Как сообщалось, на Украине после произведенного сторонниками «евромайдана» государственного переворота началась президентская предвыборная кампания. В условиях самоустранения от власти президента страны Виктора Януковича один из наиболее влиятельных «регионалов», харьковский губернатор Михаил Добкин заявил о готовности бороться за кресло президента.
Кого выставит кандидатом захватившая власть в Киеве оппозиция — пока непонятно. О желании участвовать в гонке заявлял глава партии «УДАР» Виталий Кличко, а руководитель «Батькивщины» Арсений Яценюк говорил, что на выборы пойдут все трое: и он сам, и Кличко, и лидер ультранационалистической «Свободы» Олег Тягнибок. Кроме того, Рада освободила экс-премьера и лидера «Батькивщины» Юлию Тимошенко, участие которой в президентской баталии уже санкционировал ЦИК. Не исключено и участие в гонке радикалов Майдана.
Ситуацию прокомментировал в интервью «Русской народной линии» политолог, заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько.
Я думаю, что в предвыборной гонке, которая сейчас разворачивается, будут принимать участие все оппозиционные кандидаты. Это Кличко, Яценюк, Тягнибок, Тимошенко и, возможно, ещё несколько. Думаю, что России сейчас не стоит делать ставку ни на одного из них, потому что никто не является, по сути, легитимным кандидатом на этот пост. Если действительно пройдут выборы, и кто-то из них утвердится, то после этого можно будет пытаться вести какой-то диалог.
Поддерживать сейчас кого-то из претендентов на президентство нельзя, потому что никто из них не представляет какую-либо партию или организацию, имеющую пророссийский характер и настроенную на добрососедские и взаимовыгодные отношения. Все эти кандидаты являются представителями оппозиции. Те представители Партии регионов, которые, возможно, рискнут принять участие в выборах, скорее всего, проиграют. Оппозиция пришла к власти неконституционным, нелегитимным путем, а в результате государственного переворота и вооруженного мятежа. Нет никаких гарантий, что выборы, которые, возможно, будут проходить в мае, будут законными и конституционными, более того, что они будут свободными и прозрачными. Кроме того, Партия регионов, как и её лидер, показала полную неспособность контролировать ситуацию, защитить народ и вообще действовать в реальном политическом поле. Поэтому голосовать за представителя этой партии означает голосовать за предателей, не говоря уже о том, что Янукович не выполнил ни одного своего обещания. Он, будучи президентом, обманул избирателей, а своим бегством всё логично завершил предательством. Поэтому кто бы там сейчас ни играл в игры с выборами, это значения не имеет. Вполне очевидно, что к власти пришла оппозиция, радикалы и прозападные силы, которые будут внешнюю и внутреннюю политику Украины выстраивать в соответствии со своим видением, о котором они неоднократно заявляли. Мы знаем, что это видение сугубо антироссийское и антирусское.
Ситуация не беспомощная. На Украине есть возможности сопротивления, но они лежат не в плоскости будущих президентских выборов. Сама идея досрочных выборов, принятая парламентским меньшинством, незаконна и неконституционна. Получается, что если Россия сделает ставку на кого-то из представленных кандидатов, то этим она легитимизирует эти выборы. Вчера премьер-министр Медведев сделал заявление, что для начала надо бы разобраться, кто является легитимной властью на Украине. По большому счету диалог придется вести с тем, кто будет контролировать украинское пространство. Это не значит, что с такой властью надо будет сотрудничать и оказывать ей поддержку и т.д. Но вести диалог с каким-то Турчиновым, которого может сменить некто Кличко, а затем Тимошенко, а, возможно, потом их всех вместе расстреляет какой-нибудь сотник Поросюк из «Правого сектора», нецелесообразно.
То, что сейчас происходит на юго-востоке, пока кардинально ситуацию изменить не может, потому что Украинский фронт, который создавался как Партия регионов в ином виде, по существу мало дееспособен. Что касается Советов деятелей регионального уровня, то они пока тоже находятся в аморфном состоянии. Пока нет структуры, иерархии, сильной региональной элиты. Если они и выработаются, то в результате противостояния пришедшим к власти нацистам. Организация народных дружин возможна на время, они в большей степени будут направлены на борьбу с криминалитетом или с оппозицией, пытающейся захватить органы власти на юго-востоке. В Одессе, например, разогнали местный «майдан». Но что касается освобождения Украины, пока что я бы высказал сомнения. Для этого требуются ресурсы, опытные организаторы, финансы, пока что на юго-востоке никто не вкладывается в это. Напомню, что на киевский майдан еженедельно выделялось 20 млн долларов – на боевиков, на питание, на проживание и даже на толпу, изображающую страдающих протестантов, и т.д. У юго-востока Украины есть люди, которые могут вложить большие деньги хотя бы на обеспечение безопасности этой территории? Я уж не говорю о том, чтобы идти на Киев и на остальные территории Украины. Думаю, что пока таких денег ещё нет.
Если сравнивать со Смутным временем в России, то надо отметить, что Минин и Пожарский тоже возникли не сразу как звезды на небосклоне. И они не сразу победили, а сделали это с большим трудом. Смута XVII века поставила Российское государство на грань существования. Кроме того, во многом именно таланты и жесткость Минина и Пожарского обеспечили финансовую составляющую ополчения. Там были не только добровольные пожертвования, во многом это было жесткое требование к представителям зажиточной части общества, к купечеству, боярству и т.д. У них брали деньги достаточно жестким насильственным путем. Если вы не пожертвуете на ополчение, то мы церемониться не будем, государство на грани уничтожения, и нам терять нечего. Мы будем и вас считать врагами нашего Отечества. Такова была логика Минина и Пожарского. Она была совершенно оправдана. Я сегодня не вижу на юго-востоке Украины таких лидеров.
Добкин и Кернес, однозначно, не смогут быть лидерами, это люди совсем другого уровня.
Царев тоже представитель Партии регионов, который отстаивал ту же самую позицию. У этой партии нет никакой идеологии, она отстаивала единство украинского государства в том виде, который и привел к существующему кризису. Это та партия, которая обманула все надежды своих избирателей. Они не отстаивали ни русский язык, разве что имитировала это, ни движение в сторону России, - ничего. Эта партия являлась инструментом определенных бизнес-кругов для решения своих интересов. И часть обвинений в том, что деятельность партии носила рейдерский характер в сфере бизнеса, оправдана, потому что действительно, вступая в партию, спонсируя её или каким-либо другим способом сотрудничая с ней, каждый решал свои вопросы с помощью административного ресурса.
Что может сделать Царев? Какую идеологию он может предложить? Самое печальное, что не только у него, у юго-восточных регионов в целом нет своей идеологии. У них нет своей пассионарной, харизматичной идеи. У западно-украинских радикалов она есть, это радикальный украинский национализм, а именно украинцы - это хозяева и высшая раса, а все остальные должны им подчиниться и принять это как данность.
На юго-востоке народ защищает памятники Ленину. Почему? Потому что Ленин создал, по сути, Украину, Сталин, присоединив к ней западные территории, закончил создание Украины в нынешнем виде. Ленин и Сталин являются авторами украинизации, т.е. по сути украинского национального сознания на этих территориях. И вот люди защищают этих деятелей. Прежде всего, там должна созреть какая-то идея, чтобы увлечь людей и явить лидеров из этой среды.
Если люди надеются на Царева или Добкина, то пусть пробуют, а мы посмотрим, насколько это оправдается. Там были достойные люди, но они почему-то уже все мертвы на сегодня. Некоторых устранили при Ющенко, а кто-то был неугоден Януковичу, потому что мог составить ему реальную конкуренцию.
Думаю, что история нас рассудит, причем ближайшая, которую мы сможем ещё увидеть сами.
России сейчас надо озаботиться собственной обороной. Потому что если Украина превратится в зону хаоса и нестабильности, важно, чтобы это не перенеслось на территорию России. Нам надо не допустить экспорта «революции». Вон уже наши болотные товарищи оживились, устроили митинг в Москве.
Сейчас очень много сценариев, как экономических, так и политических. Будут использоваться все существующие противоречия - социальные, религиозные, этнические. Будут стараться разжечь пожары на территории России, точнее, на всем постсоветском пространстве, - в Средней Азии, в Белоруссии. Причем, это могут быть как масштабные, так и маленькие пожары. Вот выйдут в Архангельске 200 человек с призывами об отделении Поморской республики. И что мы сможем с ними сделать? Ничего. Призывы к сепаратизму у нас не являются наказуемыми. Сажать в тюрьму этих людей не за что. И этот пожарчик тоже будет работать против России, если его усилить информационными действиями. Сейчас всё это и будут пытаться сделать уже в нашей стране.
Украина - это всего лишь средство, инструмент, костыль. Сами граждане Украины не интересуют ни Европу, ни Америку. Это, как в древности использовали кочевые племена, чтобы досадить соседнему крупному государству, так и сейчас делают.
Россия достаточно устойчива к внешним противникам, но часто беззащитна перед противниками внутренними. Именно этим надо сейчас усиленно заниматься.
7. Re: Смогут ли Добкин и Царев стать Мининым и Пожарским?
6. Ответ на 4., Адриан Роум:
5. О хлебе насущном
4. Re: Смогут ли Добкин и Царев стать Мининым и Пожарским?
3. Смогут ли Добкин и Царев стать Мининым и Пожарским.
2. Смогут ли Добкин и Царев стать Мининым и Пожарским?
1. Re: Смогут ли Добкин и Царев стать Мининым и Пожарским?