Какая жертва не будет принята Христом

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю Крестопоклонную

Пастырская проповедь  Великий пост 
0
1156
Время на чтение 4 минуты
Во время Великого поста нам угрожают две опасности. С одной стороны — уныние, которое приходит, когда мы серьезно постимся, а силы (физические и душевные) могут быть на исходе, и грехи, которые мы стараемся преодолеть, как будто бы снова берут свое и даже обнаруживаются еще сильнее. Уныние — страшно. Это есть падение, говорят святые отцы, потому что оно заключает в себе тьму грехов, всех вместе взятых. С другой стороны, нам угрожает то, что святые отцы называют тщеславием и превозношением, когда человек думает, что он не такой, как все, что он «очень духовный» и много старается, угождая Господу.

И вот в середине Поста Церковь ставит нас перед Крестом Христовым, чтобы мы увидели, что есть только одно — любовь Божия. Если мы сумеем с Божией помощью избавиться от этих двух опасностей — уныния и тщеславия, то нам откроется тайна Креста и тайна любви Христовой. Тогда мы сможем продолжить Пост и продолжить наш жизненный путь, ведомые этой любовью так, чтобы ничто на свете не могло отвлечь нас от Господа, и ничто другое не могло бы стать целью для нас.

Мы идем к этой любви, но она открывается нам только тогда, когда мы, по слову Христову, оказываемся способными отвергнуться себя. Как отвергся Себя Христос и до конца явил в этом Свою любовь по отношению к нам, так и мы в ответной любви к Нему должны отвергнуться себя. В этом — смысл нашего поста: отвергнуться себя. Поэтому пост является тем, что входит в высший порядок любви. Это то, что относится к самой сути нашей жизни.

Личное «я» человека — это и душа, и тело. Тело — физическое место нашего «я», там, где сосредоточена наша природа, где проявляются наши желания. Когда мы утесняем наше тело воздержанием, то утесняем наше «я». (Желающие же идти широкими путями не терпят никаких ограничений.) Утесняя свое «я», мы частично отвергаемся самих себя для того, чтобы быть способными отвергнуться себя целиком.

Для того чтобы мы могли отвергнуться себя полностью, целиком, нам нужно умереть, нам нужно принять смерть. Как говорит Священное Писание: «Сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых» (2 Кор. 1, 9). Где нам взять для этого силу? Чтобы это исполнить, мы должны так частично отвергаться самих себя, чтобы сердце наше исполнялось готовности отвергнуться себя целиком.

Эту устремленность мы всегда должны иметь в себе, и тогда Бог, Который «и намерения целует», и видит все помышления сердечные, воздаст нам. Но эта устремленность должна быть глубокой, как если бы мы, принося частичную жертву в нашем малом посте, уже приносили бы себя Господу целиком.

В течение Поста мы слышим много чтений из Ветхого Завета. Вспомните Авраама, который приносит в жертву своего сына Исаака. Он приносит его в жертву в самом прямом, физическом смысле. Приносит своими руками. Он имеет намерение принести своего сына в жертву целиком: так, как сказал ему Господь. И когда Господь видит готовность его сердца исполнить это, то эту жертву Он принимает, как полное отвержение Авраамом самого себя.

В тот самый момент, когда Господь видит эту готовность в Аврааме, Он заменяет его жертву овном — Агнцем, внезапно появляющимся перед Авраамом. Агнцем, который представляет собою Христа — Того, Кто принесет Себя в жертву за всех. За всех, кто будет готов принести Ему себя, кто будет готов отдать себя, отвергнуться себя ради Христа хотя бы частично, но с готовностью отдать всего себя Господу до конца.

Вот о чем мы должны сегодня задуматься. О том, что нам нужно быть способными принять смерть, умереть в самом обычном смысле этого слова: физически. Это может на самом деле произойти в течение Поста, как это произошло с одной нашей прихожанкой — новопреставленной Галиной, которая в течение месяца, внезапно заболев раком, «сгорела». Или совсем недавний случай. В одном доме я причащал женщину. Вскоре после этого мне позвонили и с рыданиями рассказали, что эта молодая женщина, у которой были какие-то недомогания (что-то вроде радикулита), попала в больницу и умерла, оставив двоих детей. Эта смерть тоже была внезапной.

Но сейчас речь идет о том, чтобы мы готовы были умереть, если так судит Господь. Он пока не требует, чтобы мы действительно умерли. Он требует от нас частичной жертвы. Но Он говорит, что в мире существует смерть, и только тогда мы отвержемся себя до конца, когда будем готовы принять смерть.

А если завтра, допустим, начнутся гонения на Церковь, и от нас потребуется либо быть исповедниками-мучениками, либо сохранить свою жизнь? Готовы мы сейчас, сегодня, отвергнуться себя и принести такую жертву Господу? Или нет? Вот об этом спрашивает нас Господь в течение всего Поста. Когда мы готовы именно так отвергнуться себя, когда мы частично отвергаемся себя постом и готовы отвергнуться себя целиком, то Господь дает нам увидеть пригвожденного ко Кресту (ко древу) Агнца, о Котором сказано, что всякий, любящий Его и верующий в Него, не погибнет, но будет иметь жизнь вечную.

Если же мы хотим принести Господу вместо себя что-нибудь другое — не себя отвергнуться, а что-то другое принести, — то эта жертва не будет принята Христом. Это значит, что всякая наша попытка искать что-либо другое, чтобы принести это Господу вместо себя, будет означать лишение нас того обетования, того обещания, которое было дано отцу всех верующих Аврааму. То есть это будет лишением нас Христа.

Если мы не готовы принести Христу свою жизнь, если мы страшимся смерти, если мы стараемся вместо того, чтобы принести себя в жертву Господу, обойти это, откупиться от этого чем-нибудь другим: воздержанием в пище, частым посещением богослужения, каким-то количеством денег, принесенных на храм, — чем угодно, только не принесением самих себя, то мы не имеем части со Христом, Который приносит нам всего Себя.

И если мы весь мир принесем Ему, говорит Господь, то это тоже не будет иметь никакого значения, потому что душа дороже всего мира, и что даст человек во искупление души своей, кроме Христа?

Как нам быть достойными нашего Бога? Как нам поклониться Кресту Христову и прославить Его Святое Воскресение? Как принять каждому из нас выкуп за душу его — Господа нашего Иисуса Христа?

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма Святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Как нам быть достойными нашего Бога? Как нам поклониться Кресту Христову и прославить Его Святое Воскресение? Как принять каждому из нас выкуп за душу его — Господа нашего Иисуса Христа?

ПОЙДЁМ НА СМЕРТЬ ... ЗА РУСЬ СВЯТУЮ ПОДАРИМ ГОСПОДУ СЕРДЦА ЧТОБ ВОЗРОДИТЬ СТРАНУ БЫЛУЮ ГДЕ ЛЮБЯТ СЛАВНОГО ТВОРЦА ВОСПРЯНЕМ ДУХОМ ОТ ПАДЕНЬЯ И ВОЗРОДИМ СВЯТУЮ РАТЬ ЧТОБ ВНОВЬ ХРИСТОВЫ ПОВЕЛЕНЬЯ САМОЗАБВЕННО ВЫПОЛНЯТЬ ВЕДЬ СМЕРТИ НЕТ ДЛЯ ЧАД ХРИСТОВЫХ ЛИШЬ ПЕРЕХОД В БЛАЖЕННЫЙ МИР А ЗНАЧИТ НУЖНО БЫТЬ ГОТОВЫМ НА БРАЧНЫЙ ВОЗВРАТИТЬСЯ ПИР А ЗНАЧИТ ДУШУ ЗА ВЛАДЫКУ ЗА ПРАВДУ БОЖЬЮ ПОЛОЖИТЬ ЕСТЬ НАШ СВЯЩЕННЫЙ ДОЛГ ВЕЛИКИЙ И НАШЕЙ ЖИЗНИ БОЖЬЯ НИТЬ БОГ ДАРИТ НАМ СВОЮ СВОБОДУ ЗА ПОКАЯНЬЕ И ЛЮБОВЬ ЧТОБ ИМЯ РУССКОГО НАРОДА НАД МИРОМ ЗАСВЕТИЛОСЬ ВНОВЬ ЧТОБ МИР ПОЗНАЛ СВОЁ ПАДЕНЬЕ КОГО ОН НАГЛО ПОПИРАЛ ВЕДЯ В ОГОНЬ НА ПОГУБЛЕНЬЕ И ПОНЯВ, ЧЬИМ РАБОМ ОН СТАЛ НИЧТО НЕ СТРАШНО С БОГОМ ВЕЧНЫМ СТРАШНА ЛИШЬ АТЕИЗМА ТЬМА ГУБИВШАЯ БЕЗЧЕЛОВЕЧНО ЛЮДЕЙ , КАК ЧЁРНАЯ ЧУМА О БОЖЕ, ПОМОГИ НАМ ГРЕШНЫМ ТВОИ СВЯТЫНИ СОХРАНИТЬ И ЖИЗНЬЮ ВРЕМЕННОЙ И ЗДЕШНЕЙ ДЛЯ ЭТОГО НЕ ДОРОЖИТЬ ! АМИНЬ И БОГУ СЛАВА !
yazva / 23.03.2014, 11:47
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Тайна скорого услышания
22 ноября — празднование иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.2024
Дом, который оставляет Христос, становится пуст
Евангелие пятницы (Лк, 73 зач., 13, 31—35)
22.11.2024
Знамение нашего спасения
20 ноября — празднование иконы Божией Матери «Взыграние Младенца»
21.11.2024
Силоамские башни не перестают падать
Евангелие четверга (Лк, 70 зач., 13, 1—9)
21.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Законодательством, полицией, налоговой инспекцией мир не исцелим»
Человек не должен лениться, но нельзя трудиться постоянно без отдыха и молитвы
23.11.2024
С нами больше, чем с ними
21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
20.11.2024
«Почему Шнеур Залман не призывал молиться за победу французского оружия?»
У Наполеона была идея создания еврейского государства в Эрец Израэль на сто пятьдесят лет раньше, чем это совершилось
20.11.2024
Меч рассекающий
Евангелие среды (Лк, 69 зач., 12, 48—59)
20.11.2024
Все статьи темы
Великий пост
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06