Министерство культуры России отправило в администрацию Президента материалы и предложения к проекту «Основ государственной культурной политики». Текст проекта размещен на сайте газеты
«Известия».
В документ внесено понятие «культура», под которой понимается «исторически сложившаяся система ценностей и норм поведения, закреплённая в материальном и нематериальном культурном и историческом наследии». «Воспроизводство социальной системы невозможно без передачи от поколения к поколению наиболее общих представлений о мироустройстве, о должном и недопустимом — то есть без закрепления системы ценностей, характерных для данного общества. Отсутствие такой системы ценностей ведёт к образованию мировоззренческого вакуума, заполняемого случайным образом, к расколу общества, к принятию различными социальными группами и отдельными личностями систем ценностей, характерных для иных культур, в том числе несовместимых с существованием данного общества. Представляется, что восприятие свойственной данному обществу системы ценностей, воспитание нравственности осуществляется путём приобщения к культуре», - отмечается в проекте.
Авторы документа уверены, что представление о системе ценностей может быть также выражено через понятие «единый культурно-цивилизационный код». Национальным «культурным кодом», отмечают они, является «система самобытных, доминирующих в обществе ценностей, смыслов и взглядов (знания, умения, навыки, интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие, мировоззрение, формы общения, духовное просвещение), сформировавшаяся в процессе исторического цивилизационного развития, принимаемая как общепринятая норма для самоидентификации людей независимо от их этнической принадлежности и передаваемая из поколения в поколение через воспитание, образование и обучение».
Соответственно, одним из приоритетных ожидаемых результатов реализации госпрограммы «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 гг. является формирование у граждан Российской Федерации «мировоззрения, общественного сознания, поведенческих норм, скрепляющих нацию».
«Основы государственной культурной политики» будут основываться на принципе историзма. «Культура формируется на протяжении длительного времени в процессе исторического развития, являя собой основу идентичности данной социальной общности. Культура — это главное, чем данная общность отличается от иных. Сначала в качестве объединяющего начала складывающегося народа возникает общее мировоззрение, основанное на конкретной системе ценностей: общее понимание добра и зла, допустимого и недопустимого, первичного и вторичного. Затем на этой мировоззренческой основе формируется «духовно-культурная матрица» данного народа, включающая в том числе культурные, нравственные, эстетические и этические нормы, национальный подход к пониманию прекрасного. Лишь затем из данной культуры могут выделяться «локальные культурные среды» различных сообществ со своими субкультурами. Следует отметить, что такие субкультуры могут как соответствовать, так и противоречить национальной культуре (или соответствовать культурным установкам какой-либо другой цивилизационной парадигмы) и самой «духовно-культурной матрице» народа. Из такого подхода, в частности, следует, что при проведении ответственной государственной культурной политики следует поощрять и развивать только те культурные направления и «локальные культурные среды», которые соответствуют принятой в данном государстве системе ценностей», - говорится в документе.
«Основы государственной культурной политики» будут основываться на цивилизационном принципе. «Имеется в виду отказ от той точки зрения, которая характерна преимущественно для «либерально-западнического» направления в науке и которая постулирует единство пути развития всех рас, наций и прочих социальных организмов. Представители данного течения, как правило, рассматривают «западный» пусть развития как идеальный, а все иные — как отклонения от единственно правильного пути. В противоположность описанному подходу, трудами целого ряда мыслителей (Данилевский, Тойнби, Гумилёв, Хантингтон) обоснован цивилизационный принцип: человечество представляет собой совокупность больших общностей (суперэтносов, цивилизаций, культур), отличающихся друг от друга своим отношением к окружающему миру, своими системами ценностей и, соответственно, своей культурой. Россия в рамках такого подхода должна рассматриваться как уникальная и самобытная цивилизация, не сводимая ни к «Западу» («Европе»), ни к «Востоку». Краткой формулировкой данной позиции является тезис: «Россия не Европа», — подтверждаемый всей историей страны и народа, а также многочисленными культурно-цивилизационными различиями между представителями русской (российской) культуры и иных общностей», - отмечается в проекте.
В разрабатываемом документе предлагается кратко перечислить те ценности, которые характерны для российской культуры — с упором не на детализацию этого перечня, а на то, что данные ценности являются традиционными для нашего общества.
«Основы государственной культурной политики» будут основываться на
принципе преемственности. «Имеется в виду восприятие российской истории как непрерывного процесса — от Российской империи через
СССР к современной Российской Федерации. Цивилизационное ядро русской (российской) культуры с присущими ей ценностями остаётся неизменным на протяжении всего этого периода. В XX веке были предприняты две мощные попытки изменить культурно-цивилизационную идентичность России: коммунистами в 1917 году и сторонниками «либерально-западного» пути развития в конце 1980-х — 1990-х годах. Как видится и отмечается всеми исследователями, российскими и иностранными – обе попытки слома традиционной идентичности не имели успеха», - подчеркивается в документе.
В проекте содержится тезис о государстве как активном субъекте культурной политики. «Обеспечение единства российского общества, недопущение его раскола под влиянием чуждых ценностей возможны посредством проведения единой культурной политики, понимаемой как воспитание граждан в духе общей для России системы ценностей. Такое понимание термина «культура» возвращает нас к изначальному смыслу этого слова (от лат. «возделываю»): задачей государства становится «возделывание», «окультуривание» современного человека и общества в целом в соответствии с едиными духовными, нравственными, эстетическими ценностями», - говорится в проекте.
В документе указывается на некорректность «реактивного» подхода к государственной культурной политике. «Проведение какой-либо политики путём реакции на те или иные «угрозы», «вызовы» или события заведомо обречено на поражение по причине отсутствия целеполагания и инициативы. Истинная цель государственной культурной политики состоит не в том, чтобы «отвечать на угрозы», а в том, чтобы целенаправленно формировать национальный менталитет», - отмечают авторы проекта.
«Представляется целесообразным включить в разрабатываемый документ тезис об отказе от принципов мультикультурализма и толерантности. Сохранение единого культурного кода требует отказа от государственной поддержки культурных проектов, навязывающих чуждые обществу ценностные нормы», - говорится в проекте. «Никакие ссылки на «свободу творчества» и «национальную самобытность» не могут оправдать поведения, считающегося неприемлемым с точки зрения традиционной для России системы ценностей. Это не означает ограничения свободы слова и прав гражданина, но требует отказа в государственной поддержке лицам и сообществам, демонстрирующим противоречащее культурным нормам поведение. В случае нарушения действующего законодательства и прав других граждан к таким лицам и сообществам должны применяться соответствующие меры пресечения. Соответственно, при проведении государственной культурной политики приоритет должен отдаваться подчёркиванию культурного единства народов России, а не различий национальных культур. Заботиться о поддержании национальных культурных особенностей — право органов государственной власти субъектов Российской Федерации», - считают авторы проекта.
Они напоминают, что в государственной программе «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 гг. указано, что поддержка разнообразия национальных культур народов России осуществляется именно «на основе единого культурного кода». «Данная трактовка обусловливает также правильное отношение к понятию «толерантность». Под этим термином принято понимать терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности. Представляется, однако, необходимым определить ту границу, за которой приверженность толерантности приводит к капитуляции российской идентичности перед чуждыми ей системами ценностей. К сожалению, призывы к толерантности нередко воспринимаются как легитимизация любых форм поведения, независимо от их приемлемости с точки зрения общей для россиян культуры и системы ценностей. Тем самым блокируются усилия конструктивного большинства общества, направленные на недопущение социально опасных стандартов поведения, а также на противодействие насаждению культурно-ценностных норм, представляющих собой опасность для воспроизводства российской культуры и общества в целом», - отмечается в документе.
«Терпимость к представителям иных вероисповеданий, рас и национальностей, - говорится далее, - является традиционной чертой русской (российской) культуры. Подтверждением тому является вся история русского народа и российского государства. Воспроизводство этой ценностной нормы достигается проведением соответствующей культурной политики».
«В то же время термин «толерантность» в его современном понимании не позволяет производить чёткое разделение между расовой, национальной и религиозной нетерпимостью, с одной стороны — и нетерпимостью к социальным явлениям, являющимися чуждыми и опасными с точки зрения российского общества и свойственных ему ценностей, с другой стороны, что ведёт к нецелесообразности использования термина «толерантность» для целей проведения государственной культурной политики», - пишут авторы проекта.
В разрабатываемом документе содержится тезис об определяющем значении культурной идентичности в условиях глобальной конкуренции. «Место и авторитет российского государства в мире определяется не только его политическим весом и экономическими ресурсами, но и великой русской культурой, её духовным, интеллектуальным и инновационным потенциалом», - говорится в документе. По мнению его авторов, «обогащение российской культуры во взаимодействии с культурами других народов допустимо лишь постольку, поскольку этим не размывается базовое ценностное ядро нашей культуры». «Отсюда также вытекает необходимость борьбы за сохранение и развитие русской культуры и русского языка как внутри, так и за пределами Российской Федерации, в первую очередь в государствах постсоветского пространства», - отмечается далее.
Разрабатываемый документ содержит тезис о культуре как основе социального благополучия. «Отсутствие мировоззрения либо насаждение чуждых ценностей (в том числе средствами псевдоискусства) ведёт к психическому неблагополучию, которое проявляется через рост преступности, алкоголизма, наркомании; через рост заболеваемости и смертности, сокращение продолжительности жизни; через рост числа самоубийств и брошенных родителями детей и т. д. И наоборот: сокровища культурного наследия, произведения искусства и эффективные социокультурные проекты оказывают прямое влияние на конкретные параметры человеческого капитала, формируя позитивные социально-демографические тренды, мотивируя людей к профессиональному росту и образованию, к социальной и творческой активности. Не следует низводить цель такой государственной политики до уровня банального увеличения рождаемости, как это делают недобросовестные критики. Разумеется, повышение рождаемости — это важный, но далеко не единственный параметр человеческого капитала. Не менее важны не количественные, но качественные его параметры, которые влияют на конкурентоспособность (выживаемость) России в современном мире. Таким образом, проведение соответствующей государственной культурной политики – это важнейший инструмент социально-демографического развития», - говорится в документе.
«Представляется, что в разрабатываемом документе должен содержаться тезис: не всё, что предъявляется под видом «современного искусства», вправе рассчитывать на государственную поддержку. Ключевой принцип здесь может быть сформулирован следующим образом: никакие эксперименты с формой не могут оправдать содержания, противоречащего традиционным для нашего общества ценностям. Либо отсутствия какого бы то ни было содержания вообще. На материале научных исследований о влиянии искусства на индивидуальное и общественное сознание необходимо выстраивать взаимодействие с экспертным сообществом по совместному отбору проектов в сфере современного искусства, отвечающих приоритетам государственной политики. Это естественным образом приведет к пересмотру отношений регулятора с кураторами «современного искусства» в тех его проявлениях, которые не несут духовно-нравственного содержания либо оказывают негативное влияние на социум. Как минимум — такое «искусство» не должно получать государственной поддержки. Как максимум — государство должно пресекать негативное воздействие на общественное сознание. Не следует вдаваться и в иную крайность. Оказание предсказуемого и целенаправленного позитивного воздействия на национальный человеческий капитал требует не примитивной пропаганды, но эффективного воздействия средствами искусства, в том числе с использованием самых современных технологий», - отмечается в проекте.
Из текста разрабатываемого документа должно быть ясно, что основой и ядром российской культуры является русская культура.
Достаточно очевидно, что исторически именно русский народ являлся и является «государствообразующим». «Отрицание этого факта равносильно отрицанию межнациональных различий вообще. (Около 80% граждан Российской Федерации – русские.) Аналогичным образом, подавляющее большинство культурных достижений нашей страны связано с именами деятелей культуры, творивших в рамках русской культурной традиции», - пишут авторы проекта. По их мнению, «противопоставление понятий «русский» и «российский» недопустимо в силу их фактической идентичности. Примечательно, что в иностранных языках такое различие отсутствует. (Например, в английском слово «Russian» переводится на русский язык и как «русский», и как «российский» в зависимости от контекста; однако в английском языке это одно понятие)».
Далее приводится цитата из Валдайской речи Президента России Владимира
Путина: «Россия, как образно говорил философ Константин Леонтьев, всегда развивалась как «цветущая сложность», как государство-цивилизация, скреплённая русским народом, русским языком, русской культурой, Русской Православной Церковью и другими традиционными религиями России. (…) Для воспитания личности, патриота нам нужно восстанавливать роль великой русской культуры и литературы. Они должны быть фундаментом для самоопределения граждан, источником самобытности и основы для понимания национальной идеи».
По мнению авторов проекта, «культура важнее экономики, обороны и системы управления, потому что без культуры не будет ни того, ни другого, ни третьего. А при должной духовно-нравственной мотивации все сферы нашей жизни развиваются качественно эффективнее. Основным содержанием государственной культурной политики должно быть формирование полноценного человека — гражданина единой России, хранителя историко-культурных традиций нашей цивилизации и их продолжателя в условиях современного инновационного развития. А результатом будет сохранение и умножение русского народа и всех братских народов, населяющих нашу страну».