9 мая впервые в Санкт-Петербурге по Невскому проспекту прошел «Бессмертный полк». Организаторы шествия предполагали, что на Парад Победы выйдет около 10 тысяч участников «Бессмертного полка», но на деле их оказалось гораздо больше – колонна растянулась вдоль всего главного проспекта Северной столицы, став настоящей полноводной, народной рекой!
По данным ГУ МВД, в колонне «Бессмертного полка» с портретами своих отцов, дедов и прадедов - фронтовиков по Невскому проспекту прошли до 40 тысяч петербуржцев. Этот марш показал, что память о подвиге героев, сражавшихся на полях Великой Отечественной, живет в сердцах петербуржцев. Солдаты уходят, они уже не пройдут в
День Победы в парадном строю, но вместо них это делают их дети, внуки и правнуки. Во главе колонны шел губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко, члены Правительства города, депутаты Законодательного Собрания.
«Бессмертный полк» плыл по Невскому в цветах и флагах, скандируя «Ура-а-а!», «Россия!», «Слава победителям!» Стоявшие на тротуарах петербуржцы встречали марширующих радостными возгласами, аплодировали, из распахнутых окон махали советскими и российскими флагами. Патриотический подъем объединил участников Парада Победы. Шествие завершилось на Дворцовой площади, где расположилась военная техника времен Великой Отечественной, собранная клубами реконструкторов.
Участники марша явственно ощутили связь поколений, народное единение, о чем поведали в интервью «Русской народной линии».
Колонну сопровождала группа ребят в солдатских гимнастерках и плащ-палатках времен Великой Отечественной, с автоматами Калашникова в руках. Как оказалось, это участники Военно-исторического клуба «Комсомолец», основанного при Коммунистической партии России в феврале 2014 года, в годовщину полного освобождения
Ленинграда от фашистской Блокады. Один из реконструкторов рассказал о том, почему он участвует в Параде Победы.
Егор Владимирович Мороз, 19 лет, РГПУ им. Герцена, кафедра политологии:
«В военно-исторический клуб нас привело желание сохранить память о победах нашей великой Родины, о героическом поколении, воевавшем во Второй мировой войне. Лично у меня патриотическое чувство возникло с детства, благодаря воспитанию в семье, особенно бабушке. В войну она была маленькая, жила в Твери, попала в эвакуацию. Если потребуется защищать свою семью, своих близких, свою Родину, то все мы не раздумывая, возьмем в руки настоящее оружие».
Среди участников марша милая барышня в романтической шляпке, напоминающая «тургеневскую девушку». Это Вера Терехина, историк:
«Я вышла с фотографией моего дедушки - Головина Павла Митрофановича - артиллерийского разведчика, служившего в Блокадном Ленинграде в 165 Отдельном разведбатальоне. Второй дед воевал на Первом Украинском фронте, дошел до Берлина. Сейчас я пишу историю своего рода, где есть глава, посвященная подвигам моих дедушек на Великой Отечественной войне. Историю рода я пишу для потомков, которые у меня обязательно будут, для племянников, которые уже подрастают. Эта идея родилась у меня давно, ведь я сама - историк по образованию, и моей большой мечтой со школьных лет было рассказывать детям о подвиге нашего народа».
В строю шагал пожилой бородатый мужчина, рядом с ним вприпрыжку поспевали мальчишки со штендерами. Мужчину зовут Алексей Алексеевич Мартыненко, он мастер по изготовлению ключей и, кстати, читатель «Русской народной линии»:
«Школьники 5 класса, где учится наш сын, решили выйти на марш, и мы к ним присоединились. Мы несем портрет моего отца и портрет бабушки жены - врача из блокадного Ленинграда. Думаю, что сын захотел пойти с "Бессмертным полком", движимый прежде всего, чувством собственного достоинства, неотъемлемой частью которого является патриотизм.
Сын знает, кто такие фашисты и нацисты, и поэтому сознательно относится к Параду Победы. Я сам стал подробно расспрашивать своего отца о войне лишь в последних классах школы, а своему сыну все, что знаю о войне, стараюсь передать с малых лет. Пусть он представляет военные события еще весьма поверхностно, но чувствует мою искренность и верит сердечной боли, которую я испытываю, вспоминая рассказы близких, воевавших на фронте».
Скандируя и подпевая песни, следом шла дружная армянская семья, глава которой, Григорий Евландович Манасян, трудится учителем математики в школе № 20:
«Сегодня такой день, что нужно помнить о родных, положивших жизнь за наше счастье, свободу. В этот день дома сидеть нельзя, надо всем выйти на улицу и вместе с фронтовиками прошагать по городу. У меня все были на фронте, и со стороны матери, и со стороны отца, кто пришел, кто - нет. Брат отца, Андроник Арсенович Манасян, погиб в 1941 в Прибалтике, о чем рассказал односельчанин отца, уцелевший в бою.
Мы свою родословную знаем хорошо, наш отец нарисовал древо рода и по своей линии, и по линии матери. У мамы отец и сестра, и брат - все дошли до Берлина. Молодежь из нашей семьи сейчас идет впереди с друзьями в этом же строю. Мы рассказывали им про войну с самого детства. У нас дома везде фотографии родных, они видят их с малых лет и для наших детей война - часть их собственной истории».
На фоне ликующего окружения выделялась тихая и сосредоточенная пенсионерка, Светлана Викторовна Михайлюк. Она пережила войну ребенком и сохранила о ней горькие воспоминания:
«Когда война началась, мне исполнилось 7 лет. Помню страшные бомбежки в Горьком, куда нас эвакуировали. Мы жили там в Канавино - заводском районе, где делали танки, а фашисты это знали и бомбили нещадно. В одну ночь около дома упало 3 бомбы, если бы хоть одна взорвалась, мы бы с вами не разговаривали!
Есть хотелось всегда, самое любимое растение было - желтая акация. Когда она цвела, животы у нас были набиты, и голод не мучил. Еще липа выручала - начинали есть почки, потом листочки, а по осени ели семена. Горький - это не Блокада, но это война и голод. Мама работала в госпитале, отец Виктор Кононович Михайлюк, старший лейтенант, на фронте с 1942 года.
Тот, первый День Победы помню, как сейчас. Известие о Победе пришло ночью. Сразу поднялся крик и все - женщины и дети - выскочили из домов. Моя младшая сестра перепугалась до смерти, потому что началась канонада - это был салют, а она знала - раз стреляют, жди бомбежки. Моим племянницам о войне я рассказывала, они не смогли пойти со мной сюда, но дома пекут для меня праздничный пирог, и 9 мая для нас всегда праздник!»
Группа людей от мала до велика, одетых в сарафаны и косоворотки, распевающих русские народные песни, заражала участников шествия искренней радостью. Это фольклорный ансамбль «Белозерье», которым руководит Галина Владимировна Емельянова:
«Узнав о "Бессмертном полке", я позвала всех людей, с кем занимаюсь, и нас получилось много. Это радостный, народный день, праздник, в котором должны быть и дети, и взрослые. Мой папа, Владимир Соколов, гвардии старший сержант, воевал на Первом Белорусском фронте, вернулся с войны, а умер, когда мне было уже 11 лет.
У нас в семье был особый день, 14 января, когда папа расстилал под елкой шкуры убитых им кабанов (он был охотник, геолог, а еще сын "врага народа"), мы садились на шкуры, и он рассказывал про войну. Я помню этот ритуал с двух-трех лет. Художественные фильмы про войну папа не хотел смотреть, новосочиненные песни слушать ему было тяжело, он пел только фронтовые. Рассказывал, что как-то раз на его участке снимали фронтовую хронику, и я с тех пор ищу его в документальных кадрах и плачу. Своим детям я рассказываю о войне, и на каждый День Победы вспоминается что-то новое».
К нашему разговору присоединился один из шести детей Галины Владимировны, студент Александр Емельянов:
«Войну выиграли наши деды, а нам радостно так, как будто это сделали мы. Мне очень нравится, что мы идем с фотографиями своих фронтовиков. Это вселяет гордость за них, за свой род. Я готовлюсь к тому, чтобы при необходимости защитить Родину - занимаюсь кулачным боем.
На Украине идет война, и это тоже сближает нас с дедами-фронтовиками. Мама рассказывала, что мой прадед открыл первое фотоателье в Одессе, а его сын открыл там первую гимназию. Моя прабабушка была первым ребенком в семье, а ее сестра - двадцать вторым, между ними было 20 братьев. Нас с родственниками разделила революция: часть семьи осела в Одессе, часть - под Новороссийском. Одесса - это наша родная земля».
У одного из мужчин, несшего штендер с фотографией фронтовика, на груди висела табличка «Я люблю Одессу». Владимир Владимирович Ярошевский, спасатель, рассказал о том, что связывает его с этим городом:
«Мои корни из Одессы, с детства я рос там. Эту табличку я купил в Одессе еще зимой, просто как сувенир, и не думал, что она может обрести новый, горький смысл. Дедушка и бабушка по маминой линии воевали под Ленинградом в Блокаду, а отцовские деды с Украины, и я решил объединить и пронести по Невскому память о войне и память об Одессе. В России мы помним и чтим победу народа над фашистами, а на Украине ветераны, которые выходят на день Победы, снова оказываются под прицелом фашистов, снова в бою - и это моя боль.
Дедушка и бабушка прожили долгую жизнь. Насколько себя помню, мальчишки всегда играли в войну, но расспрашивал я до обидного мало, глубокий интерес к тем событиям пробудился лишь сейчас. Знаю, что бабушка хотела написать книгу, у нее даже было название "Моя Блокада". Бабушка, Екатерина Ивановна Шишкина, была матросом Балтийского флота, подвозила на малом торпедном катере снаряды в Кронштадт. Дедушка, Виктор Михайлович Варгасов, был сапером понтонно-мостового батальона, строил мосты. Они говорили, что на войне было не так, как в официозе, гораздо страшнее.
Я думаю, что та молодежь, которая сжигала людей в Одессе - это Иваны, не помнящие родства. 9 мая они не помнят. Не знаю, какие матери их воспитывали, но они полны злобой, вынесенной еще со средних веков. Одесса - показатель того, что могут сделать люди, лишенные страха Божьего и лишенные страха противостояния им реальной силы. Их нельзя оставлять безнаказанными, их нужно смирить силой, покуда не вырастет новое поколение, умеющее уважать Россию».
Анна Бархатова, корреспондент «Русской народной линии»