервые пришел в храм, нужно видеть не только людей, которых необходимо чего-то научить, но прежде всего, братьев и сестер, видеть в людях самоё Церковь. Это задача для наших церковнослужителей. Те, кто служит в храме, вкладывает свой труд, а подчас и душу, должны проявлять смирение и понимание того, что не они Церковь, они только служители, а Церковь - это те люди, которые в нее приходят. Тогда Церковь будет совершенно другой, и миссионерство расцветет пышным цветом», - подчеркнул священник.

Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, отметил, что, к сожалению, это действительно очень серьезная проблема.

«Люди, которые впервые приходят в храм, сталкиваются не со священником, а с людьми чье поведение далеко от религиозного. Часто это бывают свечницы – продавщицы свечей, иконок, принимающие записки о здравии и упокоении. И эти свечницы отличаются довольно непростым нравом, часто формально ко всему подходят, думают о том, чтобы получить выручку, а духовные проблемы остаются на втором плане. Со свечницами надо проводить работу, внимательно относиться к тому, кто эти должности занимает. Проблема может решиться, когда в храме будет постоянное дежурство священника. Он должен всегда быть там, чтобы к нему можно было подойти и задать вопрос. В большинстве храмов так и делается, но свечницы часто все же первые, с кем человек сталкивается. Так что Святейший Патриарх абсолютно прав: нужно эти проблемы решать, работать с людьми, которые впервые приходят в храм. Этим могут заниматься миссионеры или приходские консультации», - заключил священник.

Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, отметил, что «Святейший в своем обращении назвал хорошо известную проблему и очертил возможные решения, которые давно известны».

«Многие авторы писали об этом, и мне даже приходилось давать похожие рекомендации на своем сайте. Священник, отведенный специально для этого, должен организовать дежурство приходских работников, чтобы они находились у входа в храм, где стоят вновь пришедшие и контролировали ситуацию. Радикальные меры применять к тем, кто хамит, мы не хотим. Хотим, чтобы была созидательная и разумная сила, которая бы нейтрализовала их неразумное поведение. Это могут быть штатные работники или ответственные прихожане, которые поймут поставленную задачу. Так что путь ясен и прост. Если в храме возникают конфликты, значит, на приходе много народа разного возраста и разной степени грамотности, и среди них священник всегда может выбрать нескольких разумных и ответственных людей, которые будут нести такое служение», - заключил о. Макарий.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Миссионерская деятельность
Россия – «Ноев ковчег» человечества
Тысячи бывших европейцев нашли в России своё пристанище, остаются здесь работать и жить
20.01.2025
«Мы явственно чувствуем, как важны для нас отеческие, семейные традиции»
Владимир Путин поздравил всех граждан России, празднующих Рождество Христово
07.01.2025
Если мы с Богом, то становимся непобедимыми
Святейший Патриарх Кирилл призвал духовенство трудиться с такой отдачей, словно мы живём в трудные времена
19.12.2024
«Русские моряки первое, что сделали – пропели "Отче наш"»
На Сахалине успешно реализуется совместный проект епархии и Общества «Знание»
19.12.2024
Искусственный мир язычества
Проповедь протоиерея Олега Стеняева
09.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Валите из России, поклонники Трампа!
Новый комментарий от Владимир С.М.
26.01.2025 21:36
Митрополит Вениамин: смерти нет!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
26.01.2025 19:56
Прощальный вздох умирающего Запада
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.01.2025 17:40
Вечная память
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.01.2025 17:32
Ватикан – главный бенефициар уничтожения Православия на Украине
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.01.2025 17:30