Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского

Слово протоиерея Александра Шаргунова во вторник Великого канона

Пастырская проповедь  Великий пост 
0
225
Время на чтение 5 минут
Мы вступили в Великий пост. И этот Пост заповедан нам Самим Господом, Который первый совершил святую Четыредесятницу и Который вступил в первое сражение с диаволом в эту святую Четыредесятницу. И в конце ее заградил уста диавола и дал нам заповедь о том, как мы должны бороться с ним. Сей род ничем же изгоняется, только постом и молитвой. Когда мы вступаем в пост с молитвой, диавол отступает, но до времени. Он отступает до времени, и он очень внимательно смотрит, какой внезапно удар он может нанести по нам, чтобы взять реванш.

Христос постился не потому, что Он нуждался в посте. Точно так же, как Он принял Крещение не потому, что в этом нуждался. Между прочим, совсем неслучайно по кругу богослужения подготовка к Великому посту начинается сразу же после праздника Крещения Господня. Христос как Бог не нуждался ни в Крещении, ни в посте, ни в том, чтобы вести войну с диаволом. Он сделал это ради нас, ради всего рода человеческого. И приняв после Крещения - по Своему человеческому естеству - полноту даров Духа Святого, Он вступает в Великий пост.

Точно так же и Церковь - все, кто в Церкви, - прежде соединяется с Господом во святом крещении, получает от Него Божественное помазание, становится Девой чистой, непорочной, которая хранит себя неоскверненной от мира. А эта скверность заключается как раз в том тройном союзе, который сатана имеет с нашей похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской. И эту тройную связь Господь сокрушил во время поста - сокрушил диавола, чтобы даровать нам Свою победу. И поэтому пост, совершаемый Спасителем сразу же после Крещения, является существенным этапом всей Его жизни, всех Его спасительных действий, направленных к нам. И он не может быть никем никогда отменен или умален - если мы на самом деле хотим достигнуть полноты возраста Христова, тех даров, которые Он принес нам. И этот пост был также главным этапом на пути Его ко Кресту. Господь после Крещения был в такой мере исполнен даров Духа Святого, что, постясь, Он явил полное воздержание от всякой пищи и от всякого питья, полное уединение и непрестанную совершенную молитву. И этим постом Он подготовил Свою человеческую плоть к восхождению на Крест. Это значит, что мы с вами не сможем нести наш крест, не сможем преодолеть искушение диавола, не сможем устоять в страшных соблазнах окружающего нас растленного мира, если не приобщимся благодати поста, который Христос претерпел на горе искушения. И это значит, что мы упадем под тяжестью нашего креста, если благодать Духа Святого не даст нам силы совершать этот пост вместе со всей Церковью.

Мы завершим первую седмицу Поста празднованием Торжества Православия - этой единственной веры, которая хранит в полноте и чистоте то, что заповедано Господом. Мы знаем, что у католиков пост сведен к самому предельному минимуму: обязательно поститься только два раза в году: в Пепельную среду в начале Поста и в Великую Пятницу. Упраздняется та тайна спасения, которую Господь совершил для всего человечества, даровал для всей Церкви. Не для Себя же Господь постился, не для Себя Он крестился, и не для Себя был распят. Это единая нераздельная тайна. И во всех действиях Христа заключена сила Божественной жизни, которой мы приобщаемся, когда следуем за Господом, как Он говорит каждому христианину: «Следуй за Мной».

Но эта сила сообщается нам в той мере, в какой мы исполняем в своей жизни то, что Христос заповедал. Когда Господь говорит, что Он пришел для того, чтобы освободить нас от мира, от диавола, и от нас самих, то мы понимаем, что это невозможно, если Он Сам не будет пребывать лично в каждом из нас. И когда Он спрашивает, как на Тайной Вечери, всех избравших этот путь: «Веруете ли в Меня?», Он не ждет, что мы просто ответим Ему: «Да», Он хочет с нами такого общения, которое готовы разделить с Ним всю Его жизнь и в славе, и в страдании.

Только делами своими мы можем показать истинность нашей веры, и только делами мы можем показать истинность своего поста. О чем здесь идет речь? О том, чтобы пост всегда был уравновешен нашей молитвой. «Бдите и молитесь, - к посту обращены эти слова, - да не внидите в напасть», потому что диавол принимает наш вызов. И он готов, если за нами не стоит Христос, не только в посте, но и в молитве нашей, нанести нам сокрушительное поражение.

И, во-вторых, наш пост не должен быть исполнен того, чем он часто бывает исполнен, когда люди начинают поститься несоразмерно с духовной жизнью. Где-то услышали по радио благословение, чтобы первые дни ничего не есть. Преподобный Исаак Сирин говорит, что неумеренный пост вреднее не соблюдения поста. Преподобная Синклитикия говорит, что пост, который неуравновешен нашим внутренним содержанием, нашей духовной жизнью, приведет нас к более разрушительным последствиям, чем даст нам какую-то пользу.

Такой пост опасен тем, что у нас может быть тщеславие, у нас может быть лицемерие, у нас может быть при самом строгом соблюдении поста равнодушие к погибающим людям, к растлению, к страданию миллионов людей. Этот строгий пост может сочетаться с любыми компромиссами со злом, со всяким отступничеством. То есть все может сводиться к тому, что пост явится на самом деле утверждением самих себя, даже с участием во всех богослужениях, со слушанием всех канонов. Святая Церковь предупреждает нас о тайне поста. Чем меньше я услаждаюсь самим собой, чем меньше я занят самим собой, тем более строгий я держу пост. Это центр поста. И это мы должны всегда иметь в виду во всех наших действиях.

Предупреждая нескончаемые вопросы тех, кто не достаточно здоров, и совесть его смущена, оттого что он не соблюдает пост, как заповедует Церковь, заметим - он соблюдает пост, если помнит и хранит то, что является сутью этого поста. А болезнь - как телесная скорбь, по слову великих отцов пустынников, есть больше всякого другого телесного поста, если принимается нами с терпением и благодарением.

Но самое главное мы должны помнить о Великом посте, что в нем должен участвовать весь человек, вся его личность. И телесный пост обязателен, потому что личность человека - и тело тоже. В нем мы приносим часть себя Господу. А Господь говорит, чтобы мы стремились не к части, а к полному погублению себя, к полной отдаче самих себя. И мы не можем заменить эту полную отдачу самих себя никакой жертвой, никаким постом, никакими богатыми пожертвованиями на храм, никакими добрыми делами. Ничем на свете не можем заменить приношение себя, своей души, потому что она дороже всего мира.

Если мы пытаемся это сделать, совершить эту подмену, вместо самих себя, вместо своей жизни принести что-то другое, то не видать нам Христа. Мы постоянно читаем Ветхий Завет, и во всех молитвах наших напоминание о нем. Вспомним об Аврааме, который принес сына своего Исаака в жертву. Своего любимого сына, который был сыном молитвы, который был надеждой всей его жизни. По слову Господню он принес его. Это было дороже, чем принести самого себя. И когда он это совершил, ему был показан Агнец Божий, ему было открыто, что Христос заступает место этой жертвы, которую человек готов принести Богу, когда он приносит самого себя.

Мы не увидим Христа, мы не увидим Креста Христова и не сможем поклониться ему, если не будем соблюдать поста. Этот путь будет мечтательным. Но наш пост должен быть именно таким, каким Христос совершил его нашего ради спасения, отдавая всего Себя нам, готовясь к этой отдаче на Кресте и в Пасхе Своей.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма Святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Тайна скорого услышания
22 ноября — празднование иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.2024
Дом, который оставляет Христос, становится пуст
Евангелие пятницы (Лк, 73 зач., 13, 31—35)
22.11.2024
Знамение нашего спасения
20 ноября — празднование иконы Божией Матери «Взыграние Младенца»
21.11.2024
Силоамские башни не перестают падать
Евангелие четверга (Лк, 70 зач., 13, 1—9)
21.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Законодательством, полицией, налоговой инспекцией мир не исцелим»
Человек не должен лениться, но нельзя трудиться постоянно без отдыха и молитвы
23.11.2024
С нами больше, чем с ними
21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
20.11.2024
«Почему Шнеур Залман не призывал молиться за победу французского оружия?»
У Наполеона была идея создания еврейского государства в Эрец Израэль на сто пятьдесят лет раньше, чем это совершилось
20.11.2024
Меч рассекающий
Евангелие среды (Лк, 69 зач., 12, 48—59)
20.11.2024
Все статьи темы
Великий пост
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06