Власти России признают итоги
референдума о самоопределении
Донецкой и
Луганской областей Украины, сообщает
Regions.ru. «В
Москве с уважением относятся к волеизъявлению населения Донецкой и Луганской областей и исходят из того, что практическая реализация итогов референдумов пройдет цивилизованным путем, без каких-либо рецидивов насилия, через диалог между представителями Киева, Донецка и Луганска, - говорится в сообщении пресс-службы Кремля. - В интересах налаживания такого диалога приветствуются любые посреднические усилия, в том числе по линии ОБСЕ. Отмечаем высокую явку населения, несмотря на попытки сорвать голосование. Осуждаем имевшее место применение силы, включая использование тяжелых вооружений против мирных граждан, приведшее к человеческим жертвам».
Референдум прошел 11 мая. Подавляющее большинство его участников поддержали объявление государственной самостоятельности самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. В Донецкой области общая явка составила почти 75%. В поддержку создания суверенной Донецкой народной республики проголосовали 89% участников референдума, против - 10%. В Луганской области явка составила 81%, за независимость региона выступили 96% проголосовавших, против - менее 4%.
Власти Украины предсказуемо не признали итоги народного волеизъявления. Спикер Верховной Рады, временный президент Александр Турчинов назвал референдум фарсом и заявил, что никаких юридических последствий он иметь не будет. Аналогичную позицию заняли и в западных столицах: так, глава немецкого МИД Франк-Вальтер Штайнмайер заявил, что проведенное 11 мая голосование нельзя воспринимать серьезно.
Подобные заявления из уст самопровозглашенных украинских властей, в простонародье именуемых хунтой, представляются верхом цинизма, если вспомнить, что к власти они пришли путем государственного переворота.
Как прошедший референдум повлияет на российскую позицию по Украине? Возможно ли признание Россией суверенитета провозглашенных в Донецке и Луганске республик? Как теперь будут развиваться события на Украине? С такими вопросами Regions.ru обратились к парламентариям.
Сергей Обухов, зампред Комитета Госдумы (ГД) по делам общественных объединений и религиозных организаций, член фракции КПРФ, отметил, что он и его коллеги по партии признают итоги этих референдумов.
«Мы считаем, что это первый шаг на пути самоопределения Новороссии, поскольку на Украине есть еще многих других регионов, настроенных так же, как Луганск и Донецк. Более того, в советской истории уже был прецедент существования Донецко-Криворожской республики. Нынешняя
Украина закончилась, что стало особенно очевидно не только после одесского поджога, но гораздо раньше, когда повсюду принялись сносить памятники Владимиру
Ленину – основателю украинской государственности. Раз теперь киевские власти своими действиями по сути отрицают эту государственность, то пусть их не возмущает начинающийся на Украине "парад самоопределений". Надеюсь, позиция России в отношении украинских регионов, решающих встать на путь самоопределения, будет такой же последовательной, как в отношении Крыма. Честно говоря, меня пока не удовлетворяют половинчатые оценки, которые Кремль дает сегодня прошедшим на Юго-Востоке Украины референдумам. Если было заявлено, что мы уважаем их итоги, тут же надо было отметить, что мы эти итоги признаем и намерены оказывать содействие в их реализации. Колоссальные очереди на участки голосования и результаты референдумов говорят сами за себя, и не признавать эти результаты невозможно. Не может воля 50 тысяч человек, представляющих незаконную киевскую власть и сжигающих украинскую государственность, быть выше воли миллионов жителей Донецкой и Луганской областей», - подчеркнул депутат.
Ян Зелинский, член Комитета Госдумы по международным делам, член фракции ЛДПР, отметил, что вся процедура проведения референдумов в Луганской и Донецкой областях проходила полностью в рамках закона и международного права.
«Это было абсолютно свободное волеизъявление граждан. По многочисленным кадрам теленовостей мы видели, как люди, чтобы проголосовать, выстаивали очереди в несколько километров. Были соблюдены все сроки, правила составления документации, законодательные нормы. Непризнание итогов этих референдумов говорит о глупости и недальновидности нынешнего руководства Украины, что они и демонстрируют постоянно, с самых первых дней захвата власти. Понятно, что и европейцы в большинстве своем тоже не будут признавать независимость этих двух украинских регионов. Во-первых, они осознают, что в дальнейшем их руководство может поднять вопрос о
процессе присоединения к России. Но еще больше они опасаются, что вслед за Луганском и Донецком о проведении аналогичных референдумов объявят и другие части восточной и юго-восточной Украины, в результате чего Украина потеряет как минимум 50% своей территории. Россия же, исходя из того, что референдумы проводились без единого нарушения, с соблюдением всех норм международного права, должна признать их итоги и установить с народными республиками дипломатические отношения. Уже сейчас появляются сведения, что их руководство может попросить о включении этих республик в Таможенный союз – такого варианта тоже нельзя исключать. Сегодня очень трудно сказать, как будут дальше развиваться события. В любом случае, если военные действия украинских силовиков на восточных территориях будут продолжаться, то это уже будут действия против независимых государств, самостоятельных субъектов международного права. И Россия должна помочь этим государствам защитить свой суверенитет, защитить безопасность их граждан и навести порядок. Не знаю, как дальше будет действовать наш президент, но считаю, что после проведения референдумов в Донецкой и Луганской областях оснований для использования на территории Украины российских вооруженных сил стало гораздо больше», - подчеркнул парламентарий.
Гаджимет Сафаралиев, председатель комитета ГД по делам национальностей, член фракции «ЕР», отметил, что прошедшие на днях на Украине референдумы явились выражением желания граждан.
«Когда киевские власти начали против своего народа посылать войска, целые танковые части, когда стали убивать безоружных людей, граждане окончательно убедились, что в таком государстве они жить дальше не смогут. Со стороны Киева не было сделано никаких движений в сторону диалога с населением Юго-Востока: напротив, Киев принялся наращивать карательные акции. Поэтому не случайно народ уже не смог пойти на отсрочку референдумов. Ему не было дано никаких гарантий со стороны властей, что в случае такого решения военная операция против него остановится. Выражение воли народа – первично. Если огромное количество людей не хотят признавать действующую сегодня на Украине власть, никто, никакими угрозами их к этому не принудит. Теперь, по прошествии референдумов, руководство народных республик, думаю, будет стремиться вступить в переговоры с международными организациями, чтобы доказать всему миру свою правоту, состоятельность принятых на референдумах решений. Западное сообщество должно наконец понять, что население Украины, ее Запад и Восток, никогда не было единым по своей культуре, ментальности, а главное – по геополитической ориентации. Сегодня же этот "водораздел" углубился как никогда, и не без активного участия самого Запада. Я вполне допускаю возможность признания Россией самоопределения Луганской и Донецкой областей, как произошло в свое время с признанием независимости Абхазии и Южной Осетии. Во всех этих процессах совершенно невозможно найти что-либо деструктивное, противоречащее международным правовым нормам, поскольку они основаны на мирном, законном волеизъявлении народа», - заключил депутат.
Андрей Климов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам (Пермский край), депутат ГД РФ 3-6 созывов, член ЕР, отметил, что значение прошедшего референдума нельзя не видеть.
«Оно очень важное с точки зрения политико-дипломатической, но не с точки зрения жестких, импульсивных, немедленных действий. То есть военного вмешательства извне, в том числе со стороны России, за что, кстати, некоторые ратуют и у нас, быть не должно – еще есть возможность в дальнейшем переговорном процессе. Главное, люди показали, что хотят жить вне киевской политической структуры. На это мы должны упирать при проведении переговоров как с украинскими, так и с западными партнерами. Еще один момент. Жителей украинского юго-востока называют пророссийски настроенными. Для меня же именно они - истинные украинцы: я про них говорю «проукраински настроенные», поскольку свое будущее они хотят видеть в границах Украины, заявляют именно о своем будущем, а не о нашем. Что крайне необходимо сделать прямо сейчас – это убрать из конфликта вооруженных людей, к которым Киев относится весьма избирательно: все, кто взял в руки оружие и за власть – друзья, а с оружием и против власти – враги. Но это издевательство и над правосудием, и над демократией. Мы уважаем волю миллионов людей, которые высказали свою позицию на референдуме. Это настоящая демократия, а отнюдь не воля человека, сидящего в Белом Доме. На Донецкую и Луганскую области не распространяется юрисдикция Вашингтона, НАТО, Брюсселя. Они могут подчиняться лишь власти Украины. Правда, вся загвоздка в том, что сейчас на Украине нет легитимной власти. В Киеве ерничают по поводу референдума, хотя сами даже не попытались установить власть законным путем. Всем известно, как они ее взяли: ночью, на Майдане, при свете факелов, крича "любо - не любо". Жуть просто!» - восклицает депутат.
«Ужас еще состоит и в том, что уже они сами оказались под влиянием "Правого сектора", который взрастили. Так в свое время США взрастили Бен Ладена, чтобы тот уничтожал советские войска в Афганистане. И чем все кончилось? Он отбился от руководства, стал стрелять по "своим". За это «демократичные» Штаты, наплевав на все нормы международного права, явились с бомбами в чужую страну, расстреляли, в том числе, его родственников, труп самого куда-то вывезли и выбросили, потом, через несколько лет, вроде как отыскали… Та же самая история с украинским националистом Сашко Билым: перед ним, ультрарадикалом, преступником с двумя судимостями, власти вначале окрыли дверь, вооружив его с его отморозками, а затем, когда он пошел и против них, пристрелили. Как известно, сейчас Украина получает газ, финансовую поддержку от Запада. Чем это ей аукнется? Снижением пенсий, зарплат, и когда народ осознает, в какую кабалу его втянули, может произойти социальный взрыв такой силы, что мало не покажется! И последнее. Предстоящие на Украине выборы президента – это шаг в правильном направлении. Мы еще не знаем, признаем ли их результаты, но это уже шанс отодвинуть хунту от власти», - считает парламентарий.
Евгений Серебренников, 1-й зампред Комитета СФ по обороне и безопасности (Республика Хакасия), член ЕР, заместитель министра МЧС РФ (2002-2006), заявил, что прошедший референдум – это довольно серьезный посыл.
«Остается только надеяться, что украинские власти его услышат, хотя и во время референдума, и по его окончании – ночью и на следующий день, украинская армия обстреливала Славянск из артиллеристских орудий. Одним словом, все идет так, как не должно быть в XXI веке. Кажется, что все это игра, которая зашла уже слишком далеко. При этом псевдоруководители Украины это понимают, но отступать уже нельзя, потому что им дали понять, что они будут судимы мировым судом. И такой расклад дает им право бесчинствовать. Но все фиксируется, все остается в людской памяти. Рассчитываю, что со временем мировое правосудие восторжествует. Что касается признания – непризнания Россией суверенитета провозглашенных в Донецке и Луганске республик, то сами жители еще до референдума говорили о необязательности для них самостоятельности. Они понимают, что в наше время таким маленьким государствам не выжить. Референдумом они хотели донести до Киева, что не намерены мириться с нынешним руководством, что им не по пути с ним. Несмотря ни на что, жители этих территорий питают надежду, что украинские власти примут решение о федерализации страны, благодаря чему субъекты получат дополнительные широкие полномочия», - заключил политик.