Великим постом за богослужениями читается Ветхий Завет, а Новый Завет — только в субботу и воскресенье, и в дни памяти особенно почитаемых нами святых. Когда мы приблизимся к Страстной седмице, все Евангелие откроется нам. Святые отцы говорят, что Ветхий Завет — вода, а Новый Завет — вино. В течение Поста наши души вступают в брак с Господом. И как на браке в Кане Галилейской Он претворил воду в вино, так Его благодатью вода Ветхого Завета претворяется в вино Нового Завета Крестом Христовым. Мы уже приближаемся к середине Поста, к Крестопоклонной неделе, и молимся, чтобы наша жизнь из очищенной покаянием претворилась в жизнь благодатную силой Христовой.
Каждый раз за великопостным богослужением на шестом часе читается пророчество Исаии, а на вечерни — книга Бытия и Притчи Соломона.
В своем пророчестве Исаия говорит сегодня о врагах богоизбранного народа, о тех, кто являются его оскорбителями, и хотят подчинить его себе. Господь воздвигает против богоизбранного народа ассирийского царя Сеннахирима за то, что этот народ отступил от своего Господа, предался нечестию и идолопоклонству. И мы видим, как похваляется ассирийский царь силой своих идолов и собственной военной мощью. Господь называет этих врагов богоизбранного народа Своим бичом, с помощью которого он хочет уцеломудрить заблудившийся возлюбленный Свой народ. Из того, что Господь использует для этой цели ассирийского царя, вовсе не следует, что тот является слугой Божиим или другом богоизбранного народа.
У ассирийского царя совсем другие цели, он хочет уничтожить этот народ, он хочет и другие народы подчинить себе, чтобы достигнуть мирового господства. Перед нами прообраз антихриста. Господь попускает быть этому, для того чтобы любимый Им народ, когда с ним произойдет беда, когда он окажется в безысходном положении, мог бы вспомнить о своих грехах, покаяться, возвратиться к Богу, которого он предал. Но напрасно похваляется враг богоизбранного народа, потому что Господь хочет достигнуть Своей премудрой и благой цели — не истребить свой возлюбленный народ, а через скорби приблизить его к Себе и облагодетельствовать его еще большими щедротами. Как только это совершится, Господь обратит всю Свою силу против нечестивого царя, которому кажется, что он уже близок к тому, чтобы уничтожить этот народ.
Мы слышим, как пророк возвещает: пусть войско этого царя бесчисленно, Господь поразит его, как поражает тяжкой неисцельной болезнью сильного человека. Когда все совершится по Его премудрому Промыслу, это бесчисленное войско, подобно тучному человеку, начнет таять на глазах, превращаясь в мертвый скелет, говорит пророк. Подобно тому, как высокое красивое здание делается кучей серого пепла, когда его охватит пожар, — так будет с врагами народа Божия. И подобно тому, как столп облачный некогда был светом для богоизбранного народа, и ужасом и мраком для теснивших его египтян, — так и теперь этот свет Израиля станет огнем, испепеляющим его врагов. Вот о чем говорит пророчество Исаии. Есть нам о чем задуматься, взглянуть на то, что происходит сегодня с нами, с нашим народом, некогда возвеличенным за его православие, народом, которого Господь предает ныне в руки врагов его за отступление от Бога, за его нечестие.
А что открывает сегодня книга Бытия? Всего несколько строк. О том, как праведный Ной являет послушание заповедям Божиим. Когда Господь говорит ему войти в ковчег, он входит в него за несколько дней до потопа. Никаких внешних признаков бедствия еще нет, все кажется благополучным. Люди ели и пили, женились, строили, занимались своими делами. Но Господь сказал, что будет потоп, Господь дал заповедь Ною строить ковчег и войти в него. Ной один поверил заповеди Божией. И хотя по видимости не было ничего, что свидетельствовало бы о скорой беде, он по слову Господню вошел в ковчег и был спасен.
Слово Божие говорит нам, что жизнь этого праведного человека была по вере. Он ходил верой, а не видением, как сказано у апостола о тех, кто верен Господу. И за то, что Ной явил такую веру, Господь спас не только его. Вместе с ним в ковчег вошла его жена и его сыновья, и жены его сыновей. Господь творит милость нам и нашим близким, и всему роду человеческому, когда мы являем веру. Господь спасает Ноя, чтобы восстановить погибающий род человеческий. И не только весь род человеческий — всю землю спасает, благодаря вере одного праведного человека. Потому что и животный мир идет в этот ковчег. Заповедь Божия содержит в себе жизнь вечную и все необходимое для земной жизни. Вот, говорит Господь, Я предложил пред тобою жизнь и смерть. Избери жизнь, чтобы жил ты и потомство твое.
В книге Притчей Соломоновых сегодня мы слышим рассказ, как бы противоположный вчерашнему. Вчера было чтение о премудрости Божией, которая зовет всех, созывает в свой дом. Премудрость Божия создала себе семь столпов. «Кто неразумен, обратись сюда», — говорит она. То есть кому не хватает ума, кто сознает, что недостаточно у него собственных сил, разума, благородства, добра, тот да обратится к высшей мудрости, и все получит.
А сегодня мы слышим голос некоей женщины, безрассудной, как сказано, и шумливой, которая зазывает к себе всех. Это образ самого безумия, противостоящего Божественной мудрости. Чем же эта женщина соблазняет? Она являет собой распутство, ложную сладость греха. Она сидит на высоких местах города, как бы на троне. Как будто она облечена властью над миром, и она, мы знаем, действительно облечена этой властью. Грех царствует в мире. Греху покровительствует государственная власть и закон. Как вавилонская блудница, она хочет подчинить себе все народы, все души человеческие, и, обратите внимание, призывает всех теми же словами, какими призывала премудрость Божия. Кто скудоумен, говорит она, у кого недостает ума, тот да обратится ко мне. Диавол — поистине обезьяна Бога. И антихрист — это тот, кто вместо Христа.
Она обращается к юношам, ко всем, кто ходит прямыми путями. К тем, кто воспитан в праведной вере и благочестии. Она говорит: обратитесь ко мне, оставьте предрассудки вашей веры, забудьте все запреты, не лишайте себя радостей свободной жизни, которые я вам предлагаю. А что она предлагает? Ибо, говорит она, воды краденые сладки, и утаенный хлеб сладок. Снова хлеб и вода, и вино — то, что у премудрости Божией. То, что необходимо для человека, что дает ему крепость телесную, и не только телесную. Она предлагает то же самое, но только, говорит она, то, что я вам предлагаю, слаще. Слаще распутство греха, чем законная, Богом благословленная любовь. Слаще и хлеб утаенный, то тайноядение, которое совершается, когда в страхе быть обнаруженным, человек поедает его. Лучше преступное, украденное богатство, чем то, что нажито честным трудом.
Что же отвечает Господь? Господь призывает к рассудительности. Если мы действительно хотим мудрости, если нам недостает ума, обратимся ко Господу, к Церкви Его святой, которая предупреждает, что те, кто ест этот украденный хлеб и пьет эту украденную воду, мертвы. Они мертвы грехом, они живут мертвой жизнью. Они еще кажутся живыми, но они уже мертвы, в них уже нет жизни. Они, говорит премудрый, являются достоянием ада. Весь их путь на земле — схождение во ад, уже здесь на земле они являются достоянием ада.
Оттого что они послушны голосу врага рода человеческого, сатаны, он гонит их целыми стадами во ад. Как может быть разрушен этот ад, угрожающий каждой человеческой душе, всем нам? Кто может спасти нас от соблазна греха, от власти диавола? Только Господь, Спаситель наш, Своим Крестом, Своей смертью за нас, Своим сошествием во ад, славой Своего Воскресения.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма Святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России