В сентябре 2014 года в вузах Москвы появится новый курс «Противодействие коррупции в РФ», учебник для которого подготовлен Национальным комитетом общественного контроля при поддержке Московского психолого-социального университета. Новое учебное пособие одобрено Минобрнауки, пишет Regions.Ru со ссылкой на газету «Известия».
Курс рассчитан на семестр, его будут читать студентам старших курсов направлений «юриспруденция», «государственное и муниципальное управление», «правовое обеспечение национальной безопасности» в МГУ, РАНХиГС, МГЮА им. О.Е. Кутафина, академиях МВД и МЧС.
«Новая дисциплина будет представлять собой 76-часовой теоретический курс, в рамках которого студенты изучат понятие коррупционных правонарушений, их классификацию, передовые методы выявления и механизмы борьбы. Будет уделено особое внимание юридическим тонкостям и последним законодательным нововведениям», — рассказал один из авторов учебника Мансур Юсупов. По его словам, студентам также будут разъяснены пагубные морально-общественные последствия коррупции.
Учебник будут также использовать в системе подготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих. «В нем подробно прописаны меры наказания за различные коррупционные нарушения — было бы неплохо, если бы наш учебник стал настольной книгой для чиновников, — добавляет его соавтор, кандидат исторических наук Алексей Вихрян. — В последующих изданиях мы рассчитываем написать о зарубежном опыте противодействию коррупции и адаптировать для студентов других специальностей».
Учебник уделяет внимание не только юридической, но и психологической и исторической составляющим коррупции. Так, в пособии есть такие параграфы, как «Традиция "кормления" как отправная точка возникновения коррупции в России», «Духовно-нравственные основы коррупции», «Конфликт интересов на государственной службе и меры по его урегулированию» и даже «Антикоррупционное воспитание государственных и муниципальных служащих».
Заместитель председателя Мосгордумы по безопасности Сергей Гончаров считает, что курсы и лекции не помогут бороться с российским менталитетом, в котором коррупция «заложена уже на уровне подсознания». «Коррупция — это наш образ жизни, — считает депутат. — И даже тысяча учебников вряд ли повлияет на такое положение дел. Эффективно бороться с коррупцией можно только при помощи жестких экономических и уголовных санкций». Гончаров отметил, что около 80–90% выпускников специальностей «юриспруденция» или «государственное и муниципальное управление» стремятся стать чиновниками, рассчитывая заработать капитал на взятках и воровстве бюджетных денег.
Предлагаемое новшество заставляет вспомнить зарубежный опыт борьбы с коррупцией. Так, «Аргументы и факты» приводят следующие данные: «за последние 12 лет в Китае по обвинению во взяточничестве расстреляли 13 000 (!) чиновников, включая главу города Сучжоу и заместителя мэра Пекина, вице-спикера парламента, десятки министров и губернаторов. А в прошлом году 160 000 работников госаппарата Китая были арестованы по обвинению в коррупции. Всего же с начала реформ (30 лет назад) в тюрьму загремел… МИЛЛИОН чиновников… Сейчас в КНР человек на любой должности понимает: в случае разоблачения ему не помогут связи и должность, он получит пулю в затылок. Эта мысль, разумеется, не останавливает всех взяточников поголовно. Но главное - их становится меньше, а не больше».
«Согласны ли вы, что «коррупция – это наш образ жизни»? В чем, на ваш взгляд, главные причины ее распространенности в нашей стране, связано ли это с исторической традицией и менталитетом? Будут ли эффективны меры, подобные предложенному курсу, при неочевидности наступления неотвратимости наказания?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Филипп Ильяшенко,
клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, декан исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, отметил: «Что проблема существует, может отрицать либо слепой, либо очень далекий от современных реалий человек. Столь же очевидно, что проблему нужно решать. Она – язва и бич нашей действительности, и так, увы, полной несправедливости всякого рода, в том числе и социальной. А когда на эту несправедливость накладывается еще и коррупция, вполне может произойти вооруженный мятеж, бунт, как это случилось на
Украине».
«Коррупция – это проблема, и если с ней не бороться, всегда найдутся те, кто захочет воспользоваться существующим положением вещей, - считает пастырь. - Поэтому классифицировать коррупцию, выявлять ее, изучать и предавать гласности необходимо. Но дело все-таки не в коррупционных схемах. Здесь, как с допингом: "разоблачили" один препарат, тут же придумали новый, который не состоит пока в допинг-листе. Таким образом, данный курс, при всей его практической полезности, в чем-то и вреден. Можно же не только отучить, но и научить, показав, какие схемы засвечены, а какие вполне могут работать».
«В условиях неблагополучия в этой области данный курс имеет, на мой взгляд, и несколько издевательский характер. Высоко стоящие коррупционеры будут рассказывать нам, как ловить мелких, а потом, для наглядности, время от времени и делать это. Слоны будут ловить мышей и показательно "казнить" их у нас на глазах, чтобы мы понимали: если ты украл десять рублей, то тебя посадят, а если бы ты был ... ну, например, министром обороны и нанес государству урон на миллиарды рублей, тебя можно амнистировать. Как обычный человек к этому отнесется? Конечно, крайне отрицательно. Поэтому сам по себе курс, как мне кажется, беспомощен и бесполезен. Но здесь надо говорить о системе, о том, что коррупция начинается в голове. И бороться с ней надо не рассказами, какая бывает коррупция», - уверен отец Филипп.
«Все эти классификации, скорее полезны для отделов по борьбе с экономическим преступлениями, а для нас важнее было бы потратить эти деньги, которые пойдут на новое учебное пособие, на среднее образование. Если школа не учит человека тому, что такое хорошо, а что плохо, что честно, а что нет, - никакими курсами потом этого не исправить», - заключил священник.
Протоиерей Андрей Спиридонов,
клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, сказал: «Причины коррупции в том, что мы с началом 90-х годов оказались побежденной страной. А если рушится империя, то дальше только резня или коррупция. Нам повезло, мы избежали масштабной резни, но получили коррупцию. Образовательные меры – это хорошо, но нужна жесткая воля, чтобы было понятно: в таких масштабах надо уже перестать воровать, это не просто стыдно, а приведет к гибели страны, к ее разбазариванию, разочарованию народа во власти. У
Путина сейчас рейтинг высокий благодаря Крыму и Олимпиаде, пора бы на этой волне и с коррупцией начать бороться».
«Ведь масштабы воровства просто ужасают. Вот Сердюков амнистирован: это сигнал "коллегам", - мол, ребята воруйте спокойно и ничего вам не будет. А народу какой сигнал дали? Что бесполезно ожидать перемен? Не обязательно расстреливать, как в Китае, надо давать реальные сроки, и не по 2-3 года, а лет по 10-20 в зависимости от нанесенного ущерба. Причем каждое дело надо публиковать в СМИ, тогда это будет как-то действовать и «прижмет хвост» этому ворью», - полагает отец Андрей.
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, считает, что связывать российский образ жизни, да и вообще менталитет русского человека с коррупцией неправильно. «Коррупция – социальная болезнь, она присуща тем государствам, где развита бюрократия, где низкий контроль народа над теми, кто ими управляет. С коррупцией, безусловно, нужно бороться, но главный способ борьбы – воспитание собственной совести, жизнь по заповедям Божьим, желание послужить Христу. Ужесточение законодательства, конечно, в какой-то степени помогает, но одним этим вопрос не решить, - убежден отец Димитрий. - Только когда людям совестно будет брать взятки и они начнут осознавать, что нарушают заповеди Божьи, можно рассчитывать на перемены в сознании людей, которые берут и дают взятки».
«Курс "Противодействие коррупции в РФ", скорее, рассчитан на людей, которые наделены властью. Вот им да, взятку дать могут. А студенты, конечно, прослушают этот курс, но, как мне кажется, он не окажет на них такого влияния, как окружающая обстановка. Помимо духовно-нравственного воспитания, необходимо также развитие местного самоуправления, контроля над чиновниками – того, о чем говорил Александр Исаевич Солженицын. Когда народ будет понимать, что именно он управляет страной – хотя бы на уровне своего региона, - тогда и чиновники совершенно по-другому, ответственнее, будут относиться к нам, налогоплательщикам», - заключил пастырь.
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, сказал: «Получается, этот курс может не только научить, как распознавать коррупцию, но и как избежать за нее ответственности? Священники никогда не рассказывают человеку о грехах, чтобы не научить его этим грехам. Поэтому, если будут указаны все схемы распознавания, выявления и борьбы, данный курс может превратиться в пособие по уходу от ответственности - это самое первое мое о нем впечатление».
«С другой стороны, - продолжил он, - если люди будут знать, что за взяточничество предусмотрена ответственность, может, кого-то это и остановит. Необязательно применять опыт Китая, можно Израиля, где не расстреливают, но довольно серьезно наказывают за коррупцию, не жалея никого. А по соседству, в Палестинской автономии, уровень коррупции высочайший. Мне кажется, там, куда идут "дармовые" деньги – материальная помощь и прочее, растет и уровень коррупции».
«Совершенно другая картина в странах, где понятно, что каждая копейка – это средства налогоплательщиков. Там ответственность выше. Мне нравится подход к этому в Германии. Приведу пример. Счетная палата обнаружила, что в какую-то из госзакупок была включена пачка корма для кошки одного из чиновников, и он ее стоимость не возместил. В результате нажил неприятности. Или другой пример. Канцлер Германии
Ангела Меркель ездила на служебном автомобиле в отпуск. Ее заставили возместить расходы, вычтя расходы, понесенные за два дня, которые она в отпуске посвятила служебным поездкам. Ну а что касается утверждения о связи коррупции с нашим менталитетом – я глубоко убежден, это не так. И со временем, как мне кажется, ситуация должна нормализоваться», - выразил надежду отец Петр.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, считает, что появление такого образовательного курса ничего не даст. «Обобщить опыт международной борьбы, рассказать, как в Китае борются и как у нас - это просто синтез уже имеющихся юридических знаний. Я не знаю можно ли отнести эту бессовестную тему к особенностям менталитета, - скорее к устройству общества, - полагает он. - Потому что брать взятки не свойственно личности. Вот брать подарки – да, отблагодарить хорошего доктора букетом цветов или коробкой конфет - это как сказать "спасибо"».
«Зачастую человек, который претендует на ту или иную должность, рассматривает ее сразу с комплексом коррупционных возможностей, которые должность ему предоставляет. Он думает, что сможет купить себе хорошую машину, построить особняк, позволить отдых на лучших курортах мира и т.п. Его зарплата всего не позволит, только получение взяток дает такую возможность. Бывает и наоборот: я знаю ситуацию, когда честный, православный христианин с глубокой христианской совестью получал очень высокое назначение с низкой зарплатой. Его коллеги купаются в роскоши, а его семья живет от зарплаты до зарплаты. То есть честный человек, занимая высокое общественное положение, оказывается на невысокой имущественной позиции. Это же абсурд! И таких бессребреников очень мало», - с сожалением констатировал отец Георгий.
«Остальные, кто живет не на одну зарплату, чьи особняки стоят в лучших районах города, живут так и не боятся: есть такое социально-политическое кумовство, когда человек воспринимает себя частью некой политической команды, в рамках которой друг другу покровительствуют. Это называется словом "фашизм", потому что "фашио" – в переводе с итальянского означает "связка, кулак". И этот кулак держит в руках власть, и как следствие - получает из этого финансовые и социальные выгоды. Система может быть разрушена единственным человеком, и я верю, что его внутренних сил и амбиций хватит – это наш президент. Другое дело, что ему легче опираться на готовую структуру, будь то партия "Единая Россия" или "Народный фронт". Многие готовы помогать ему вроде бы бескорыстно, но понимают, что от этой помощи получат прибыль. В результате коррупция и власть в глазах людей как сиамские близнецы. Но я сторонник твердой власти, чтобы она была на страже порядка закона и интересов всех людей», - заключил священник.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, убежден, что попытка словесного противодействия этой образовательной инициативе – тоже элемент коррупционный. «Люди, которые говорят о ненужности такого образовательного курса, отрабатывают зарубежный заказ, направленный на разрушение нашего строя. Понятно, что любая мера, которая увеличивает внимание публики к преступлениям такого рода, будет полезна, добавит активизации внимания людей к проблеме», - уверен он.
«Замечание о том, что 80% выпускников-юристов и управленцев хотят получать взятки – это эффективнейший способ промывки мозгов. Еще Геббельс говорил, что ложь должна быть чудовищной и постоянной, чтобы в нее поверили. Причин коррупции очень много, и не одна наша страна этим заражена. Тут и нравственные проблемы, и исторические корни – много факторов. Но противодействие необходимо, и оно на самом деле приносит результаты. Это довольно трудная работа, как прополка грядки – вырвал верхушку, а корневища сидят и дают новые сорняки. Надо безжалостно выдирать все до корней», - призвал отец Макарий.