Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Он был лидером православного возрождения Петербурга»

15.05.2014


Слово Николая Симакова на кончину Виктора Антонова, выдающегося церковного историка и православного деятеля …

14 мая на 76-м году жизни скончался известный русский историк, искусствовед и общественный деятель Виктор Васильевич Антонов. Редакция «Русской народной линии» выражает искренние соболезнования родным и близким покойного. Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего Виктора!

О личности покойного рассказал в интервью «Русской народной линии» известный церковный историк Николай Кузьмич Симаков

Я знаю Виктора Васильевича Антонова 34 года. Мы были близкими друзьями. В диссидентские 80-ые годы мы являлись создателями подпольного православного ленинградского семинара. Виктор Васильевич издавал журнал самиздат, где публиковал свои статьи. Он был разносторонним, глубоко образованным человеком, устно и письменно владел многими европейскими языками, был истинным знатоком русской и европейской культуры. Таких эрудированных людей, как Виктор Васильевич, осталось немного. 

На заре перестройки Виктор Васильевич был одним из создателей Общества русской православной культуры имени свт. Игнатия Брянчанинова, целью которого было просвещение и наставление ленинградцев в православной вере. Также он принимал участие в создании Общества русской мысли имени Ивана Ильина и в формировании монархического, патриотического движения. Я его именовал «Лев патриотизма». Мой товарищ изучал догматическое Богословие, занимался историей Русской Церкви. Я имел честь трудиться вместе с ним в редакции Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей, где он публиковал свои многочисленные статьи. Виктор Васильевич был для меня старшим товарищем и даже братом. 

По благословению митрополита Иоанна (Снычева) Виктор Васильевич посвятил себя изучению истории петербургских храмов и монастырей, новомучеников и исповедников российских. Он первый человек, кто стал заниматься этой тематикой, проведя долгие 90-ые годы в архивах. Многие его статьи были посвящены этой теме. Виктор Васильевич выпустил одну за другой книгу о петербургских храмах и монастырях, удостоившись нескольких различных премий, в том числе завоевав литературную награду. Мой близкий товарищ и соратник был известным человеком в Санкт-Петербурге, его энциклопедические труды до сих пор не превзойдены. Этот автор ни с кем не сравним. 

Виктор Васильевич был активным участником православного возрождения нашего города. Благодаря моему товарищу, был защищен Московский Парк Победы в Санкт-Петербурге, построен храм «Всех святых в земле Российской просиявших» на этом памятном месте. Его трудами были открыты многие храмы и монастыри города, такие как Казанский кафедральный собор и женский Новодевичий монастырь. На закате Советского Союза Виктор Васильевич был одним из вдохновителей проведения городских Крестных ходов. Воистину, он был лидером православного возрождения Петербурга. 

Виктор Васильевич по образованию был искусствоведом, заканчивал академию им. И.Е.Репина, всегда выступал с призывом сохранения русской православной культуры и русской национальности. Мой друг и старший товарищ неустанно стремился к спасению России и русского народа, принимая активное участие в общественно-политических организациях Петербурга и Москвы. Виктор Васильевич проявил себя на ниве борьбы против сатанинской нечисти, он активно противостоял сектантству и оккультизму, проводя Крестные ходы по Невскому проспекту, где его неоднократно забирала милиция как одного из лидеров. Мы вместе трудились над сборником под названием «Православная Церковь. Современные ереси и секты в России». 

Н.К.Симаков
Виктор Васильевич стремился к возрождению православно-монархической русской государственности. Он многих вдохновил на это благое дело. В последние годы жизни мой товарищ переписывался с людьми со всего мира, его приглашали в разные страны, но по состоянию здоровья он уже не мог совершать дальние поездки. Но продолжал в меру своих сил работать. Как ни наберу его номер телефона, слышу в трубке ответ: «Я работаю». Последними его трудами были: «Вера против безбожия. Петроград-Ленинград 1920-1930-е» и «Православные храмы и соборы в Западной Европе». 

Виктор Васильевич Антонов скончался 14 мая в 11:30 утра. Как мне стало известно, новопреставленного раба Божиего Виктора похоронят на Большеохтинском кладбище. 

Смерть Виктора Васильевича - это большая утрата для нашего города. Он был бесстрашным человеком, никогда ничего не боялся, а стремился к процветанию православной русской культуры и русского народа. Он был одним из выдающихся деятелей нашей эпохи. Для меня его кончина невосполнимая утрата. 

От всей души прошу всех православных христиан помолиться о упокоении новопреставленного раба Божиего Виктора, чтобы Всемилостивый Господь простил ему все его согрешения вольные или невольные и даровал ему Царствие Небесное и Вечный Покой. Аминь.

Биографическая справка (по материалам сайта «Институт русской цивилизации»)
 
Виктор Васильевич Антонов родился 14 сентября 1938 г. в Ленинграде в семье техника военного завода. Крещен в Никольском соборе, блокаду пережил с матерью в осажденном городе. В 1956—61 учился на факультете теории и истории искусств Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина в Ленинграде. Полгода трудился в Художественном музее в Орджоникидзе, затем поступил в аспирантуру, подготовил диссертацию об итальянской живописи барокко. Одновременно начал работать научным сотрудником Эрмитажа. В 1972 в результате антирелигиозных притеснений перешел на исследовательскую работу в реставрационные организации. С 1976 в течение десяти лет занимался богословскими переводами для Ленинградской Духовной академии, продолжая научную деятельность. Одновременно, как историк Петербурга, приступил в эти годы к сотрудничеству с местным Обществом охраны памятников. В 1981—85 один из руководителей неофициального православного семинара. В 1988—90 ежемесячно выпускал в самиздате «Невский духовный вестник», выступал на религиозных встречах и конференциях, занимался организацией в городе приходских общин. В 1989 был в числе инициаторов создания в Петербурге «Общества русской православной культуры свт. Игнатия (Брянчанинова)», а два года спустя - «Общества русской православной мысли им. И.А.Ильина». 

В 1990 митрополитом С.-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычевым) приглашен в издательский отдел епархии на должность завотделом в воссозданный журнал «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», где проработал 10 лет, публикуя статьи по церковной истории, о новомучениках и исповедниках Российских, о сектах. 

Политическую деятельность начал летом 1988, выступая на митингах «Памяти» в Румянцевском саду. Входил в руководство местной организации, но в апреле 1989 покинул ее, когда Ленинградский обком КПСС установил свой контроль над «Памятью». Вскоре вместе с Н.Н.Лысенко организовал Национально-республиканскую партию России (НРПР) и был избран ее председателем. В октябре 1990 из-за идейных разногласий вышел из НРПР. Принял участие в монархическом движении, был избран членом синклита Всероссийской партии Монархического центра, принимал участие в монархических совещаниях и Земских Соборах, организуемых В.М.Клыковым. Был делегирован синклитом в Русский Национальный Собор (РНС) генерала А.Н.Стерлигова (в течение двух лет выступал на съездах и советах Собора). Летом-осенью 1993 входил в состав объединенной оппозиции города, участвовал в митингах, пикетах и теледебатах, как председатель Думы Православного Русского Национального Собора, куда входили различные патриотические группы Петербурга. Весной 1994 покинул РНС и возглавил петербургское отделение движения «Держава» А.И.Руцкого, был делегатом учредительного съезда движения. Но в августе 1995 в составе группы единомышленников ушел из «Державы», обвинив Руцкого в двурушничестве.

Сосредоточил усилия исключительно на православно-монархической деятельности. Способствовал организации молитвенных стояний и Крестных ходов в Петербурге в дни памяти Царя-Мученика (19 мая и 17 июля), регулярных панихид у гробниц Императоров Российских, народных протестов против захоронения лжеостанков в Петропавловском соборе, против сектантской агрессии и дискриминации православных в Эстонии. Вместе с протоиереем Алексием Масюком возглавлял православные демонстрации и пикеты в защиту Сербии, в 1997-2000 вел на «Православном радио Санкт-Петербурга» еженедельные духовно-просветительские беседы. В 1998 возглавил Санкт-Петербургское отделение «Российского Имперского Союза-Ордена». В 1994—97 вышла трехтомная монография, подготовленная в соавторстве с А.В.Кобаком, «Святыни Санкт-Петербурга», которая в 1999 была удостоена Анциферовской премии. В 1998 избран председателем общественного Комитета по сохранению и возрождению святынь С.-Петербурга. В 2001 принял участие в подготовке «Синодика новомучеников и исповедников Санкт-Петербургской епархии».

Отметим, что Виктор Васильевич Антонов являлся автором «Русской народной линии», активным участником Санкт-Петербургского патриотического форума.  


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме