Для Спасителя каждый человек - единственный

Слово протоиерея Александра Шаргунова в неделю о расслабленном

Пастырская проповедь 
0
216
Время на чтение 7 минут
Христос воскресе! Воскресение Христово — наша самая великая радость — дана нам великой скорбью, и мы также должны быть причастниками этой радости многими скорбями.

Блажен человек, который претерпевает скорби с терпением и упованием на Господа. Лучше один день в скорби с Господом, чем тысячу дней и тысячу лет, если бы было возможно, — в радости и безумном веселии без Христа. Мы все прекрасно знаем, и слово Божие сегодня нам снова ясно напоминает, что причиной скорбей является грех — наш собственный, грех наших родителей, грех других людей, окружающих нас. Все страдают из-за собственных грехов и в первую очередь нужно, конечно, видеть собственные грехи, а не искать вокруг: «Кто виноват в моих скорбях?» И не говорить: «Почему это случилось именно со мной и почему именно мне послана такая страшная болезнь?» Не спрашивать: «Почему у меня вдруг отнято все, ради чего я трудился всю жизнь?» «Почему именно мои дети погибли в автомобильной катастрофе?» «Почему Господь не дает мне благодати?»

Только глупый, говорит слово Божие, думает, что скорби — это зло. На самом деле, скорби — это милость Божия. Они даются людям, потому что оброки греха — это смерть. Грех означает смерть. Если следовать правде и справедливости Божией — там, где грех, должна быть и смерть. А вместо этого Господь дает скорбь, то есть исцеление от смерти, для того чтобы у человека была жизнь. Вот почему мы всегда должны повторять слова святых отцов о том, что в будущей жизни человек будет жалеть, что у него было мало скорбей.

В будущей жизни люди и народы, которые благоденствуют, пребывая в грехах, будут жалеть о том, что у них не было скорбей — того исцеления, которое Господь дарует по Своей неизреченной милости согрешающим людям. Слово Божие исповедует тайну Церкви устами апостола Петра: «Как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Пет. 4: 13).

Все наши скорби есть участие в скорбях Христовых. Через них мы получаем очищение. Если бы не было очищения, если бы семя греха росло беспрепятственно, если бы оно не было исторгнуто с корнем нашими скорбями, если бы оно не было сожжено огнем благодати Божией — то грех, однажды сотворенный, мог бы заполнить, разрастаясь, всю душу человека. Душа наша была бы сосудом смерти, а не сосудом жизни — тем, для чего она уготована. Апостол поэтому и говорит, чтобы мы радовались в скорбях и проникали в самые сокровенные глубины жизни, во все, что происходит в мире и с каждым из нас, чтобы вообразился в нас Христос.

Божественная литургия, которую мы служим каждый день, Евхаристия — то есть благодарение — составлена человеком, который после многих великих скорбей, умирая, сказал: «Слава Богу за все». Такое благодарение есть уже приобщение Божественным тайнам: причастие святых Христовых Таин, Креста Христова, Его Воскресения, которое возможно только тогда, когда человек произносит это благодарение не одними только устами. Но как этого достичь? Вот вопрос.

Святая Церковь знает множество праведников — людей, которые были в скорбях и ими прославились. Сегодняшний праведник, о котором мы слышим в Евангелии, был великим грешником, потому что в течение тридцати восьми лет лежал у Силоамской купели, ожидая исцеления, и не мог получить его. С одной стороны, это событие показывает нам, что такое грех. Человек может тридцать восемь лет тащить с собой причину своей болезни, пока не увидит, что является причиной его страданий. А можно не тридцать восемь лет, а больше — всю жизнь, и даже в вечности — быть с этим грехом, если он не раскаян.

С другой стороны, нам показано, как велика сила и любовь Господня. Она воистину побеждает всякое зло, всякий грех и дает радость там, где безысходная скорбь. Это событие произошло на Овчей купели — Евангелие, которое звучит почти каждый день во всех храмах, когда совершается освящение воды. Что такое эта Овчая купель? Святая Церковь напоминает нам, что в Иерусалимском храме были Овчие ворота, через которые проходили овцы, агнцы прежде принесения их в жертву. Они принимали в купели омовение, и это было прообразом того, что относилось к Самому грядущему Агнцу и Пастырю — Христу. Ангел Господень раз в году сходил в эту купель, и только первый входящий в воду получал исцеление. Но теперь Сам Господь приходит сюда, Сам Пастырь всех овец, всех ангелов и всех людей, чтобы спасти одну Свою погибающую овцу. Значит «Овчая купель» — наименование, которое было дано этому месту пророчески, ради того события, свидетелями которого мы сегодня являемся, — ради того, чтобы пришел Пастырь Добрый, голос Которого овцы слышат и идут за Ним, и Он дает им исцеление и вечное спасение.

А теперь о том, какой подвиг взял на себя этот человек. Да, он грешник, и, может быть, совершил какой-то особенный грех, и потому таким образом наказан Богом. Но нас более всего поражает его великое святое терпение, с которым он переносит свою болезнь. Тридцать восемь лет — это время условное. Мы знаем, что время относительно. Быстро или медленно идет время, зависит от того, в каком состоянии находимся мы. Когда у нас радость, когда, тем более, благодать, — время летит на крыльях. Так быстро, что его как бы вообще не существует. Когда же приходит к нам горе или болезнь — время не то, что без крыльев, оно, как мы видим здесь, без ног, и может только ползти. Или вообще стоять на месте. Время не движется — ад уже на земле. И так в течение тридцати восьми лет, час за часом. Тридцать восемь дней поболеть тяжелой болезнью, представьте, каково нам будет! А здесь — тридцать восемь лет — день за днем и год за годом.

Этот человек являет подвиг. Мы говорим об этом не зря, потому что в наши малодушные дни случись с кем какая беда или несчастье — он порой готов сам на себя наложить руки. Сколько мы слышали сообщений в прессе: стреляются офицеры, мать вместе с собой предает отчаянной смерти своих собственных детей, девочки-подростки лишают себя жизни, выбрасываясь сразу все вместе с балкона. Мужество противостоять любому испытанию, любому страданию, обретается Крестом Христовым, близостью ко Господу, Его даром, Его благодатью.

«Хочешь ли быть здоров?» — этот вопрос Господь задает каждому из нас. И нет, наверное, ни одного, кто поколебался бы в ответе. «Но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода, — отвечает Спасителю больной, — когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня».

Нет человека.

У слепого есть поводырь, у хромого есть родственники, у другого евангельского расслабленного — друзья, а у этого, лежащего у купели, в целом свете нет ни одного человека, который бы мог ему помочь. Хотя тысячи людей вокруг, все человечество, можно сказать, а ни одного человека нет. Напротив — Иерусалимский храм, где священники без конца говорят о том, что надо творить дела милосердия. И все слушают эти проповеди и, выходя из храма, идут мимо больного расслабленного человека.

И нет ни одного человека.

У него не было человека, сказано Синаксаре сегодняшнего дня, и потому Слово Божие, Бог Превечный стал человеком, чтобы придти к этому больному и спасти его.

Христос говорит ему: «Встань, возьми постель твою и ходи, и больше не греши, да не горше что тебе будет». Господь снова показывает Свое величайшее милосердие, Свою силу. Тело исцелено для того, чтобы стало видно, по какой причине оно болело в течение столь долгого времени.

«Да не горше что тебе будет», — потому что кроме милосердия Божия есть правда Божия. Если мы отвергаем милосердие Божие, если не хотим строить свои отношения с Богом на таких условиях — есть правда Божия. Это предупреждение не только евангельскому больному, но каждому из нас. Господь снова и снова принимает нас в покаянии, и снова и снова повторяет эти слова. Его милосердие как будто снова побеждает, но кто из нас знает, где наступит тот предел, когда оно вдруг откроется правдой последнего Страшного Суда, или того, что произойдет прежде Страшного Суда здесь на земле с нами.

Мы видим, что понимание этой тайны (того, о чем говорит Христос), сокрыто от людей, которым вручена истина и забота о духовном и нравственном просвещении народа. Они спрашивают исцелившегося: «Сегодня суббота. Кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?» Они хотели узнать, что это за человек, который осквернил субботу. Но узнать не для того, чтобы вместе с исцеленным изумиться великому чуду, и не для того, чтобы собрать весь город, весь народ и сказать: «Посмотрите, что может делать Христос!» — а для того, чтобы, узнав, Кто сотворил это чудесное исцеление, убить Его как осквернителя субботы.

За что они хотят убить Христа?

За то, что Он был единственный Человек среди всех, кто увидел расслабленного и пришел к нему на помощь. Он был единственный Человек, который также неслучайно переплыл Галилейское море и пришел к Геннисаретскому озеру, чтобы встретить двух бесноватых и исцелить их. И неслучайно Он подошел к вратам города Наина, чтобы встретить похоронную процессию, где неутешно плакала о своем единственном сыне мать.

Неслучайно пришел этот единственный Человек на Овчую купель. Он пришел, потому что для Него каждый человек — единственный, и Он хочет, чтобы каждый из нас стал единственным, ради кого Христос воплотился и к кому Он идет. Ради этого человека Он будет убит этими лжеправедниками, лжеблюстителями истины, которые создают идол из тайны Божией, из своего ложного благочестия.

Нет ли среди нас сегодня такого «благочестия»? Нет ли среди нас таких людей, которые думают, что их лично не касаются страдания окружающего мира, если они все соблюдают: все посты и все церковные установления («субботу блюдут»)? Все, что надо, они исполняют, но не видят человека, не видят народа, который, как тот расслабленный, не тридцать восемь лет, не семьдесят, не восемьдесят лет лежит — и нет ему исцеления.

Милосердный Господь, видя злобу книжников и фарисеев, учителей Израильских, проходит свободно среди них, потому что не пришел еще час Его. Но наступит время, когда ради спасения всех Он предаст Себя в руки этих беззаконников, в руки человек грешных, чтобы Своим непостижимым смирением, Своею любовью к каждому человеку победить зло, царствующее в мире, смертию смерть поправ и открыв нам тайну нашего участия в Его Воскресении.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
В третий день Пасхи
Иверская икона Божий Матери
07.05.2024
Наступает тьма в истории человечества
Светлый Вторник (Лк, 113 зач., 24, 12—35)
07.05.2024
После того, что мы узнали в Пасху Господню
Светлый Понедельник (Ин, 2 зач., 1, 18—28)
06.05.2024
Отныне только здесь я могу найти и увидеть Бога
Слово в первый вечер Пасхи
05.05.2024
После того, что мы пережили в Пасхальную ночь
Слово в день Светлого Христова Воскресения
04.05.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Да молчит всякая плоть человеча»
Слово на литургии Великой Субботы
04.05.2024
Плач Пресвятой Богородицы
Слово после изнесения Святой Плащаницы
03.05.2024
Совершилось!
Слово на Утрени Великой Пятницы
03.05.2024
«Тайная Вечеря — жертвенное приношение Господа на Кресте»
Евангелие на Литургии Великого четверга. Мф, 107 зач., 26, 1—20; Ин, 44 зач., 13, 3—17; Мф, 108 зач., 26, 21—39; Лк, 109 зач., 22, 43—45; Мф, 108 зач., 26, 40 — 27, 2
02.05.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Душевный самонастрой
Новый комментарий от Андрей Х.
07.05.2024 16:12
Гибель династии как пролог Смуты
Новый комментарий от Русский Иван
07.05.2024 16:04
«Инкубаторные дети» цивилизацию не спасут
Новый комментарий от Человек
07.05.2024 15:54
Кому и зачем понадобилась истерика вокруг Ивана Ильина
Новый комментарий от Русский Иван
07.05.2024 15:50
Царская Семья и Распутин
Новый комментарий от Человек
07.05.2024 15:42
Аресты не изменят коррупционной системы
Новый комментарий от Русский Иван
07.05.2024 15:39
Вредительство: новые регионы заселяют мигрантами
Новый комментарий от Русский Иван
07.05.2024 15:37