Долгожданное кадровое решение

Главный редактор РНЛ о главных итогах мартовского заседания Священного Синода Русской Православной Церкви

Новости Москвы 
0
3366
Время на чтение 5 минут
Состоявшее в Москве 19 марта очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви многие ожидали с нетерпением, поскольку рассчитывали услышать позицию Церкви по очень непростой для православных верующих ситуации на Украине. Впервые за долгое время полномочный представитель УПЦ МП местоблюститель главы Киевской кафедры митрополит Онуфрий принимал деятельное участие в работе Синода. Известно, что митрополит Владимир в силу своих немощей в последнее время редко бывал в Москве на заседаниях высшего органа РПЦ. (Оказалось, мои сведения были не точны, - митрополит Онуфрий в заседании Св.Синода участия не принимал. Будем надеяться, что только по причине того, что не был формально членом Синода).

Все обратили внимание на то, что Святейший Патриарх Кирилл отсутствовал на историческом заседании 18 марта в Кремле обеих палат Российского парламента, Верховного Совета Крыма, руководителей глав регионов. На заседании, когда Владимир Путин произнес свою, без сомнения, историческую речь и когда был подписан договор о воссоединении Крыма с Россией. Отсутствие Патриарха особенно бросалось в глаза на фоне присутствия глав всех традиционных конфессий России. А РПЦ представлял только лишь член Св. Синода митрополит Ювеналий. 

Степанов
Такой беспрецедентный шаг Святейшего Патриарха Кирилла только подчеркивал остроту и высочайшее напряжение ситуации вокруг Украины. Отсутствие Патриарха на таком важнейшем для страны мероприятии – это явный жест доброй воли руководству Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, демонстрация того, что Святейший понимает, что наши братья на Украине находятся сейчас в очень тяжелых условиях. Ведь во время политического кризиса на Украине УПЦ МП была единственной влиятельной религиозной структурой, которая призывала противоборствующие политические силы к миру и не поддерживала сторонников Майдана. В результате сейчас Церковь на Украине находится под постоянным прессингом, в лучшем случае, под подозрением у пришедших к власти революционеров. 

Священный Синод принял заявление по Украине. Некоторые говорят, что это заявление очень обтекаемое и ясно не выражает позиции Церкви ни по одной из острейших проблем, - ни по поводу Крыма, ни по уже набирающим силу гонениям против православных на Украине. Однако любому ответственному наблюдателю понятно, что в нынешних условиях руководство Церкви другого решения не могло принять, не ставя под удар духовенство и мирян УПЦ МП. 

Зато Синод неожиданно для многих православных петербуржцев принял долгожданное решение о назначении нового руководителя второй по значению кафедры Русской Православной Церкви. Им стал управляющий делами нашей Церкви митрополит Варсонофий (Судаков). Митрополит Владимир (Котляров) почислен на покой с местом пребывания в Александро-Невской Лавре. Уходящему митрополиту Владимиру через два месяца исполнится 85 лет, а Устав Церкви требует, чтобы правящий архиерей, достигший 75-летнего возраста, подавал прошение о почислении на покой, т.е. Церковь резонно полагает, что к этому возрасту архиерей уже не может в полную силу исполнять свои обязанности. Поэтому назначение нового правящего архиерея в Санкт-Петербург, действительно, долгожданное. 

Митрополит Владимир, который возглавлял Петербургскую кафедру с 1995 года, составил целую эпоху в церковной истории Северной столицы. Он сменил на этом посту искренне любимого и почитаемого народом старца на митрополичьей кафедре приснопамятного митрополита Иоанна (Снычева). Любой архиерей, который пришел после митрополита Иоанна, выглядел бы достаточно блекло, поэтому митрополиту Владимиру пришлось начинать служить в непростых условиях. Всякое было. И публичное неприятие паствой идеи смены церковного календаря во время проповеди в Иоанновском монастыре, вылившееся в скандал. И мудрая защита митрополитом Владимиром мощей преподобного Александра Свирского, подвергшихся нападкам со стороны как церковных либералов, так и ревнителей. В конце концов народ церковный, если не полюбил владыку Владимира, то свыкся с ним, рассуждая, что могло бы быть и хуже. Роптали, что митрополит Владимир, по сути, отменил в городе крестные ходы, но довольны были чинной, торжественной манерой богослужения. 

Однако в последние годы стало явственно бросаться в глаза, что митрополит Владимир уже по возрасту и немощам не может полноценно управлять епархией. В таком случае реальные церковные проблемы начинает решать окружение архиерея, что никогда и нигде не приносило пользы. В памяти у многих свежи воспоминания о позднесоветской эпохе геронтократии.

Кроме того, в последнее время всем было очевидно, что Церковь в Петербурге отстает от светской власти во взаимодействии. Это стало бросаться в глаза, когда во главе Петербурга стал один из ярких представителей современного истеблишмента - Георгий Сергеевич Полтавченко. Человек, который, не смущаясь, исповедует себя православным христианином, которому не чужды интересы Церкви, который оказывает поддержку Церкви в деле упрочения её позиций в обществе. Смольный стал выступать с инициативами по взаимодействию Церкви, государства и общества, но со стороны епархии особого рвения в этом направлении не наблюдалось. Епархия скорее проводила политику невмешательства в эти вопросы. 

Наиболее яркий пример - организация Крестного хода 4 ноября в праздник Народного единства и согласия. Когда в 2012 году православные общественные организации Санкт-Петербурга выступили с инициативой Крестного хода в этот день, то получили поддержку в Смольном, от светской власти, а не от епархии. Епархиальная власть благословила проведение Крестного хода буквально за несколько дней до его начала, что конечно не могло не сказаться на массовости. Такое очевидное отставание руководства епархии от светского руководства в вопросах, где все должно было быть наоборот, бросалось в глаза. Но все понимали, что при старом и физически немощном архиерее ситуацию не исправить. 

И вот Святейший Патриарх и Священный Синод пошли на кадровые изменения, и появился шанс, что Санкт-Петербург может стать не только культурной столицей России, но и мощным центром духовного возрождения нашего Отечества. Кстати, губернатор города Георгий Полтавченко говорил о том, что он стремится превратить город в центр духовной жизни при вступлении в должность…

В последние годы ходило немало слухов о том, кто займет Санкт-Петербургскую кафедру. Назывались разные имена заслуженных и не очень архиереев Русской Православной Церкви. Но мы видим, что Святейший Патриарх Кирилл и Священный Синод сделали оптимальный выбор среди обсуждавшихся кандидатов. Митрополит Варсонофий - не только опытный архиерей, долгие годы возглавлявший Саранскую епархию и выстроивший там добрые отношения с властью. Он пять лет возглавлял Управление делами Русской Православной Церкви, т.е. находился в тесном контакте со всеми главами епархий. Но что очень важно, митрополит Варсонофий - лично близок Патриарху Кириллу, а значит, никакие интриги, которых, увы, много не только в управлении государством, но и в управлении Церковью, не смогут помешать ему проводить твердую политику по управлению епархией. 

Особенно радует, что митрополит Варсонофий известен как человек традиционных, консервативных взглядов. Для нас, петербуржцев, это важно, поскольку в последнее время модернистские тенденции в Церкви вызывают всё большую тревогу у верующих людей. Это касается и попыток реформы богослужебного языка, и пересмотра традиционного святоотеческого отношения к католикам и протестантам, и даже сферы церковной архитектуры. Со всем этим приходится сталкиваться сегодня в церковной жизни. Модернистские тенденции особенно сильны в нашем самом европейском городе России. 

Завтра новый митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий прибывает к месту своего служения в столицу Российской Империи. Православная общественность приветствует Владыку и желает ему сил на новом поприще его служения.

Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

19. Ответ на 18., Метафора:

с Вами страшно говорить. Еще потребуете что-нибудь. Даже Патриарх Вам должен.

Не страшитесь, от вас не потребую. Вы мне ничего не должны. Дерзну лишь попросить - снисхождения к моим немощам. А патриарх - мне должен, как и я ему. Я ему, и лично, и в церковном собрании -молиться за него, он мне - печаловаться за меня (не лично, но в числе народа Божия). Это как в семье (малой Церкви)- мы НЕ СВОБОДНЫ друг относительно друга.
Алекс / 26.03.2014, 16:01

18. Ответ на 15., Алекс:

Требую того же и от тех кто должен нести свое, относительно меня.

с Вами страшно говорить. Еще потребуете что-нибудь. Даже Патриарх Вам должен.
Lucia / 26.03.2014, 13:42

17. Ответ на 16., Метафора:

Со святыми не спорю.

Иногда бывает жаль, что "ин суд человеческий, ин суд Божий"
Алекс / 26.03.2014, 10:03

16. Ответ на 15., Алекс:

Прежде чем начать говорить, что вам кто-то должен - припомните - а вы точно уже никому ничего не должны?jedem das seine - я несу свое честно, относительно тех кому должен, по крайней мере - изо всех сил. Требую того же и от тех кто должен нести свое, относительно меня.

Со святыми не спорю.
Lucia / 26.03.2014, 05:22

15. Ответ на 14., Метафора:

Прежде чем начать говорить, что вам кто-то должен - припомните - а вы точно уже никому ничего не должны?

jedem das seine - я несу свое честно, относительно тех кому должен, по крайней мере - изо всех сил. Требую того же и от тех кто должен нести свое, относительно меня.
Алекс / 25.03.2014, 21:38

14. Re: Долгожданное кадровое решение

Прежде чем начать говорить, что вам кто-то должен - припомните - а вы точно уже никому ничего не должны?
Lucia / 25.03.2014, 16:34

13. Ответ на 1., Корхов Юрий:

Патриарх Кирилл должен чётко и ясно сказать им вслух, что они просто предают Русскую Православную Церковь и потому могут, конечно, УХОДИТЬ. Но при этом им нужно понимать, что они делают. Он должен призвать (так же, как и Гермоген) к борьбе православных с этим новейшим Западным нашествием

Согласен. На кой ляд и кому нужно молчащее священство?
Алекс / 25.03.2014, 11:59

12. Ответ на 11., Владимир Анатольевич:

В данном случае - Вы - в п.№3 сожалеете, что ушли тихо.Я не сожалел, а констатировал факт.

Значит, я не так Вас поняла, простите великодушно)
Lucia / 23.03.2014, 22:57

11. Ответ на 10., Метафора:

В данном случае - Вы - в п.№3 сожалеете, что ушли тихо.

Я не сожалел, а констатировал факт.

10. Ответ на 9., Владимир Анатольевич:

Да вот видите - народ хочет зрелищ.Народ - это Вы?

В данном случае - Вы - в п.№3 сожалеете, что ушли тихо.
Lucia / 23.03.2014, 21:41
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
Негостеприимная третья столица России
В отношении власти Татарстана к русским общественникам до сих пор сохраняются тоталитарные нормы
16.11.2024
Негостеприимная третья столица России
В отношении власти Татарстана к русским общественникам до сих пор сохраняются тоталитарные нормы
15.11.2024
Россия – идейный центр незападного мира
Новый манифест Владимира Путина
08.11.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
16.11.2024 12:59
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
16.11.2024 12:46
Сатанизм стучится в церковные двери
Новый комментарий от Советский недобиток
16.11.2024 12:43
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
16.11.2024 11:37
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
16.11.2024 11:30
О трезвомыслии, скромности и карантине
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
16.11.2024 10:53
Зачем?
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 09:46