В СМИ прошла информация о том, что между МВФ и Украиной должны начаться переговоры о предоставлении последней нового кредита Фонда. Украина, которой необходимо выплатить международным кредиторам в этом году 6 млрд. долларов, попросила МВФ о финансовой помощи в размере не менее 15 млрд. долларов. Украинский министр финансов Александр Шлапак заявил, что Украина может получить помощь от Фонда в апреле с.г.
История взаимоотношений Международного валютного фонда и Украины. Думаю, что подобного рода заявления выдают желаемое за действительное. Во-первых, никаких переговоров пока не начинается. Речь идет лишь о группе экспертов МВФ, которая должна прибыть в Киев в первых числах марта для изучения финансового положения страны на месте. Во-вторых, ни о каких конкретных сроках предоставления займа говорить нельзя.
На Украине перебывало несчетное количество таких групп и экспертов и далеко не все их визиты оканчивались подписаниями документов о предоставлении кредитов. Так, 28 июля 2010 Совет директоров МВФ принял решение о начале новой программы сотрудничества для Украины, в рамках которой Украине в течение 2010-2013 гг. планировалось предоставить кредит в размере 15,15 млрд. долл. Бесконечные визиты экспертов, консультации, переговоры так и не увенчались подписанием кредитного соглашения.
Украина стала членом МВФ в 1992 г. в соответствии с Законом Украины «О вступлении Украины в Международный валютный фонд. Международного банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, Международной ассоциации развития и Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций», который был принят 3 июня 1992 года. В настоящее время квота Украины в Фонде составляет 1,37 млрд. СДР (Special Drawing Rights - «Специальные права заимствования» - специальная безналичная денежная единица, выпускаемая Международным валютным фондом). С 1994 г. сотрудничество Украины с МВФ было активизировано по таким программам, как: STF, Stand-by и «Механизм расширенного финансирования» (EFF), средства по ним в основном направляются на финансирование дефицитов платежного и торгового балансов страны. Важным направлением использования кредитов и займов МВФ стало также формирование валютных резервов. В частности, за счет кредитов МВФ Украина провела денежную реформу и ввела конвертируемость гривны по текущим операциям. В табл. 1 мы представляем в виде цифр двадцатилетнюю историю отношений между Фондом и Украиной
Табл. 1. Займы МВФ Украине, погашение и обслуживание займов МВФ (СДР*)
Года |
Перечисление средств займов |
Погашение основного долга |
Выплата процентов |
1994 |
249.325.000 |
0 |
38.868 |
1995 |
787.975.000 |
0 |
27.551.931 |
1996 |
536.000.000 |
0 |
51.289.813 |
1997 |
207.262.000 |
0 |
74.062.799 |
1998 |
281.815.500 |
77.331.250 |
84.795.670 |
1999 |
466.600.000 |
407.031.249 |
80.734.514 |
2000 |
190.070.000 |
643.491.270 |
92.499.478 |
2001 |
290.780.000 |
361.231.584 |
68.164.641 |
2002 |
0 |
140.748.392 |
42.719.449 |
2003 |
0 |
144.516.665 |
31.075.544 |
2004 |
0 |
201.800.002 |
30.057.314 |
2005 |
0 |
202.825.419 |
34.108.497 |
2006 |
0 |
278.974.998 |
35.979.125 |
2007 |
0 |
278.975.000 |
25.278.365 |
2008 |
3.000.000.000 |
215.618.334 |
8.608.160 |
2009 |
4.000.000.000 |
57.283.337 |
87.374.376 |
2010 |
2.250.000.000 |
0 |
157.671.211 |
2011 |
0 |
0 |
230.042.458 |
2012 |
0 |
2.234.375.000 |
198.041.797 |
2013 |
0 |
3.656.250.000 |
110.651.324 |
* СДР (Special Drawing Rights) - «Специальные права заимствования» - специальная безналичная денежная единица, выпускаемая Международным валютным фондом. В этой денежной единице номинируются многие кредиты и займы МВФ. В настоящее время (начало февраля 2014 г.) 1 единица СДР = 1,5414 долл. США. Источник: данные МВФ.
Всего за 20 лет общения Украины с Международным валютным фондом она получила от него средств на сумму 12.259.827.50012.259.827.500 СДР. Округленно - 12,26 млрд. СДР. По состоянию на 1 марта 2014 года курс СДР был таков: 1 СДР = 1,5414 долл. США. Таким образом, Украина за два десятилетия по сегодняшнему курсу получила 18,9 млрд. долл.
Из двадцати лет «сотрудничества» Украины с Фондом 9 лет перечисления средств займов МВФ вообще не происходили. Это периоды 2002-2007 гг. и 2011-2013 гг. Более ¾ всех средств займов Фонда были перечислены в течение трехлетнего периода 2008-2010 гг. (9,25 млрд. СДР), когда во главе правительства Украины находились премьеры Ю.Тимошенко и Н.Азаров. Деньги предоставлялись для борьбы с экономическим кризисом. За последующие три года (2011-2013 гг.) Украина вернула 5,89 млрд. СДР, что составило 63,7% полученных средств. Непогашенная сумма долга по антикризисным займам 2008-2010 гг. на 31 декабря 2013 г. составила 3,36 млрд. СДР. А с учетом процентов общая задолженность Украины перед Фондом на 31.12.2013 определялась в 4,73 млрд. СДР. Или в пересчете по сегодняшнему курсу 7,29 млрд. долл.
За два десятилетия «сотрудничества» с Фондом Украина выплатила в виде процентов по займам сумму, равную 1.483 млн. СДР. То есть по сегодняшнему курсу это получается 2,29 млрд. долл. Таким образом, объем выплаченных процентов по отношению к сумме полученных займов за период два десятилетия составил 12,1%. Это намного больше тех цифр, которые обычно фигурируют в заявлениях чиновников Фонда и официальных лиц Украины. Это получается даже намного больше, чем проценты по кредитам первоклассных и даже просто нормальных частных банков. Фонд в отношениях с Украиной выступает в качестве классического ростовщика! Может быть, в статистику выплачиваемых процентов включают штрафные санкции? Может быть, происходит начисление сложных процентов? Надо разбираться. В общем, возникает серьезное сомнение, что займы Фонда так уж выгодны (даже с чисто экономической точки зрения, если не брать во внимание их жесткие социально-политические условия) по сравнению с другими потенциальными источниками внешних заимствований.
Долговая нагрузка Украины. Долговое положение Украины достаточно запутанное. У нее есть государственный и негосударственный долг, долг внешний и внутренний, долг, номинированный в национальной валюте (гривнах) и номинированный в валюте иностранной (долларах, евро, СДР, рублях и т.д.). Наконец, кроме долгов, возникающих в результате получения займов и кредитов, имеются еще долги, вызванные неплатежами Украины по импортным контрактам. Когда начинаешь разбираться во всей этой статистической «каше», оказывается, что цифры отдельных видов долгов, которые фигурируют в СМИ, оказываются заниженными. Например, многие СМИ называют цифру государственного долга Украины на 31.12.2013, равную 60,05 млрд. долл. Это государственный внутренний долг (32,15 млрд. долл.) и государственный внешний долг (27,9 млрд. долл.). Но это заниженная оценка, поскольку она не отражает обязательств государства, возникающих в результате гарантирования им кредитов и займов, разными организациями Украины. Если включить гарантийные обязательства, то совокупный государственный долг составит 73,08 млрд. долл.
Структура совокупного государственного долга (включающего государственные гарантии) на 31.12.2013 выглядела следующим образом (%):
Табл. 2. Совокупный государственный внешний долг Украины на 31.12.2013 (млрд. долл.).
Категории держателей долгов |
Прямые долги государства |
Гарантийные обязательства государства по внешним долгам |
Совокупный государственный внешний долг |
Международные финансовые организации |
7,71 |
2,03 |
9,74 |
Иностранные органы государственного управления |
0,91 |
0,25 |
1,16 |
Зарубежные коммерческие банки |
- |
3,45 |
3,45 |
Прочие |
19,28 |
3,90 |
23,18 |
Всего |
27,90 |
9,63 |
37,53 |
Источник: данные Министерства финансов Украины.
Табл. 3. Доля отдельных международных финансовых институтов и зарубежных коммерческих банков в совокупном государственном долге Украины на 31.12.2013 (в %)
Кредиторы Украины |
Прямые долги государства |
Гарантийные обязательства государства по внешним долгам |
Совокупный государственный внешний долг |
Международный валютный фонд |
7,45 |
2,26 |
9,71 |
МБРР |
4,20 |
0,33 |
4,53 |
ЕБРР |
0,82 |
0,13 |
0,95 |
Европейский инвестиционный банк |
0,69 |
- |
0,69 |
Иностранные коммерческие банки* |
- |
4,72 |
4,72 |
Итого |
13,16 |
7,44 |
20,60 |
|
* В том числе доля российских банков ВТБ, Сбербанка и Газпромбанка в совокупном государственном долге Украины составила 1,88%.
Источник: данные Министерства финансов Украины.
Как видно из табл.3, на такую категорию держателей государственного долга Украины, как международные финансовые институты и иностранные коммерческие банки приходится в общей сложности лишь 1/5 всего совокупного государственного долга Украины. Основными категориями держателей государственного долга Украины являются юридические лица Украины, а также держатели, которые проходят по графе «прочие государственные долги». На 31.12.2013 на юридические лица Украины приходилось 47% совокупного государственного долга Украины. А на держателей «прочих государственных долгов» - 26,4%. Скорее всего, под прочими государственными долгами Минфин Украины понимает задолженность по импортным контрактам. Таким образом, можно предположить, что на сегодняшний день крупными держателями государственного долга Украины является российские компании и организации. Ведь на сегодняшний день России продолжает оставаться крупнейшим торговым партнером Украины. По заявлению руководства «Газпрома», в январе с.г. долг Украины перед нашим монополистом по поставкам газа в 2013 году составил 2,7 млрд. долл. На днях министр топлива и угольной промышленности Украины Ю.Продан заявил, что задолженность Украины «Газпрому» России составила 2 млрд. долл., т.е. примерно 3,7% совокупного государственного долга Украины. Что ж, может быть во второй половине зимы Украина могла частично погасить свои долги перед «Газпромом» за счет займа в размере 3 млрд. долл., который Украина получила перед новым годом.
Планы на 2014 год. В 2014 году Украина должна вернуть МВФ 2,42 млрд. СДР (3,7 млрд. долл.), в 2015 - 977 млн. СДР (около 1,5 млрд. долл.). На этом расчеты должны завершиться. Задолженность Украины перед Международным валютным фондом к сентябрю должна сократиться до уровня ее квоты в МВФ. Об этом говорится в итоговом отчете Международного валютного фонда за 2013 год. Долг Украины перед Фондом в конце 2013 года был равен 345% ее квоты в Фонде (1,37 млрд. СДР). «Согласно условиям займа непогашенная задолженность Украины перед фондом снизится ниже 200% от квоты к февралю 2014 года, ниже 100% - к сентябрю 2014 года», - отмечается в нем. Фонд явно стремится вернуться к этой 100-процентной отметке, поскольку здесь он уже имеет «железобетонную» защиту от суверенного дефолта Украины в виде квоты.
Международный валютный фонд должен оценить финансовую и экономическую ситуацию на Украине, в том числе понять, каковы общие обязательства государства и других секторов экономики по погашению и обслуживанию долгов в следующем году и в более отдаленной перспективе. У меня складывается впечатление, что упомянутая выше группа экспертов приезжает в Киев не для того, чтобы оценить возможности предоставления Украине нового кредита, а оценить вероятность, насколько быстро Фонд сможет в 2014 году получить причитающиеся ему от этого должника деньги.
Страна находится в одном шаге от дефолта. Долговая ситуация Украины критическая. По какому бы критерию ее не оценивать. В экономике Украины есть внутренние и внешние долги. Но внутренние долги как в любой экономически отсталой стране всегда являются долгами «второго сорта». Т.е. их принято погашать по остаточному принципу, когда остаются средства от погашения внешнего долга. Никто сегодня толком не знает на Украине, каковы, например, суммы непогашенных обязательств частного сектора экономики перед работниками по заработным платам. Существенно лучше обстоит дело с учетом внешних долгов Украины. За весь прошедший год, по подсчетам Министерства финансов, объем только внешнего долга прирос на 20,2%. По последним данным правительства, на 31.12.2013 все виды внешних долгов составили 140 млрд. долл. Это много по любым критериям.
Указанная сумма эквивалентна 80% ВВП страны. Для стран экономически отсталых (к которым можно отнести Украину) это считается крайне критическим уровнем. Примерно 65 млрд. долл. внешних долгов относятся к категории краткосрочных. Эти долги есть смысл сравнить с золотовалютными резервами Украины, которые в феврале 2014 года упали до 15 млрд. долл. Т.е. краткосрочные долги в четыре с лишним раза превышают резервы. Очень тревожный индикатор!
Из 140 млрд. долл. внешних долгов менее 40 млрд. долл. приходится на совокупный внешний государственный долг (долг государства по полученным кредитам, займам и т.п. плюс выданные государственные гарантии). Более 100 млрд. долл. – долги негосударственного сектора экономики (банки и нефинансовые компании).
Негосударственный сектор экономики Украины в любой момент времени может оказаться в состоянии дефолта. Особенно тревожным явлением стало падение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранным валютам. Сегодня во многих странах периферии мирового капитализма (например, в странах БРИКС) происходит падение валютных курсов национальных денежных единиц после обнародования денежными властями США планов по сворачиванию программы «количественных смягчений». Но на Украине этот процесс обострился под влиянием событий на Майдане и ускорившегося бегства капитала из страны. Ожидаются массовые банкротства украинских банков и компаний, оказавшихся не способными погашать свои внешние долги. Далее начинает действовать «принцип домино»: резко снижаются поступления налогов в казну, государство оказывается не способным погашать свои долги и выплачивать проценты. Возникает суверенный дефолт.
Но даже если на минуту абстрагироваться от неблагоприятной макроэкономической ситуации на Украине и предположить, что экономика страны не рухнет в этом году, все равно у Фонда голова будет сильно болеть в 2014 году. Еще раз посмотрим внимательно на табл. 2 и 3. Из таблиц следует, что на ограниченный «финансовый пирог» Украины в виде бюджета и валютных резервов претендует множество разношерстных держателей долга. На Фонд приходится менее 10% совокупного внешнего государственного долга. Другие держатели внешнего государственного долга также хотели бы выйти «сухими из воды». Пролонгировать свои кредиты Украине они вряд ли будут. Государству, банкам, нефинансовым компаниям Украины в этом году как никогда много потребуется валютного кэша. Валюта потребуется не только для погашения внешнего, но также части внутреннего долга, государство в последнее время прибегало к внутренним займам, номинированным в долларах и евро. А в резервах Украины лишь 15 млрд. долл. На всех не хватит.
Думаю, что эксперты и чиновники МВФ все это понимают. Поэтому трудно поверить в то, что Фонд может положительно решить вопрос о выдаче нового кредита Украине. МВФ будет выколачивать из Украины долги по старым кредитам.
Впрочем, я не исключаю, что между Фондом и Киевом может начаться новый акт спектакля под названием «переговоры о предоставлении кредита». Каждая сторона имеет в этой игре свой интерес. Фонд будет опять пытаться «дожимать» Киев, требуя от него различных «реформ» в духе «вашингтонского консенсуса». А Киев полюбил вести переговоры потому, что они повышают кредитный рейтинг Украины, показывая другим потенциальным кредиторам, что она не столь безнадежна.
Валентин Катасонов, доктор экономических наук, профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова