Богословствующий Голливуд

Американские режиссеры выпустили ряд фильмов к 150-летию со дня отмены рабства в США

0
372
Время на чтение 17 минут
В следующем году исполняется 150 лет со дня отмены рабства в США. Весьма символично, что юбилейные торжества возглавит первый чернокожий президент Соединенных Штатов Барак Хуссейн Обама. В связи с этой годовщиной Голливуд выпустил беспрецедентное количество кинофильмов, посвященных различным аспектам рабства. Некоторые из этих картин уже вошли в золотой фонд американского кинематографа. Голливудских режиссеров в основном интересуют три темы: история отмены рабства в США, экономическое и библейское оправдание рабства. Каждая из этих тем самодостаточна и объемна, поэтому в данной статье рассматриваются лишь те их аспекты, которые были изображены в предложенных Голливудом фильмах.

История отмены рабства в США

Принятию 13 поправки к Конституции США, запрещающей рабство и принудительный труд, кроме наказания за преступление, посвящен фильм маститого американского кинорежиссера Стивена Спилберга «Линкольн». Кинокартина, вышедшая в прокат в 2012 году, оказалась коммерчески успешной. Также она стала лидером премии «Оскар» (12 номинаций и 2 награды). Кроме того, ее выход привел к неожиданным политическим последствиям. «Чернокожие Миссисипи могли бы и сегодня продолжать жить в рабовладельческом штате, если бы не кинематограф. Толчком к ревизии законодательства в Миссисипи стал фильм Стивена Спилберга "Линкольн", где режиссер показал ужасы рабства и героизм президента. Посмотрев картину, врач индийского происхождения Ранджан Батра, живущий в Миссисипи, решил узнать, что произошло в его штате после принятия конгрессом 13-й поправки. Зайдя на сайт USconstitution.net, он обнаружил, следующую запись: Миссисипи ратифицировал поправку об отмене рабства в 1995 году, но поскольку штат официально не уведомил секретаря-архивиста, ратификация считается неофициальной. Батра сообщил о своем открытии властям штата, которые предоставили федеральному реестру необходимые документы», - говорится в статье «Фильм "Линкольн" окончательно отменил рабство в США» обозревателя «Российской газеты» Дарьи Ильяшенко. Ратификация была направлена в Федеральный реестр США 30 января 2013 года, а 7 февраля 2013 года директор Федерального реестра подтвердил получение документа и что он был официальным.

Фильм начинается с разговора Авраама Линкольна с чернокожими солдатами. Сцена проходит на поле боя во время Гражданской войны. Негры жалуются на то, что получают жалование в меньшем размере, чем их белые сослуживцы, что они лишены возможности стать офицерами. Далее, один из негров начинает фантазировать, что наступит время, когда в США будет отменено рабство и негры смогут стать офицерами, будут заниматься теми видами деятельности, которые раньше были для них недоступны. Но в этих своих довольно смелых на то время мечтаниях негр даже не допускает возможности, что когда-то чернокожие будут сенаторами, губернаторами, миллиардерами и даже президентами США. В то время такая мысль казалась абсолютно нереальной, даже свободолюбивому негру. Далее к Линкольну подходят два белых солдата, которые наперебой цитируют его Геттисбергскую речь. Первые строки этой знаменитой речи цитируются с особенным пафосом: «Восемь десятков и семь лет назад наши отцы образовали на этом континенте новую нацию, зачатую в свободе и верящую в то, что все люди рождены равными».

Мысль Линкольна, что «все люди рождены равными», является лейтмотивом фильма.

Остальная часть картины посвящена принятию 13 поправки к Конституции США, отменяющей рабство. Жена Линкольна отговаривает его от принятия поправки. По ее мнению, поправка провалится, а если она и будет принята, то это негативно скажется на возможности его переизбрания. Представители простого народа убеждают президента в том, что если он освободит негров, то в стране возрастет уровень преступности, прежде всего, увеличиться количество краж. Простолюдины заявили, что они одобрительно отнесутся к отмене рабства только в том случае, если это приведет к завершению Гражданской войны. Спилберг обыгрывает эту взаимосвязь, вероятно, пытаясь убедить зрителей в том, что рабство было отменено в 1865 году не потому, что общество было к этому готово, и не потому, что политическая элита рассматривала такое решение как одну из основных своих целей, а потому что отмена рабства могла приблизить конец Гражданской войны. Другими словами, если бы не было Гражданской войны, то рабство просуществовало бы в США еще долгие годы. Именно такой вывод напрашивается в ходе просмотра фильма.

Самым интересным моментом картины, пожалуй, являются дебаты в Конгрессе и покупка голосов конгрессменов. Вообще сам процесс голосования по поправке показан удивительно реалистично. Спилберг в очередной раз проявил себя как мастер политической сатиры. Ранее элементы иронии режиссер использовал в фильме «Список Шиндлера»: легкими штрихами он виртуозно обсмеял идеологию «холокоста». Здесь же он показал лживую суть так называемой «западной демократии», которая не имеет никакого отношения к подлинному народоправству. Этот сатирический кусок фильма следовало бы вырезать и использовать в качестве наглядного пособия при изучении демократии. Весь процесс принятия 13 поправки вкратце выразил конгрессмен Тадеуш Стивенс. Данная поправка, по его меткому выражению, - «важнейший закон, принятый благодаря незаконным средствам, покрывавшимся самым чистым человеком Америки».

В ходе дебатов в Конгрессе разгорелся довольно любопытный спор о природе рабства. По мнению Фернандо Вуда, 13 поправка противоестественна и оскорбительна как для Господа, так и для человека. «Конгресс не должен объявлять равными тех, кого сам Господь создал неравными», - считает конгрессмен. По его словам, «ниггеры», голосующие на выборах, «ниггеры» в Палате представителей, межрасовые браки, - это неестественное явление.

Фернандо Вуд спрашивает Тадеуша Стивенса: «Считаете ли Вы, что постулат "все люди созданы равными" следует понимать буквально? Вы настаивали, что негры ничем не отличаются от белых людей?»

В ответ Стивенс заявляет: «Я не верю в равенство всех и всего, но я верю в равенство всех перед законом».

Во время обсуждения поправки Линкольн заявляет, что равенство - суть всего сущего, равновесия и справедливости. Спилберг наводит мост между прошлым и настоящим, делая недвусмысленные намеки, очевидно, имея в виду Барака Обаму. Он вкладывает в уста Линкольна слова о том, что отмена рабства определит судьбу не только нынешних невольников, но и миллионы еще не родившихся человек. Отмена рабства в США, безусловно, определила судьбу нынешнего американского президента.

Заканчивается фильм второй инаугурационной речью Линкольна. Не могу удержаться, чтобы не процитировать ее:

«Мы надеемся и пылко молимся, чтобы это тяжелое наказание войны вскоре прошло. Однако если Богу угодно, чтобы она продолжалась, пока богатство, накопленное невольниками за двести пятьдесят лет неоплаченного труда, не исчезнет и пока каждая капля крови, выбитая кнутом, не будет отплачена другой каплей, вырубленной мечом, — как было сказано три тысячи лет назад, — это все равно должно свидетельствовать, что "наказания Господни праведными и справедливыми".

Не испытывая ни к кому злобы, с милосердием ко всем, с непоколебимой верой в добро, как Господь учит нас его видеть, приложим же все усилия, чтобы закончить начатую работу, перевязать раны нации, позаботимся о тех, на кого легло бремя битвы, об их вдовах и их сиротах, сделаем все, чтобы получить и сохранить справедливый и продолжительный мир как среди нас, так и со всеми другими странами».

Сильное, необычайно эффектное завершение, в стиле Спилберга! Вообще Линкольн показан в фильме религиозным человеком. Он произносит речи, больше напоминающие проповеди, признается, что мечтает под конец жизни поехать на Святую землю и пройтись по местам, где бывали пророки, постоянно говорит о Боге.

В 2011 году в прокат вышел фильм «Прислуга». Картина также оказалась коммерчески успешной: при бюджете в 25 млн. $ сборы составили почти 212 млн. $. Фильм получил множество наград, в том числе одного «Оскара». В картине довольно обстоятельно представлено, как чернокожие служанки жили в условиях расовой сегрегации в США. При этом движение за гражданские права негров в Соединенных Штатах изображено в виде фона. Фильм показывает отзвуки этого движения на бытовом уровне через восприятие неполитизированных чернокожих прислужниц. Приводятся довольно убедительные аргументы в поддержку расовой сегрегации. Белая дама, у которой работала чернокожая служанка, обосновывала необходимость обустройства отдельного туалета для негров тем, что «у них совсем другие болезни». Свои действия в пользу расовой сегрегации она оправдывала заботой о здоровье своей семьи и соображениями санитарии. Кроме того, авторы фильма убеждают зрителя в том, что подозрительность в отношении негров не лишена оснований. Одна из негритянок, обидевшись на свою работодательницу, отомстила ей весьма изощренным способом, накормив ее пирогом, в который добавила свои фекалии.

Авторы фильма, вероятно, дабы создать видимость беспристрастности, приводят один аргумент против рабства. Сцена происходит в храме, в котором находятся только негры. Чернокожий пастор произносит проповедь, цитируя Библию: «И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, [и] [таков был] и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен» (Исх. 4:10). Затем он внезапно прерывает проповедь и пускается в пляс, призывая своих прихожан последовать его примеру. Начинается вакханалия: негры под речитатив энергично двигаются. К сожалению, пастор не удосужился объяснить, зачем он привел данную цитату, и какой вывод должны сделать его прихожане. Вероятно, они понимают своего наставника с полуслова, поэтому не нуждаются в дополнительных объяснениях. Однако у зрителя эта сцена может вызвать недоумение. Отрывок из Библии, приводимый чернокожим пастором, вырван из контекста. В этом месте Ветхого Завета говорится о том, как Господь призывает Моисея освободить евреев из египетского рабства. По всей видимости, духовник негров подталкивал свою паству к вполне определенному выводу: Библия осуждает рабство. Но любой внимательный читатель знает, что этот вывод ложен. Фараон, освободив евреев, быстро пожалел о своем поступке. Тогда он решил вернуть их в Египет: «И возвещено было царю Египетскому, что народ бежал; и обратилось сердце фараона и рабов его против народа сего, и они сказали: что это мы сделали? зачем отпустили Израильтян, чтобы они не работали нам? [Фараон] запряг колесницу свою и народ свой взял с собою; и взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников над всеми ими. И ожесточил Господь сердце фараона, царя Египетского, и он погнался за сынами Израилевыми; сыны же Израилевы шли под рукою высокою» (Исх. 14:5-8). В Библии также отмечается, что казни египетские, насылаемые на египтян в наказание за упорство фараона, распространялись и на его рабов, которые, очевидно, не являлись евреями. Рабы неоднократно упоминаются в Ветхом Завете уже после освобождения евреев из рабства. Поэтому цитата, которую приводит чернокожий пастор, не осуждает рабство как таковое, в том числе в отношении негров. Речь идет исключительно об освобождении евреев из рабства.

В 2013 года вышел в прокат фильм «Дворецкий». Эта картина, независимо от сюжета, сама по себе примечательна. Ее снял один из самых успешных чернокожих американских режиссеров Ли Дэниелс Луи, одну из ролей сыграла чернокожая миллиардерша Опра Гэйл Уинфри. Журнал Forbes назвал её девятой по влиятельности женщиной в 2005 году и первой — в 2007 году, самым влиятельным человеком в шоу-бизнесе в 2009 году, самой влиятельной знаменитостью в 2010 и 2013 году. Глядя на этот звездный состав, трудно поверить, что менее 2-х столетий назад американские негры были рабами.

Фильм рассказывает о жизни Сесила Гейнса, чернокожего дворецкого, проработавшего в Белом доме многие годы. Картина основана на реальной истории Юджина Аллена, который служил дворецким в Белом доме в течение восьми президентских сроков в период с 1952 по 1986 год (34 года). На примере одного человека показано, как изменялось положение негров в США с 1926 по 2008 год. Повествование идет неспешно, режиссер скрупулезно, детально прослеживает историю раскрепощения американских негров. Кульминацией этого процесса становится избрание первого чернокожего президента США Барака Обамы. Главный герой фильма признается, что хотя он и наблюдал процесс постепенного освобождения негров, но даже не мог предположить, что когда-то негр сможет возглавить Соединенные Штаты. По его словам, избрание Обамы стало для него полной неожиданностью. Очевидно, что фильм «Дворецкий» стал своего рода подарком американской киноиндустрии первому чернокожему президенту США.

Первым фильмом из этой серии следует признать картину «2012», о которой мне уже приходилось писать, правда, по другому поводу. Съемки фильма проходили фактически одновременно с избирательной кампанией Обамы. Первый чернокожий президент США приступил к своим обязанностям 20 января 2009 года, а премьера фильма состоялась 12 ноября того же года. Мне так и не удалось выяснить, случайно ли это совпадение. Один из героев картины – чернокожий президент США – показан исключительно храбрым, набожным и мудрым человеком. Его характеристику я дал в вышеуказанной рецензии. Фильм снял американский кинорежиссёр немецкого происхождения Роланд Эммерих.

В 2013 году он, видимо, разочаровавшись в Обаме, выпускает фильм «Штурм Белого дома». Здесь также представлен образ чернокожего президента США. Но показан уже совсем другой человек: храбрый, но безрассудный, глупый, даже немного придурковатый. Можно подумать, что фильм «2012» показывает, каким президентом режиссер хотел видеть Обаму, в то время как «Штурм Белого дома» без прикрас демонстрирует, каким президентом он стал. Разочарование Роланда Эммериха в первом чернокожем президенте США очевидно: слишком убогая оказалась реальность и недостижим идеальный образ.

Экономическое и библейское оправдание рабства

Голливуд в своем художественном исследовании истоков рабства поднялся буквально до библейских высот. Неожиданно глубоким оказался фильм режиссёра Квентина Тарантино «Джанго освобождённый». Хотя при поверхностном просмотре картина, сделанная в жанре спагетти-вестерн, может показаться немного легкомысленной в силу бесчисленных гипербол и обилия в ней нереалистичных сцен. Однако и зрители, и критики фильм признали. Доходы от проката картины составили почти полмиллиарда долларов. Фильм номинирован на 5 «Оскаров», двумя из которых был награжден. Тарантино как будто бы задается вопросом, а как Библия относится к рабству и жестокому обращению с рабами. В фильме показан надсмотрщик, который, держа в руках Библию, избивает рабов. Удивителен его необыкновенно благолепный вид: это пожилой человек с белоснежной бородой. Он похож скорее на первосвященника и даже на маститого архиерея, нежели на истязателя. Негр, наблюдающий за избиением негритянки, говорит надсмотрщику: «В вашей Библии говорится...» К сожалению, он так и не закончил фразу, а было бы крайне важно узнать, что, по его мнению, говорит Библия на этот счет, и на какие ее части он указал бы.

Надсмотрщик избивает кнутом негра, также цитируя Библию: «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]; да страшатся и да трепещут вас все звери земные…» (Быт. 9:1-2). Не совсем понятно, насколько уместна была фраза в этой ситуации. Что хотел сказать надсмотрщик, цитируя ее? По всея видимости, таким образом он уподобил негров зверям.

Негр Джанго, ставший охотником за головами, убивает благообразного надсмотрщика выстрелом в сердце. Пуля попадает в лист, вырванный из Библии и прикрепленный к его груди.

Далее идут любопытные рассуждения рабовладельца Кэлвина Кэнди, которого играет Леонардо Ди Каприо. Он сторонник френологии, утверждает, что у негров в черепе увеличена зона покорности. Поэтому рабство является их естественным, физиологически обусловленным состоянием. Кроме того, «ниггеры», по его словам, выносливы, легко переносят боль. Поэтому, продолжает он, следует их наказывать жестче белых. Свои взгляды он воплощает в жизнь. Его жестокость по отношению к неграм отличается особой изощренностью.

Библейские аргументы в поддержку рабства, приведенные в фильме «Джанго освобождённый», получили развитие в картине «12 лет рабства». Фильм оказался оскароносным: в 2014 году из 9 номинаций получил 3 награды, в том числе в категории «лучший фильм». Доходы от проката фильма на порядок превысили расходы на его производство. Картина является апологией рабства. Она предлагает довольно обстоятельную богословско-экономическую аргументацию в доказательство естественности существования рабов. Персонажи фильма носят собирательный характер.

Это и рабовладелец мистер Уильям Форд. Он истинный христианин, испытывает сострадание к рабам, обращается к ним с уважением, прислушивается к их мнению, озабочен их пропитанием и оптимизацией их труда. Именно по совету своего раба он решает переправлять лес не по суше, а по воде. Это нововведение не только повысило производительность, но и значительно облегчило труд рабов. В свободное от работы время он вслух читает рабам Библию. Рабы уважают его и даже, пожалуй, любят, однако недоумевают, как хороший человек может быть рабовладельцем. «Господин Форд хороший человек, но рабовладелец», - говорят его негры. Уильям Форд воспринимает рабовладельчество как христианское служение, как выполнение долга. После того, как один из его рабов выходит из подчинения, нападает на плотника за то, что тот несправедливо к нему относится, мистер Форд со словами: «Я должен помнить о долге» продает этого негра рабовладельцу, известному своей жестокостью. Свой поступок он объясняет лично негру как заботу о нем. По словам мистера Форда, этот негр создал себе репутацию бунтаря, а это «добром не кончится». Никому не нужны бунты рабов, именно поэтому мистер Форд и решил передать этого раба рабовладельцу, умеющему усмирять «ниггеров».

Новый владелец мятежного негра - хлопковый плантатор Эдвин Эппс. Он также имеет обыкновение читать Библию неграм, причем выбирает те ее части, где оправдывается жестокое обращение с рабами: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много…» (Лк. 12:47). Он делает ударение на словах «бит будет много», ссылается на авторитет и, вертя Священное Писание в руке, многозначительно говорит: «Это Библия».

Когда урожай его хлопка подвергся уничтожению насекомыми, то эту напасть он воспринял как наказание Божие за недостойное поведение своих рабов: «Вот напасть - хлопковая совка. Это мор, библейский мор. Два года Господь насылает эту заразу, чтобы покарать меня. Что я сделал, что Господь так меня ненавидит? Эти безбожные твари, они причина моих бед. Я несу им слово Божие, но они язычники, - Господь карает меня».

На время неурожая хлопка он передал своих негров рабовладельцу, занимающемуся выращиванием сахарного тростника.

В фильме детально показаны особенности сбора хлопка и рубки сахарного тростника. Если верить авторам картины, то негритянки собирают хлопок в два раза быстрее, чем негры, которые в свою очередь в полтора раза продуктивнее белых мужчин. Сахарный тростник ловчее и быстрее рубят именно негры, белые мужчины медлительнее и менее проворны. Поэтому, как вполне убедительно доказывают рабовладельцы, представленные в фильме, труд негров экономически обоснован. Из этого постулата следует тезис об естественной предрасположенности негров к рабству. Свою лучшую рабыню, которой удается собирать в два с половиной раза больше хлопка, чем другие негры, Эдвин Эппс называет «царицей полей».

Примечателен его спор с нанятым им канадским рабочим Бассом, которого играет продюсер картины Брэд Питт. Басс, говоря о неграх, заявляет: «Нет справедливости или праведности в их рабстве». Обращаясь к Эдвину Эппсу, он спрашивает его: «Что дает Вам право на этих ниггеров, если вернуться к сути?»

Эппс отвечает: «Я купил их. Заплатил за них».

Далее Басс произносит тираду: «По закону Вы имеете право владеть ниггером, но дело в том, что это неправедный закон. (…) Законы меняются, вселенская истина неизменна. Это факт, простой и ясный: то, что верно и правильно, верно и правильно для всех, одинаково для белых и для черных. (…) Перед лицом Господа: какая разница». «Ниггеры такие же люди, если им не позволено подняться выше, чем животные, им и Вам подобные в ответе за это. В этом зло, ужасное зло, поразившее нашу нацию. И уверяю, настанет судный день», - грозит канадец.

Обращаясь уже к негру, Басс заявляет, что рабство есть зло, что оно несправедливо. «Моя свобода - все для меня. Тот факт, что я могу уйти отсюда в любое время, доставляет мне большое удовольствие», - неожиданно заявляет он.

Аргументация Басса откровенно слаба. Он утверждает, что закон, установивший рабство, неправеден, поскольку он противоречит «вселенской истине». Эта истина заключается в равенстве всех людей, но, в чем именно равны люди, канадец не говорит. Он не поясняет, равны ли все люди во всем или же только некоторыми своими чертами. Кроме того, он ссылается на Бога и угрожает рабовладельцам судным днем. При этом, в отличии от рабовладельцев, которые подтверждают свои взгляды цитатами из Библии, он делает ссылки на Господа голословно, не утруждая себя поиском авторитетного источника. Басс относится к довольно распространенной группе людей, которые со словами: «Библия учит…» несут такую околесицу, которая, разумеется, не находит места в Священном Писании. Весьма примечательно, что свою пламенную речь против рабства он завершает чисто либеральными рассуждениями: «Моя свобода - все для меня. Тот факт, что я могу уйти отсюда в любое время, доставляет мне большое удовольствие». Однако режиссером этот персонаж изначально подается как странствующий протестант, склонный ссылаться на Господа всякий раз, когда возникает необходимость обосновать свою позицию.

В фильме «12 лет рабства» есть эпизод, во время которого Эдвин Эппс избивает плетью свою лучшую рабыню, по совместительству наложницу. Негр, влюбившийся в эту негритянку, пытается усовестить своего хозяина: «Ты диавол. Рано или поздно, когда-нибудь наступит судный день, и ты ответишь за этот грех».

«Грех? – недоумевает Эппс, - Нет никакого греха. Хозяин поступает с собственностью, как хочет».

В данном случае ни один из спорщиков не приводит богословские аргументы. А между тем, Священное Писание содержит доводы, которые обосновывают не только рабство, но и допустимость жестокого наказания рабов. У ветхозаветных пророков были рабы. Более того, Господь давал им рабов как награду за исполнения Его воли.

Раб, посланный Авраамом на поиски для его сына Исаака жены из дочерей Хананеев, говорит Лавану, брату Ревекки: «(…) Я раб Авраамов; Господь весьма благословил господина моего, и он сделался великим: Он дал ему овец и волов, серебро и золото, рабов и рабынь, верблюдов и ослов» (Быт. 24:34-35).

Послание Апостола Павла к Филимону посвящено судьбе одного беглого раба. В «Руководстве к изучению Посланий Святого Апостола Павла и Апокалипсиса» Московской духовной семинарии отмечается, что «несмотря на краткость, Послание очень важно по содержанию, так что, будучи частным письмом, оно вошло в канон священных книг. На примере отношения бывшего раба-язычника, ставшего христианином, к своему господину, ставшему тоже христианином, вырисовывается общий характер положения рабов в первенствующей Церкви, в которой они занимали по численности первое место. В этих условиях принцип христианских проповедников, в частности, ап. Павла, был таким, чтобы, не возбуждая взаимной вражды между рабами и господами, преображать тех и других, созидая новое общество на совершенно новых нравственных началах. Царство Божие ценнее царства земного, поэтому из-за вопроса о рабстве не должно хулиться имя Божие среди язычников. Вот почему ап. Павел призывал рабов оставаться в том звании, в каком они призваны, продолжать трудиться с усердием, но уже не будучи рабами внутри своей души. Как это изменяло отношения между рабом и господином, хорошо видно из послания к Филимону».

Довольно нелицеприятную характеристику рабам дает святитель Иоанн Златоуст в Беседе XXXVIII «Сара же жена Аврамля не раждаше ему: бяше же ей раба египтяныня, ейже имя Агарь (Быт. XVI, 1)»: «Таков обычай рабов: получив малое счастие, они не удерживаются в своих пределах, но тотчас забывают о своем звании и увлекаются в безразсудство; так случилось и с этою рабою (Агарью. – А.Т.). Заметив свою беременность и не размышляя ни о дивной мудрости своей госпожи, ни о своем низком состоянии, но возгордившись и возмечтав много о себе, она стала презирать госпожу, которая оказала ей такое покровительство, что возвела ее даже на ложе своего мужа». «Таково свойство рабов: если им не позволяют действовать по своему, но пресекают их замыслы, они тотчас свергают с себя власть господ и устремляются в бегство».

Небольшой эпизодический сюжет, связанный с рабством, содержится в фильме «Облачный атлас». Один из героев картины, пастырь, заявляет, что естественность неравенства доказана. Это доказательство он называет «откровением Божиим». По его словам, существует лестница цивилизации, определяющая порядок вещей в мире. Во время этого разговора его зять выражает полное согласие с подобной точкой зрения. Однако после того, когда его фактически спасает негр, он становится аболиционистом.

Александр Тимофеев, заместитель главного редактора «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06