Мероприятие проводится по благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеймона, митрополита Ярославского и Ростовского и Преосвященнейшего Вениамина, епископа Рыбинского и Угличского, которые приняли участие в нынешних чтениях.
Организатор Иринарховских чтений – председатель Борисоглебского отделения фонда славянской письменности и культуры, директор Ивановской на Лехте школы Владимир Мартышин, создавший уникальную школу целостного развития, близкую по своей сути к школе педагога-просветителя С.А. Рачинского. Дети этой школы помимо рядовых дисциплин изучают такие предметы, как «Добротолюбие», «Отечествоведение», побеждают на областных и всероссийских олимпиадах. Общими усилиями учителей и учеников удалось восстановить синодик воинов ярославской земли, павших на ратных полях: от Алеши Поповича (XIII в.) до участников Афганской войны. Во время панихиды дети сами поминают воинов. Школьники приняли участие и в нынешних чтениях: и хоровым исполнением светских и духовных произведений, и выступлением с докладами по краеведению.
Полсотни докладов ученых, писателей, священников – участников Иринарховских чтений были посвящены памятным датам, святым и святыням Ростовской и Ярославской земли, 700-летию преподобного Сергия Радонежского, 100-летию начала Первой Мировой войны, 20-летию возрождения Борисо-Глебского монастыря.
Наследие и стояние в вере преподобного Сергия Радонежского, по словам протоиерея Аркадия Гопаненко, настоятеля ярославского храма преподобных Зосимы и Савватия, и сегодня дает нам ориентиры, поскольку «его учение было положено в живую душу народа».
Игумен Николай (Шишкин), проректор по научно-исследовательской работе Ярославской духовной семинарии в докладе отметил, что преподобный Сергий своим миротворчеством сделал для Европы неизмеримо больше, чем все монашеские ордены католического Запада. По заключению игумена Николая, «со времени Сергия Радонежского появляется модель государственного Православия».
Сегодня, когда разрушительные процессы мировой политики наталкиваются на твердыни национального самосознания, которое воспитало Православие, важно помнить о таких подвижниках, как равноапостольный Косма Этолийский. Священномученик Косма своей просветительской деятельностью в XVIII в. смог противостоять исламизации Балкан, организовал 1500 тысячи православных школ, вел огромную просветительскую работу. Афанасий Зоитакис, преподаватель кафедры Истории Церкви исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, говоря о подвиге святого Космы, отметил, что и мы, русские – в Православии сохраняем себя как народ.
В Иринарховских чтениях приняли участие члены Союза писателей России. Сопредседатель Правления СПР Сергей Котькало рассказал о детском конкурсе, проводимом Союзом писателей, «Гренадеры, вперед!» и о том духовном потенциале, который несут современные дети, несмотря на разрушительные информационные процессы. Секретарь Союза писателей России Юрий Лощиц свое выступление посвятил рассказу о малоизвестных подробностях жизни преподобного Сергия Радонежского. Председатель Православного общества писателей Санкт-Петербурга Николай Коняев рассказал о современнике преподобного Сергия святителе Стефане Пермском. Действительный член Петровской академии наук и искусств, поэт и драматург Константин Скворцов, выступая на чтениях, отметил: «Человек, не лишенный памяти, живет во всю глубину исторического самосознания».
Видя, с каким интересом занимаются изучением отечественной истории и восстановлением традиций ярославские и ростовские ученые, можно сказать, вторя Василию Ключевскому, что только в провинции жив народ. Меня не оставил равнодушной доклад научного сотрудника Борисоглебского музея С.А. Лапшиной о крестьянах Борисоглебских слобод – художниках-иконописцах Петре и Михаиле Сапожниковых, которые расписали десятки местных храмов. Секрет их живописной школы, сегодня утраченный, так и остался неповторим. Как тут не вспомнить вышедших из крестьян: художника Н.П. Богданова-Бельского, святителя Николая Японского. Да и самого Михайлу Ломоносова.
Много докладов на Иринарховских чтениях прозвучало о необходимости преобразования школьных учебников. В частности, говоря о том, что у современных школьников русский язык становится нелюбимым предметом, профессор Ярославского ГПУ им. К.Д. Ушинского, доктор педагогических наук С.Г. Макеева предложила ввести «родиноведческий подход в изучении языка», а также использовать для преподавания русского языка больше слов, имеющих духовно-нравственный смысл.
Игумен Киприан (Ященко) в своем выступлении верно отметил, что наши учебники истории лишены народного чувства, во многом напичканы разрушительной информацией. «Засоренность нашей памяти и помыслов», – так батюшка, преподаватель Высших богословских курсов обозначил современное состояние и педагогики, и СМИ. Игумен Киприан сказал о необходимости добрых помыслов, которые «предупреждают взлет злых помыслов с дьявольских аэродромов».
Интересную тему подняла представитель Ассоциации преподавателей японского языка Н.А. Ерофеева. По ее мнению, в изучении иностранных языков утрачен важнейший аспект: любовь к своему языку. Как японовед, изучающий научную деятельность и пастырское служение святителя Николая Японского, Н.А. Ерофеева отметила, что святитель Николай, крестивший 30 тысяч японцев, прежде изучил их традиции и язык, и только на основе их традиций и близких компонентов наших культур смог проповедовать Православие в языческой стране.
Не менее важна сегодня проблема разрыва поколений, когда целый период истории – советское время не принимается молодым поколением. Это по разным причинам происходит как в церковной, так и в светской среде. Недооценкой советского периода отечественной истории мы подрываем авторитет нашего государства и его будущее. Как отметила в своем выступлении кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отделения международных экономических и политических исследований института экономики РАН Н.Я. Лактионова, «тайной советского периода истории» является то, что в нем были заложены христианские ценности.
По итогам Иринарховских чтений ученые и священники пришли к внятному утверждению: в современной педагогической практике первоочередную роль должны играть духовно-нравственное воспитание, изучение добротолюбия и отечествоведения.
Открылись чтения 7 февраля Божественной литургией, молебном и крестным ходом к келье преподобного Иринарха в Борисо-Глебском мужском монастыре, а завершились 9 февраля молебном на источнике преподобного в селе Кондаково.
Следующие Иринарховские чтения будут посвящены тысячелетию подвига святых князей Бориса и Глеба, тысячелетию памяти святого великого князя Владимира, Крестителя Руси.
Ирина Ушакова
XIV Всероссийские Иринарховские чтения |
Директор Ивановской на Лехте школы В.С. Мартышин |
Игумен Киприан (Ященко) |
Участники чтений |