Христос постился не потому, что Он нуждался в посте. Точно так же, как Он принял Крещение не потому, что в этом нуждался. Между прочим, совсем неслучайно по кругу богослужения подготовка к Великому посту начинается сразу же после праздника Крещения Господня. Христос как Бог не нуждался ни в Крещении, ни в посте, ни в том, чтобы вести войну с диаволом. Он сделал это ради нас, ради всего рода человеческого. И приняв после Крещения - по Своему человеческому естеству - полноту даров Духа Святого, Он вступает в Великий пост.
Точно так же и Церковь - все, кто в Церкви, - прежде соединяется с Господом во святом крещении, получает от Него Божественное помазание, становится Девой чистой, непорочной, которая хранит себя неоскверненной от мира. А эта скверность заключается как раз в том тройном союзе, который сатана имеет с нашей похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской. И эту тройную связь Господь сокрушил во время поста - сокрушил диавола, чтобы даровать нам Свою победу. И поэтому пост, совершаемый Спасителем сразу же после Крещения, является существенным этапом всей Его жизни, всех Его спасительных действий, направленных к нам. И он не может быть никем никогда отменен или умален - если мы на самом деле хотим достигнуть полноты возраста Христова, тех даров, которые Он принес нам. И этот пост был также главным этапом на пути Его ко Кресту. Господь после Крещения был в такой мере исполнен даров Духа Святого, что, постясь, Он явил полное воздержание от всякой пищи и от всякого питья, полное уединение и непрестанную совершенную молитву. И этим постом Он подготовил Свою человеческую плоть к восхождению на Крест. Это значит, что мы с вами не сможем нести наш крест, не сможем преодолеть искушение диавола, не сможем устоять в страшных соблазнах окружающего нас растленного мира, если не приобщимся благодати поста, который Христос претерпел на горе искушения. И это значит, что мы упадем под тяжестью нашего креста, если благодать Духа Святого не даст нам силы совершать этот пост вместе со всей Церковью.
Мы завершим первую седмицу Поста празднованием Торжества Православия - этой единственной веры, которая хранит в полноте и чистоте то, что заповедано Господом. Мы знаем, что у католиков пост сведен к самому предельному минимуму: обязательно поститься только два раза в году: в Пепельную среду в начале Поста и в Великую Пятницу. Упраздняется та тайна спасения, которую Господь совершил для всего человечества, даровал для всей Церкви. Не для Себя же Господь постился, не для Себя Он крестился, и не для Себя был распят. Это единая нераздельная тайна. И во всех действиях Христа заключена сила Божественной жизни, которой мы приобщаемся, когда следуем за Господом, как Он говорит каждому христианину: «Следуй за Мной».
Но эта сила сообщается нам в той мере, в какой мы исполняем в своей жизни то, что Христос заповедал. Когда Господь говорит, что Он пришел для того, чтобы освободить нас от мира, от диавола, и от нас самих, то мы понимаем, что это невозможно, если Он Сам не будет пребывать лично в каждом из нас. И когда Он спрашивает, как на Тайной Вечери, всех избравших этот путь: «Веруете ли в Меня?», Он не ждет, что мы просто ответим Ему: «Да», Он хочет с нами такого общения, которое готовы разделить с Ним всю Его жизнь и в славе, и в страдании.
Только делами своими мы можем показать истинность нашей веры, и только делами мы можем показать истинность своего поста. О чем здесь идет речь? О том, чтобы пост всегда был уравновешен нашей молитвой. «Бдите и молитесь, - к посту обращены эти слова, - да не внидите в напасть», потому что диавол принимает наш вызов. И он готов, если за нами не стоит Христос, не только в посте, но и в молитве нашей, нанести нам сокрушительное поражение.
И, во-вторых, наш пост не должен быть исполнен того, чем он часто бывает исполнен, когда люди начинают поститься несоразмерно с духовной жизнью. Где-то услышали по радио благословение, чтобы первые дни ничего не есть. Преподобный Исаак Сирин говорит, что неумеренный пост вреднее не соблюдения поста. Преподобная Синклитикия говорит, что пост, который неуравновешен нашим внутренним содержанием, нашей духовной жизнью, приведет нас к более разрушительным последствиям, чем даст нам какую-то пользу.
Такой пост опасен тем, что у нас может быть тщеславие, у нас может быть лицемерие, у нас может быть при самом строгом соблюдении поста равнодушие к погибающим людям, к растлению, к страданию миллионов людей. Этот строгий пост может сочетаться с любыми компромиссами со злом, со всяким отступничеством. То есть все может сводиться к тому, что пост явится на самом деле утверждением самих себя, даже с участием во всех богослужениях, со слушанием всех канонов. Святая Церковь предупреждает нас о тайне поста. Чем меньше я услаждаюсь самим собой, чем меньше я занят самим собой, тем более строгий я держу пост. Это центр поста. И это мы должны всегда иметь в виду во всех наших действиях.
Предупреждая нескончаемые вопросы тех, кто не достаточно здоров, и совесть его смущена, оттого что он не соблюдает пост, как заповедует Церковь, заметим - он соблюдает пост, если помнит и хранит то, что является сутью этого поста. А болезнь - как телесная скорбь, по слову великих отцов пустынников, есть больше всякого другого телесного поста, если принимается нами с терпением и благодарением.
Но самое главное мы должны помнить о Великом посте, что в нем должен участвовать весь человек, вся его личность. И телесный пост обязателен, потому что личность человека - и тело тоже. В нем мы приносим часть себя Господу. А Господь говорит, чтобы мы стремились не к части, а к полному погублению себя, к полной отдаче самих себя. И мы не можем заменить эту полную отдачу самих себя никакой жертвой, никаким постом, никакими богатыми пожертвованиями на храм, никакими добрыми делами. Ничем на свете не можем заменить приношение себя, своей души, потому что она дороже всего мира.
Если мы пытаемся это сделать, совершить эту подмену, вместо самих себя, вместо своей жизни принести что-то другое, то не видать нам Христа. Мы постоянно читаем Ветхий Завет, и во всех молитвах наших напоминание о нем. Вспомним об Аврааме, который принес сына своего Исаака в жертву. Своего любимого сына, который был сыном молитвы, который был надеждой всей его жизни. По слову Господню он принес его. Это было дороже, чем принести самого себя. И когда он это совершил, ему был показан Агнец Божий, ему было открыто, что Христос заступает место этой жертвы, которую человек готов принести Богу, когда он приносит самого себя.
Мы не увидим Христа, мы не увидим Креста Христова и не сможем поклониться ему, если не будем соблюдать поста. Этот путь будет мечтательным. Но наш пост должен быть именно таким, каким Христос совершил его нашего ради спасения, отдавая всего Себя нам, готовясь к этой отдаче на Кресте и в Пасхе Своей.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма Святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России