В следующий понедельник,10 марта (25 февраля по юлианскому календарю), исполняется 200 лет со дня рождения поэта и художника, символа украинства Тараса Шевченко.
В связи с этой годовщиной 9 марта в Санкт-Петербурге пройдут торжественные мероприятия.
Напомним, что в конце 2013 года по итогам шестого заседания Российско-украинской межгосударственной комиссии президенты России и Украины Владимир Путин и Виктор Янукович договорились совместно отметить юбилей Тараса Шевченко. Однако в связи с разразившемся на Украине политическим кризисом, в ходе которого В.Янукович фактически лишился президентской власти, намеченные торжества оказались под угрозой срыва.
В традиции русской консервативной мысли принято негативно оценивать творчество Тараса Шевченко.
Выдающийся русский общественный деятель, замечательный историк и стойкий православный христианин, профессор Андрей Сергеевич Вязигин в статье «Особое мнение о чествовании Т.Г.Шевченко», написанной в 1914 году к столетнему юбилею украинского поэта, в частности отмечал, что «Т.Г.Шевченко в целом ряде своих произведений подрывает главные устои христианства и совершенно расходится с евангельским благовествованием, причем самые кощунственные и богохульные произведения написаны им не до ссылки, а именно после возвращения из нее, что совершенно разрушает построение проф. Н.Ф.Сумцова. "Раскаяние" и "умиротворение" Шевченко существовали на показ в его "Дневнике", а в действительности Высочайше помилованный в 1857 году Шевченко, будучи уже в Нижнем Новгороде, пишет в том же году полное злобы, глумления над Царем и богохульства стихотворение "Юродивий"».
Современный православный публицист, предприниматель Василий Васильевич Бидолах пишет: «Поэзия Шевченко была настолько глубока и сильна в романтическом безбожии, что она заставила мужика выйти из подчинения светским и церковным властям, подвигла его к борьбе с Богом. В этом основная "заслуга" Шевченко. До него народники и социалисты не могли продвинуть свой нигилизм и свое безбожие в мужицкую толщу, потому что мужики их сразу отлавливали и сдавали в полицейский участок. До Шевченко никто не мог поднять крестьянскую народную толщу на борьбу с законной властью. С помощью же Шевченко удалось посеять безверие и нигилизм в крестьянской толще».
В статье «Черные метки Тараса Шевченко» В.Бидолах отмечает, что «талантливый малороссийский поэт Шевченко просто был выбран большевиками в качестве основного знака украинства для пущей убедительности. Выбран, разумеется, неслучайно, а прежде всего за свои богохульные вирши, близкие по духу новой большевистской власти».
О значении творческого наследия Тараса Шевченко в свете 200-летней годовщины со дня его рождения рассуждает в интервью «Русской народной линии» кандидат филологических наук, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского университета, диакон Владимир Василик:
«200-летие Тараса Григорьевича Шевченко намеревались отмечать в Петербурге с большой помпой. Говорили о приезде Владимира Путина и Виктора Януковича и торжествах в честь Кобзаря. Этому уже не бывать. Во-первых, Виктор Янукович уже президент только де-юре, т.е. реальной власти у него нет. Во-вторых, празднование омрачит то, что вчера в час ночи в Академии художеств произошел пожар. По Промыслу Божиему уцелел храм и основная экспозиция. В числе самых больших потерь - музей Тараса Шевченко. Если задуматься, то так ли уж велика эта потеря?!
Кем являлся Тарас Шевченко для России, Малороссии и наших отношений? Надо с сожалением отметить, что Тарас Шевченко проявил глубокую неблагодарность к России, русскому народу, монархии, которая дала ему возможность получить образование, защищала и оберегала его. Он участвовал в заговоре с посягательством на основы самодержавия для расчленения российской Империи, потом был отправлен в солдаты в Оренбургскую губернию более чем заслуженно. Если квалифицировать его творчество, то сегодня оно совершенно попадало бы под действие 282 статьи УК РФ "Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды".
В своих стихах Шевченко создавал негативный образ русских людей. Так в поэме "Катерина" он описывает гнусного русского офицера, который соблазнил украинскую девушку. В реальности же было так: Тарас Шевченко в свою бытность в Петербурге соблазнил жену своего друга, который ему благодетельствовал, а потом бросил её подлейшим образом. Как говорится, свалил всё с больной головы на здоровую. В своих стихах он призывал к мести и крови - "и лихою вражьей кровью волю окропите". Более того, Шевченко проповедовал безбожие. "А пока что я не знаю Бога", - писал он, призывая к революции. Шевченко проявлял себя как агрессивный безбожник, который наплевал на родительскую веру - "Благо, мать, Что ты легла заране спать: Не раз бы прокляла ты Бога. За мой удел". Его творчество исполнено ненависти и богохульства. Шевченко как идеолог украинства ответственен и за резню времен Гражданской войны, и за бесчинства ОУНовцев. Как идеолог он ответственен за убийство 600 тысяч поляков, 800 тысяч евреев и сотен тысяч русских. Потому что именно его как знамя вознесли самостийники.
Поэтому праздновать абсолютно нечего. И Промысл Божий в том, что музей Шевченко в Петербурге сгорел как раз к его юбилею. Вряд ли кто-то будет с помпой нынче отмечать эту дату, не до этого. А со временем придет ко всем и прозрение в отношении Кобзаря. Перед тем как начинает литься кровь, всегда льются ядовитые чернила. Будем надеяться, что Владимир Путин и Виктор Янукович эту истину уразумели».
1. Re: «Его творчество исполнено ненависти и богохульства»