Этот день, Торжество Православия, связан с воспоминанием о сокрушении ереси иконоборчества, когда благочестивая Царица Феодора вместе с верными Православию епископами защитила истину иконопочитания. Этот догмат является как бы печатью всех догматов, он свидетельствует о тайне Воплощения Божия, о том, что Бог стал видимым человекам, и может быть изображаем. Этим изображениям мы не можем не поклоняться, мы молимся перед ними, целуем их и получаем от них освящение и исцеление. Бог стал человеком, и человек верностью истине может приобщиться Божественной жизни, и стать вовеки живым. Потому святая Церковь анафематствует сегодня не только ересь иконоборчества, а все лжеучения, каждое из которых — духовная смерть. Где нет истинной веры, там нет спасения. И все, кто принял Божественное помазание во святом крещении, — не только священники и епископы, — призваны различать малейшее уклонение от путей жизни.
Как же так получилось, что христиане — выдающиеся умы, богословы — восстали против иконопочитания? Мы помним ответ на это святителя Игнатия (Брянчанинова), что еретики могли быть иногда людьми гениальными, но они были людьми страстными, в аскетическом смысле этого слова, то есть исполненными гордыни, в которой заключены все грехи, вместе взятые. Они хотели утвердить свой ум, свое восприятие иконы — чувственное, а не духовное. И доходили до кощунства и богохульства. Они называли поклонение иконам идолопоклонством. У них не было зрения отличить присутствие Божие в иконах от бесовского — в идолах. Вот какой была их богословская образованность, их благочестие! Они скоро в полной мере это и показали. Как только им представилась возможность, огнем и мечом они начали гнать православных, защищающих иконы. Иконы сжигались, а те, кто поклонялся иконам, предавались смерти и ссылкам. Здесь напоминание нам, что верность истине всегда дорого стоит.
Святая Церковь совершает этот праздник после первой недели Великого поста, чтобы мы помнили, что только молитвой, покаянием, очищением ума и сердца мы приближаемся к Богу, и только тогда Бог открывает нам Свои тайны.
В Евангелии праздника сказано, что один из будущих апостолов Филипп был призван непосредственно Самим Христом ― не так, как Андрей, которого направил ко Христу Иоанн, или как Петр, приглашенный своим братом. У Бога разные пути приведения избранных Своих к Себе. Иисус находит Филиппа. Христос искал нас и нашел нас, прежде чем мы могли заинтересоваться Им. Имя Филипп ― греческого происхождения, употребительное среди язычников, но Христос не меняет его имени. Он был призван на следующий день после призвания первых апостолов. Когда речь идет о деле Божием, мы не должны терять ни одного дня. Господь решил отправиться в Галилею. Христос найдет всех, кто дан Ему. Филипп стал учеником силой Христа, Который, проходя мимо него, сказал: «Следуй за Мной». В Евангелии сказано, что Филипп был родом из Вифсаиды, как Андрей и Петр. У Вифсаиды была дурная слава (Мф. 11: 21). Но и там был остаток, согласно избранию благодати. И сегодня Отечество наше, утратив былое величие, стало посмешищем в глазах многих. Но у Господа везде есть Свои люди.
Нафанаил был приведен ко Христу Филиппом. Хотя Филипп сам только что узнал Христа, он торопится найти своего друга. Филипп говорит: «Мы нашли Того, о Ком писали Моисей и пророки». Какую радость пережил Филипп от встречи со Христом: «Мы нашли Того, Кого так долго желали увидеть»! Наконец-то Он пришел, Он пришел, и мы нашли Его! Какое преимущество для него было в том, что он хорошо знал Писание Ветхого Завета, которое уготовляло его ум для принятия евангельского света. Не для того ли в течение всего Великого поста Церковь предлагает нам так обильно чтение Ветхого Завета? Филипп по наивности своей говорил: «Мы нашли Его». На самом деле Христос нашел их прежде, чем они нашли Христа. Они не познали Его, как говорит апостол Павел, но были познаны Им.
И мы слышим возражение Нафанаила: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Его осторожность непредосудительна. Святые отцы говорят, что мы должны всегда проявлять осторожность в рассмотрении истины. Наше правило: все испытывай. Его возражение проистекало из неведения. Он говорил, что Мессия не должен быть из Назарета, и был прав, но он не знал, что Христос родился в Вифлееме. Поэтому слова Филиппа: «Иисус из Назарета» вызвали это возражение. И вот краткий ответ Филиппа: «Иди и посмотри». Наших знаний может быть достаточно для нас самих, но их может оказать недостаточно, чтобы заставить замолчать наших искусных противников. Мудрость и ревность по истине заключается в том, чтобы когда мы не находим как ответить вопрошающим нас, мы направляли их к тому, кто может. «Иди и посмотри». Идем вместе, я пойду с тобой. Сколь многие оказываются вне истинной веры из-за нелепых предрассудков, которые они составили о Православии (на основании случайных обстоятельств, вовсе не раскрывающих суть его).
Что же произошло в этой встрече Нафанаила с Господом Иисусом Христом? Нафанаил не напрасно пришел, и увидел. Вернее, Христос увидел его идущим к Нему, и сказал стоящим рядом: «Вот истинный израильтянин». Господь похвалил его, потому что знал, что он ― смиренный человек. Нафанаил возражает Христу, но Господь видит его сердце. «Вот истинный израильтянин», «ибо не все Израиль, кто от Израиля». Но здесь ― истинный израильтянин. Истинный последователь доброго примера богоизбранного народа. Это был истинный сын праведного Иакова, тот, кто истинно исповедал веру Израиля, тот, чье исповедание веры было согласно с его жизнью. Он иудей внутренне, потому он ― христианин. Он тот, в ком нет никакой фальши, нет ничего лживого по отношению к людям, тот, кому можно доверять. И нет ничего лживого по отношению к Богу, искренний в покаянии в своих грехах. Истинный израильтянин ― православный христианин ― чудо Божественной благодати.
Нафанаил с удивлением слушает Христа. «Откуда Ты меня знаешь?» Он искренне поражен, он не попался на похвалу. Знает ли нас Христос? Стремимся ли мы знать Его? И Христос показывает ему Себя: «Прежде чем Филипп позвал тебя, Я видел тебя». Христос дает ему понять, что раньше знал его, и тем самым являет Свое Божество. Прежде чем Филипп позвал его, Он видел его под смоковницей. Христос знает нас ― прежде чем у нас будет какое-либо знание о Нем. Взор Господа был на Нафанаиле, когда тот был под смоковницей. Это было то, что никто, кроме Нафанаила, не мог знать. Очевидно, Нафанаил молился, стоя под смоковницей, размышляя о тайне грядущего Мессии, и сердца его коснулась небесная благодать. Так он обрел истинную веру в Иисуса Христа. «Равви, Ты ― Сын Божий, Ты ― Царь Израилев».
Мы видим, как твердо, всем сердцем исповедует он эту веру. Он исповедует пророческое служение Господа, называя Его Учителем. И он исповедует Его Божественное служение и Божественную Его природу, называя Его Сыном Божиим. Если Он Сын Божий ― Он Царь Израиля Божия, всех людей, призванных ко спасению.
В ответ Христос тотчас открывает большее Нафанаилу: «Ты веруешь, потому что Я сказал, что видел тебя под смоковницей». Сердце Нафанаила было заранее приготовлено к восприятию истины, и Господь обещает ему бóльшую благодать в утверждении в истинной вере. «Больше этого увидишь», ― говорит Христос. Бóльшие чудеса и чудо Воскресения. Кто хранит истинную веру, тому будут даны бóльшие удостоверения в ней. И каких бы откровений ни сподоблялись мы здесь на земле, у Господа всегда еще есть бóльшее для нашего просвещения и утешения.
И Господь обращается ко всем, познавшим истинную веру: «Отныне будете видеть небо отверстым». «Истинно говорю вам», ― возвещает Христос, придавая исключительный вес Своим словам, в полноте утверждая то, что несомненно истинно. Это торжественное возвещение Откровения Божия. Нафанаил исповедал Его Сыном Божиим и Царем Израилевым. Христос же Сам называет Себя Сыном Человеческим, являя Свое смирение и показуя Свое совершенное приобщение нашей судьбе. Господь говорит: «Отныне будете видеть небо отверстым, и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Это исполнилось в многоразличном служении ангелов нашему Господу ― до Креста Его и Воскресения. До Его Вознесения, когда Он завершил Свое спасительное служение роду человеческому, и небо открылось, чтобы принять Его, и ангелы Божии восходили и нисходили к Нему. Это дано было видеть апостолам. Это дано зреть всей апостольской Церкви. Это торжество мы празднуем, восходя к Пасхе. Всякий дар совершенный нисходит свыше. Христос ― начало и конец, камень основания и краеугольный камень. Как говорит апостол Павел: «Все Им стоит» (Кол. 1: 17). И Церковь Божия, по слову преподобного Силуана Афонского, крепка святою мыслью и терпением. Вот ответ о значении чистоты нашего исповедания ― Христос. Потому не будем никогда ничего просить у Бога, кроме Бога. И избавления от всего, что мешает быть с Богом. От всякого ложного мудрования о вере и от всякого греха. Все остальное приложится.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма Святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России
1. Спаси,Бог!