Вице-спикер Государственной думы от «Единой России» Сергей Железняк заявил, что Россия будет всеми возможными способами защищать право русскоязычных жителей Украины разговаривать на родном языке, пишет Regions.ru.
«К сожалению, русский язык сегодня стал разменной картой в политических играх на Украине. При поддержке ряда западных политических сил и преступного попустительства киевских властей на земле братской нам страны поднимает голову нацизм и фашизм. Презрев нормы международного права, русскоговорящее население Украины подвергается насилию и языковой дискриминации. После отмены в феврале этого года Верховной Радой закона о региональном статусе русского языка на Украине, ее русскоязычные жители перестали быть полноправными гражданами своей страны, попрано их право говорить на родном языке, которое является неотъемлемым для каждого современного человека.
Россия с возмущением и осуждением относится к дискриминации по любым признакам. Мы не можем и не допустим геноцида русскоязычного населения и продолжаем всеми возможными правовыми, дипломатическими способами добиваться прекращения истребления граждан Юго-Восточной Украины и требовать соблюдения прав человека, в том числе свободы говорить на родном русском языке», - сказал Сергей Железняк.
«Чем, на ваш взгляд, объясняются непрестанные попытки украинских властей ограничить функционирование русского языка? Как Россия может защитить право русскоязычных жителей Украины пользоваться родным языком?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, сказал: «Россия, конечно, будет помогать русскоязычным жителям Украины, но без желания самих жителей она ничего сделать не может. Конечно, когда они почувствуют поддержку России, будут и дальше бороться за свои права, но этого мало. Нужно, чтобы был принят закон, позволяющий русскому языку стать официальным. Жители Украины, разговаривающие на русском языке (и это не только русские, но и представители других национальностей) вправе требовать и в случае разъединения страны, и если
Донецк и
Луганск останутся в составе Украины, - чтобы документы оформляли на двух языках. Я думаю, это главное. Если они пойдут на уступки, согласятся быть в составе Украины, то лишь при условии, что русский язык будет официальным».
«Россия не может ничего решать, пока сами жители Украины будут молчать. Если ты молчишь, за тебя никто не скажет. Ситуация на Украине, конечно, очень сложная. В Донбассе есть люди, которые уже потеряли родных, и по большому счету, неясно, возможно ли их объединение с теми, кто сейчас против них воюет. Смогут ли они забыть кошмары, пролитую кровь, близких, которых потеряли? Но будущее зависит, в первую очередь, от них, а Россия поможет», - заключил епископ.
Протоиерей Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, декан исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, заявил: «Государственность на братской нам земле, я бы даже сказал, на нашей общей земле, за 23 года так и не состоялась – и все потому, что основной принцип формирования государственности заключался в том, чтобы выступать против России и русских. Русский язык и стал разменной картой в политических перипетиях. Но сейчас речь идет уже не только о русском языке - из танков и авиации расстреливают мирные города, происходит геноцид русского населения. Речь уже идет о том, будет ли вообще там жить русское население или предстоит "этническая зачистка", как это было в Югославии, в других странах».
«Мне кажется, Россия не только может, но и должна, да и будет защищать русскоязычное население, - убежден отец Филипп. - Граждане нашей страны приняли и поддержали решение нашего президента о том, что русскоязычное население, его права за пределами РФ будут защищать всевозможными способами, доступными государству: начиная от экономических и заканчивая военными. Мы видели: как только Россия объявляла учения вблизи границы, какие-то резкие решения смягчались. Всем понятно, что эта "игра в войну" (так можно было бы ее назвать, если бы не уничтожали мирное население), тут же прекратится, когда придет "большой брат" и скажет: "Хватит!" Ну а как нам действовать – конечно же, в рамках международных правовых актов, не переступая нравственные и международные нормы, как это сейчас происходит на Украине со стороны действующей власти по отношению к собственному народу».
Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), отметил: «Мне сложно говорить о причинах, побудивших правительство соседней и вместе с тем одной из близких нам по ментальности, да и по культуре, страны, так поступать: я не владею информацией, которой владеют наши политики высшего эшелона. Но мне кажется, и в случае с Прибалтикой, и с Украиной, люди, желающие отделиться, как-то обозначить, что они не вместе, проводят границу - в том числе и по языку. Когда мы говорим о правах русскоязычного населения других стран на образование, на собственный язык, на их присутствие в медийном пространстве, нелишне вспомнить: а какие "языковые права", если так можно выразиться, есть в России у различных диаспор? Где-то на Урале, я слышал, издается несколько газет для гастарбайтеров на китайском и таджикском, - ну и, пожалуй, все. Газет на украинском у нас нет, хотя на долю России приходится около 40% украинских трудовых мигрантов. Так что как мы можем требовать от властей другой страны то, чего не делаем у себя?»
«Если же мы хотим сохранить русскую культуру для русскоязычных граждан других государств, нам нужно как-то поддерживать в первую очередь самих этих граждан. Не стоит требовать от правительства стран, где они живут, чтобы они издавали наши газеты, открывали школы, где бы обучали нашему языку… Быть, может, нам самим пора выделить на эти цели какие-то средства из бюджета, оказать ощутимую поддержку и центрам русской культуры. Я думаю, начать нужно с этого. Пока, я вижу, русскоязычные граждане других стран сами выживают, как могут, а наше государство как-то не очень заметно, - по крайней мере, для СМИ, - защищает их права. А требовать от политиков, не вполне адекватных на первый взгляд, с непонятной мотивацией поступков, чтобы они еще и поддерживали язык державы, которую сами же объявили враждебной, - увы, наверное, бесполезно», - полагает пастырь.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, сказал: «Русский язык - не просто один из мировых языков. В нашем языке много от церковнославянского, на котором говорят с Богом. Мы все знаем: говорящие на нем люди душевные, более добрые, они ближе к Богу. Для тех, кто служит темным силам – фашизму, нацизму, самое главное - попрать человеческие ценности, принизить людей, говорящих по-русски. Язык играет в жизни человека огромную роль, и чем меньше людей говорят по-русски, тем легче этим темным бесовским силам управлять миром. Чтобы уничтожить людей, убить в их душе веру, высокие устремления, конечно, их нужно лишить русского языка».
«В начале прошлого века в университетах попытались убрать латынь. Успеваемость студентов упала на 20%. Когда человек говорит на "высоком" языке, он преображается, становится интеллектуальным, более трудоспособным. А им нужны рабы, которые готовы выполнять чужую волю. Борьба с языком - не только какие-то межнациональные отношения, это борьба темных сил со светлыми.
Украина, Киев, Новороссия – все равно русские, славянские земли. Украинский народ пытаются сделать нашим врагом, тратят на это большие средства. Но представьте, что они станут делать, если не будет русских? С кем начнут воевать? Им придется работать, созидать, а они не умеют - они обучены только противостоять. Господь даровал нам удивительную страну. Над ней когда солнце встает на востоке, на западе оно только-только закатилось. В России много полезных ископаемых, это богатейшая страна. За что Господь дал нам все это? Потому, что мы славяне, мы славим Господа. Если мы перестанем это делать, все разрушится, развалится. У нас не будет души, самого главного сокровища – нашей веры. Кстати, на это тоже направлен удар. Во главе украинского государства стал протестантский пастор и начал убивать православных. Это говорит об отношении к жизни, о ценностях, которые преобладают у нас и у них. У нас смирение и терпение, у них - агрессия. Но это будет действовать до тех пор, пока будет с кем воевать. Это их самая большая слабость. Не будет русских - и они просто исчезнут», - уверен отец Александр.
Иерей Святослав Шевченко, руководитель пресс-службы Благовещенской епархии, считает, что правительство Украины, пришедшее к власти путем вооруженного переворота, разыгрывает «национальную карту». «Именно поэтому происходит то, что происходит, - убежден он. - Практически по тому же сценарию происходили небезызвестные нам события в Прибалтике. На мой взгляд, это комплекс "братьев и сестер", которые отделились от нас, когда распался Советский Союз. Видимо, они принимают такие законы, чтобы поднять национальное самосознание. С одной стороны, национально ориентированное правительство, которое защищает права титульной нации - это всегда хорошо. С другой стороны, нередко свобода одного человека заканчивается, когда начинается свобода другого. Это двойные стандарты современных европейских стран и всех тех, кто стремится в европейское сообщество: одним больше прав, другим меньше».
«Сегодняшние власти Украины пропагандировали фашистские лозунги, допускали радикальные высказывания. Неужели новоявленному правительству не было известно, что большая часть Украины – русскоязычное население? Они об этом прекрасно знали. На мой взгляд, все это было срежессировано с одной целью: чтобы поссорить народ Украины между собой. А еще – чтобы украинцы навсегда отдалились от России. Существующая власть опирается на ту часть украинского общества, которой в течение 20 лет внушали ненависть ко всему русскому. Что в этой ситуации делать? Ну, во-первых, создавать пророссийские правозащитные фонды и организации, которые будут отстаивать права наших соотечественников. Проводить дни русской культуры, поддерживать русскоязычных поэтов и прозаиков, создавать электронные ресурсы, популяризирующие русский язык. Не забывать и о роли кинематографа. За эти 20 лет фонды население Украины хорошо обработали, и мы вдруг стали им врагами. А мы не занимались популяризацией русской культуры и проиграли. Нам делить нечего. Мы одной крови. Понятно, что разъединяет нас политика, и очень хотелось, чтобы и наша Церковь сыграла объединяющую роль. Нужно нести Евангелие в мир. Только Христос объединяет, все остальное будет разъединять: сколько людей, столько и мнений, сколько партий - столько и позиций», - заключил пастырь.