В течение многих веков всей истории человечества после отпадения от Бога готовил Господь встречу праведному Симеону. Мы должны понять в этот праздник, что каждый из нас любим Богом. И любовь Его не изменяется, не ослабевает - это любовь вечная. Будь я неразумен или умен, слаб или силен - в любом моем состоянии я любим Богом, даже если сбился с пути и далеко ушел от Него. Я любим Им, если я грешник, прежде всего, я любим Богом потому, что я грешник - потому что я погибаю без Него.
Один епископ накануне больших испытаний нашей Церкви, собрав свою паству, сказал: «Мы не знаем, что будет в самое ближайшее время с нами, но что бы ни случилось, мы должны помнить одно, что Бог - благ. Что Бог - это свет, что Бог любит нас, что Он пришел, чтобы нас спасти. И что Он спасает нас в Церкви Своей Святой, где открывает нам дивную встречу с Собой в Духе Святом».
Однако любовь Его не означает, что мы можем не отвечать на нее, жить как попало. Поэтому среди радости сегодняшнего праздника мы слышим грозное предупреждение, что сей Богомладенец «лежит на падение и на восстание многих», что «откроются помышления многих сердец». И в Духе Святом пророчески говорит святой старец Деве Марии: «И Тебе Самой оружие пройдет душу».
Господь, «любовь и мир, всякий ум превосходящий» (Еф. 3: 19), возвещает, что Он пришел принести на землю не мир, но меч (Мф. 10: 34). И этот сверкающий меч разделяет. По слову Спасителя, там, где пятеро, двое будут против трех, и трое против двух. Отец будет против сына, и сын будет против отца, и мать будет против дочери, и дочь будет против матери, и невестка против свекрови, и свекровь против невестки (Лк. 12: 51-53).
Господь пришел принести разделение. И это разделение - смысл всей истории человечества. Каждый человек должен, так или иначе, определиться, встать на сторону Христа или против Христа. И в Церкви тоже происходит разделение. Одни и те же дары могут быть источником жизни или источником смерти. Сам Христос - высший дар, который мы можем получить, Бог, отдающий Себя нам - может быть источником жизни и смерти для нас, в зависимости от того, как мы принимаем этот дар.
Сегодня мы сугубо молимся Божией Матери, о Которой сказано, что Ей пройдет душу оружие. Мы знаем, что всякий наш грех глубоко ранит Ее сердце. Слыша эти слова, мы, естественно, думаем о Голгофе, когда Она будет стоять у Креста с возлюбленным учеником Христовым. Но на самом деле, эти слова простираются гораздо глубже и дальше. Вернее, они охватывают всё, что охватывает Крест Христов. Меч разделения проходит через все человеческие души. Не все спасаются, потому так велика печаль Божией Матери о каждом человеке, ради которого Христос пришел в мир. Чем больше будет открываться в земной жизни Спасителя служение спасения, тем больше этот меч будет проходить Ее душу. И во всей истории человечества, чем ближе мы будем к окончанию истории, тем больше это оружие любви и скорби будет пронзать Ее сердце.
Мы молимся Божией Матери, Которая печалится о всех погибающих, чтобы еще раз суд об Отечестве нашем был изменен на милость. Чтобы помиловал Господь блудную нашу Россию, изменившую Христу и потому попущением Божиим преданную всякому позору и горю, когда самые постыдные грехи становятся уже обыденным явлением. Чтобы заступилась за нас Пресвятая Владычица и совершилось невозможное, непостижимое чудо любви, которое никогда неотделимо от силы Божией. Чтобы все, кто нуждается в спасении, обратились ко Господу с покаянием.
Когда мы стоим в Храме в этот день, мы вспоминаем все встречи наши с Господом, которые нам когда-либо были даны. И все наши встречи с людьми, которые были подлинными во Христе и которые не были подлинными. Мы понимаем, что Господь хочет, чтобы не было больше у нас бессмысленных, разделяющих нас с Господом и друг с другом встреч.
Среди нас присутствуют сейчас Господь и Божия Матерь, и все святые. Все наши близкие по плоти и крови и те, с кем мы молились в Храме когда-то, и те, кого мы знать не могли и вспомнить не можем, чью хоть каплю крови мы несем в себе. Были они христианами в десятом или семнадцатом веке, или ближе к нашим дням. Там, где совершается встреча со Христом, совершается соединение со всеми, любящими Христа. И нам становится понятно, для чего одному из нас дано было пережить Пасху во время чтения акафиста у раки преподобного Сергия, а другому - по молитвам преподобного Серафима в Дивеево открылось заступничество Божией Матери за всех. А третьему - перед мироточивой иконой царя-мученика было дано ощутить Божественную благодать и узнать присутствие Господа в наших сегодняшних скорбях.
Таков закон Сретения - те, кто встретился с Господом однажды, и, тем более, уже в вечности, не могут не искать этой встречи для других, для всех. Для всех, кто есть сейчас на земле, и кто нуждается в этой встрече, и кто никак не может до сих пор ответить на безмерную Божию любовь.
И наша встреча с Господом, со святыми, и со всеми людьми означает не просто переживание, самое прекрасное и ни с чем несравнимое. Она означает решимость преодолевать любую немощь нашего греха, любые скорби, любые испытания, чтобы, узнав однажды об этой встрече, всю жизнь снова к ней стремиться.
Мы молимся о том, чтобы нам и тем, кто придет после нас в этот мир, сподобиться встречи с Господом и Божией Матерью, всеми святыми и другими людьми в Церкви Его Святой. Она не может состояться без нас. Бог хочет, чтобы эта встреча состоялась с нашим участием. И оттого что Бог назначил эту встречу, Он устрояет ее. Никакая сила, ни смерть, ничто на свете не может отменить ее.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма Святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России