«Самоуверенное невежество»

Известные пастыри о предложении депутата Игоря Зотова вместо ОПК преподавать только «Основы религиозных культур и светской этики»

Александр Сергеевич Пушкин  Основы православной культуры 
0
211
Время на чтение 8 минут
Депутат Государственной думы, лидер Российской партии пенсионеров Игорь Зотов обратился к министру образования Игорю Ливанову с предложением создать экспертную группу по изменению концепции школьного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», пишет Regions.Ru.

Он предлагает вместо изучения одного из шести модулей (основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики) ввести дисциплину, основанную на ценностном единстве четырех мировых религий, сообщает газета «Известия». Иными словами, из нынешних шести модулей предлагается оставить один - «Основы мировых религиозных культур» - и сделать его обязательным.

Возможность выбирать отдельные модули для углубленного изучения одной религии усиливает тенденцию этно-территориального обособления, что может привести к ухудшению межнациональных отношений в субъектах России, этнической и религиозной нетерпимости, считает автор законопроекта. 

Его поддержал президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода: «Разделение класса по религиозному, конфессиональному, национальному признаку не укрепляет дружбу между детьми, а создает предпосылки для конфликта. Дети, которые учат только основы своей конфессии, не знают других религий, что служит основой для развития неуважения друг к другу. Растут дети, которые хорошо знают основы своей национальной и конфессиональной культуры, но не знают ничего другого. А чтобы уважать другие конфессии, такие знания нужны. Наконец, преподаватели подготовлены именно для преподавания основ нескольких разных религий, а не для преподавания одной». 

По мнению председателя Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, выбор надо все-таки оставить за учениками: «То, что у нас происходит сейчас - это отражение самого удачного мирового опыта. В школе присутствуют люди разных мировоззрений, в том числе тех, которые предполагают, что только их религия истинная. Преподавать им нечто другое, в частности общий курс об основах разных религий, в которых вопрос об истинности будет игнорироваться, было бы грубейшим нарушением свободы мировоззренческого выбора. Общий курс сейчас является одним из вариантов выбора. А попытка навязать его всем неприемлема». 

«Что вы думаете о нынешнем курсе "Основы религиозных культур"? Как бы вы прокомментировали предложение Зотова?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, сказал: «Ради воплощения в жизнь фантазии чиновника нам предлагается нечто невиданное и немыслимое: деформирование мировых религий. Вероятно, этот человек думает, что он лучше разбирается в религии, может определить ее место в жизни общества и роль религиозных воззрений в формировании нравственности и культуры народов мира, нежели жившие до него последние два тысячелетия лидеры и деятели религиозных конфессий? Если это так, можно предположить одно из двух: либо он гений, либо безумец, который дерзнул на то, на что не имеет никакого права: ни с точки зрения интеллекта, ни с точки зрения культуры, ни с точки зрения запросов общества. Я бы охарактеризовал его позицию двумя словами: "самоуверенное невежество"». 

«Если у современного человека отнять право и свободу выбирать религиозное мировоззрение и предложить ему суррогат в виде какой-то универсальной системы, это будет насилием над людьми, худшим, чем предлагали коммунисты и даже фашисты. Это просто полное безумие, и я надеюсь, у других законодателей хватит соображения это понять», - выразил надежду отец Александр.
 
Протоиерей Олег Скоморох, председатель Отдела по тюремному служению Санкт-Петербургской епархии, считает, что с точки зрения человека, дети которого сейчас изучают в школе этот курс, целесообразнее оставить имеющиеся модули раздельными. «То, что предлагается, уже есть: модуль "основы мировых религиозных культур" подразумевает общее с ними ознакомление, "основы светской этики" предполагают обучение на светском уровне. Получается, речь идет не о дополнении, а об исключении "узкоконфессиональных", в понимании автора законопроекта, модулей, которые могли бы в будущем стать причиной раздора и непонимания. Я, к сожалению, не изучал другие модули, но в нашем модуле православной культуры заложено уважительное отношение к представителям других религиозных культур с точки зрения христианства и опыта православной жизни в России, - отметил он. - И опасения автора законопроекта мне кажутся напрасными». 

«Что касается самого предмета "Основы религиозных культур и светской этики", мне кажется, он необходим. Вместе с тем многие преподаватели или другие представители общественности боятся так называемой клерикализации школы и общества в целом. Это необоснованно, поскольку мы сейчас говорим о том, чтобы больше знали о своей вере люди, которые причисляют себя к православным христианам. Огромное количество людей, которые считают себя православными, не воцерковлены, у них очень смутные представления о традициях Православной Церкви, ее истории, и это, с точки зрения представителей Православной Церкви, большая проблема», - сказал пастырь.

«Боюсь, - продолжил он, - мы пока не в состоянии оценить, насколько этот курс вообще эффективен. Во многих школах Санкт-Петербурга нас убеждают, что сейчас возможности преподавать Основы православной культуры нет. Причем формально руководство школ, преподаватели это предлагают, но потом начинают говорить об отсутствии специалистов, должной нагрузки на преподавателей, при которой они могли получать нормальную зарплату. Поэтому программа по изучению основ религиозных культур фактически сворачивается». 

«На фоне труднопродвигаемого учебного процесса говорить о том, что целесообразно, а что нет, а по сути, вычеркивать целые учебные программы, на мой взгляд, неправильно. Их задача - в наибольшей полноте раскрыть представителям каждой из конфессий традиции, нравственные и духовные ценности, которые при правильном формировании предмета не будут создавать религиозного хаоса в голове», - заключил отец Олег.
 
Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», сказал: «Когда говорят, что сейчас углубленно изучают ту или иную религиозную культуру, у меня ничего, кроме саркастической улыбки, это не вызывает. Я знаю, что собой представляет этот школьный предмет – идет самое поверхностное изучение основ религиозных культур. Напомню, он изучается в четвертом классе и всего лишь год. Изучение этого предмета никакого разделения среди учеников совершенно точно не вызывает, а ограничение свободы выбора ни к чему хорошему, на мой взгляд, привести не может». 

«Сейчас хотя родители сами выбирают, основы какой религии изучать детям, но предмет это обязательный. Отказаться от него невозможно. Нужно выбирать, что изучать: либо основы одной религиозной культуры, либо смешанный курс, - тот самый, который предлагает депутат, - либо основы светской этики. Ни о каком углубленном изучении речи идти не может. Представьте, если бы мы только в 4-м классе изучали историю России, и при этом говорили, что она мешает детям знать историю других стран? Любому здравомыслящему человеку это покажется бредом. На мой взгляд, разумнее было бы изучать культуру религии в 9-м классе, параллельно изучая историю культур других религий. Но делать это за счет ущемления и без того урезанного курса культуры той религии, которую ребенок хочет изучать, мне кажется, неприемлемо», - заключил отец Максим.
 
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, согласен с протоиереем Всеволодом Чаплиным. «Преподавание Основ православной культуры уже закрепилось в наших школах, имеет определенные традиции, пусть и недолгие, - отметил он. - Те положительные результаты, которое оно приносит, не позволяют нам вносить изменения в уже существующий предмет в угоду чьим-то законодательным инициативам». 

«Мне кажется, - продолжил он, - лидер партии пенсионеров должен быть больше озабочен проблемами пенсионеров, нежели проблемами школьного образования. А этих проблем, которые не решаются, или решаются не полностью, у пенсионеров много. Что касается сути предложения: вряд ли объем курса будет увеличен. Если придется изучать четыре религии, - следовательно, на изучение основ Православия будет отведено в четыре раза меньше времени. Я сомневаюсь, что сокращение количества времени, отведенного на изучение Православия, повлияет на уровень межнациональных и межрелигиозных отношений в нашей стране. Кроме того, хочу отметить: цели законодателей заключаются не в том, чтобы принимать каждый год новые законы. Нужно принимать наилучшие. Знание традиций большинства верующих нашей страны как раз и способствует тому, чтобы в ней царило межнациональное благополучие».
 
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, сказал: «В том-то и дело: любой из учебников, идет ли речь о Православии, исламе, буддизме, иудаизме, – должен быть написан так, чтобы не унижать человека вне зависимости от того, что за религию он исповедует. Наличие конфессионального предмета в школьном курсе не должно делать из школьника и будущего гражданина нетерпимого человека или, того хуже, варвара, что мы сейчас видим на примере украинских националистов. "Украина только для украинце", "Россия только для православных", - такие высказывания не должны звучать никогда. Когда люди видят проблему в учебном предмете, они, мне кажется, не понимают, о чем говорят. Мы изучаем не закон Божий, не правила шариата - мы изучаем религиозную культуру. А этот предмет, наоборот, должен служить сближению людей». 

«Если, допустим, основы православной культуры будет изучать мальчик, приехавший к нам в Россию из Африки, он поймет нашу страну лучше. Наша задача – не обратить его в свою веру, а рассказать ему о тысячелетнем наследии нашей культуры. Поэтому и были в свое время споры: можно вводить основы религиозной культуры или нельзя? И именно мы, церковники, настаивали, прежде всего, на культурной составляющей», - подчеркнул он.

«Вот приехала к нам однажды делегация из Германии, зашли в школу, пообщались с детьми, а потом сидят и удивляются: "Мы думали, история Российского государства в прошлом история православной страны, а у вас дети не слышали, что такое «Отче наш»". Эти предметы должны, прежде всего, поднять на другой уровень нашу культуру, культуру детей, которых мы растим. Для них собственная страна не должна быть страной, которую они не понимают. А сейчас это и происходит. Они не понимают и свою литературу, потому что без знания Православия ни Пушкина, ни Достоевского не понять», - заключил отец Георгий.
 
Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, сказал: «Я не понимаю: к чему русским детям знать в равной степени основы иудаизма, буддизма и Православия? Самое важное - знать и любить свою культуру. Человек, воспитанный в традиционной религиозной культуре, никогда не проявит религиозной нетерпимости. Очень интересен комментарий президента Федерации еврейских общин России. Интересно, готов ли он поддержать законопроект, согласно которому, все дети в Израиле будут на равных правах изучать основы Православия с иудаизмом? А ведь это было гораздо логичнее, если учесть, сколько наших соотечественников там проживает. Преподавание основ всех религий сразу ни к чему кроме как к "каше в голове" у ребенка, не приведет».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Сергеевич Пушкин
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Незнакомая знакомая русская литература.
«А.С. Пушкин: в поисках Истины. Лекция 7. «Евгений Онегин»
22.10.2024
Еще одна фальшивка
О десятой главе «Евгения Онегина»
20.10.2024
Все статьи темы
Основы православной культуры
Душевная вечеря. Христос в искусстве.
Клайв Льюис. «Письма Баламута»
17.10.2024
Нацвопрос и либералы
Выступление на круглом столе «Межконфессиональное и межнациональное согласие»
01.10.2024
«Мы до сих пор стесняемся говорить, что семья – это малая Церковь!»
Предмет «Семьеведенье» – попытка рассказать о правильных вещах, не говоря о главном
10.09.2024
Война с сатанизмом. Цензура в кино. Кому верит
молодежь? «Русский ковчег»
31.07.2024
«Общий вектор массовой культуры – разрушительный»
Произведения культуры, искусства или учреждения, имеющие государственное финансирование, должны контролироваться цензурным органом
19.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
06.11.2024 13:15
С Днем народного единства!
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 13:07
«Вы кого защищаете, нас или цыган?»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 12:53
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Наблюдатель
06.11.2024 12:47
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Новый комментарий от Владимир С.М.
06.11.2024 12:45
Какова ваша позиция, депутат Затулин?
Новый комментарий от Александр Волков
06.11.2024 12:28
Победа Трампа внушает осторожный оптимизм
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 12:18