Как сообщалось, 3 февраля в Пскове Президент России Владимир Путин провёл расширенное заседание президиума Совета при Президенте по культуре и искусству, посвящённое развитию театрального дела.
По итогам состоявшегося мероприятия корреспондент «Вести недели» опросил ведущих театральных деятелей страны.
По словам Олега Табакова, сегодня потеряно целое поколение режиссеров. «Много шума наделал спектакль Володи Машкова "Номер 13". В течение 11 лет он приносил большие доходы, а потом постаревшие актеры захотели уйти из этого спектакля. И вот теперь Машков сделал новый вариант, который приносит доходы еще больше. Если театр без успеха, то это что-то сомнительное. Либо надо играть, вкладывая свои деньги, и делай тогда то, что хочешь», - сказал народный артист СССР, худрук МХТ имени А. П. Чехова Олег Табаков.
«Новое поколение приходит. Сначала все ринулись в антрепризу, а сейчас - снова к государству под крыло. В идеологию не лезь, и правильно. В репертуар лезь. Как я хочу, так бюджет пилю», - отметил заслуженный деятель искусств РСФСР, ректор Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина Борис Любимов.
«То, что сегодня происходит, идет именно от неотчетливой духовной идеи, которая была бы ясна. Поэтому я сам себе ставлю пределы, границы в толковании Чехова, Шекспира, Островского, ведь никто не читает их. Это кажется даже постыдным», - подчеркнул писатель, литературный критик Валентин Курбатов.
«Эпатаж - всегда быть против, раздавать какие-то пощечины,им же бой обязательно надо вести. Меня только поражает, что этот бой ведется за государственный счет. Время поменялось, а театры нет», - считает главный редактор газеты «Культура», член президиума Совета при Президенте России по культуре и искусству Елена Ямпольская.
«Я думаю, что художник сам должен ставить какие-то границы, а зритель уже поймет, устраивают они его или нет. Если не устраивают, то он просто не придет на этот спектакль», - полагает народный артист России, худрук Театра наций Евгений Миронов.
Были также опрошены либеральные театральные режиссеры, прославившиеся скандальными аморальными постановками.
«На территории искусства можно все. Нельзя оформляется Конституцией. Если вы пришли на спектакль с ребенком, отвечайте ему очень просто: "Это театр. Это игра". В театре не все так серьезно, по прописанному. Здесь есть лукавство, карнавал», - полагает режиссер, худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников.
«Обязательно должна быть территория, где человек в своих мыслях абсолютно свободен. Это территория творчества. Для мысли это - свободная зона. Нельзя за это наказывать и запрещать», - уверен Константин Богомолов.
О либеральных тенденциях в театре рассуждает в интервью «Русской народной линии» председатель Общества православных педагогов Санкт-Петербургской епархии, кандидат педагогических наук Василий Васильевич Семенцов:
«Когда говорят о свободе творчества, то часто слово "свобода" понимают превратно. Если бы эти люди, считающие себя в высшей степени образованными и культурными, потрудились заглянуть в этимологические словари, то они бы узнали, что происходит оно от слова "свой", т.е. свобода - это состояние, когда человек считает себя своим у Бога, своим у народа, своим у духа добра и истины. Это его свойство. Не просто степень свободы определяет свойство, а человек сотворен свободным и ему свойственно отказываться от зла, извращения человеческой природы, искусственных игровых имитаций дьявольщины на земле.
Зверю свойственно гадить, не стесняться, на глазах у всех справлять свои надобности, совокупляться, на то он и скот, у него нет свободы, а есть инстинкты. А у человека есть свойства Богом данные, Богоподобие. В Евангелии сказано: "Никто не благ, как только один Бог" ( Мф. 19:17 ). Свобода - это свойство благородного человека, рожденного от Духа. Человек - это представитель вечности на земле. Пастернак писал:
"Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну,
Ты - вечности заложник
У времени в плену".
Люди, которые используя силу времени, силу духа мира сего, захватывают в плен в своих театрах других людей, людей благородных с чистой душой, с чистой совестью, пытаются их развратить, особенно если это дети, подростки ещё духовно слепые, - это преступники. Они называют свободой беспредел, они приписывают себе право развращать. То, что они делают это в мире искусства, не значит, что это не оказывает пагубного влияния на умы, души и сердца. Они отвращают людей от благородства, святости, от тех образцов человечности, на которых зиждется наша культура. К сожалению, бывают сатанинские и бесовские игры, скоморошество, которое на Руси запрещали. Развращение нравов было настолько сильным, что Патриарху Иову пришлось издавать указ о сожжении балалаек с гуслями, о запрете итальянских бубенчиков, туфель и костюмов комедии дель арте, которая есть скоморошество. Потому что дошло до того, что такие скоморохи приходили на кладбище, когда люди хоронили близкого человека и скорбели, и дудели в дудки и плясали. Этим они якобы хотели развеселить и облегчить им утрату. На самом деле это недостойное издевательство над памятью, святотатство, осквернение все святого, что есть у человека.
Если театр иного свойства, как в свое время высказался философ Мераб Мамардашвили "Человек начинается с плача по умершему", если театр пробуждает в душах людей память предков, представление о ценностях, на которых основана наша культура и духовность русского народа, то честь и хвала этому театру. Таким актерам и режиссерам памятники ставят по всей России. Театр им. Волкова в Ярославле - это святое место для русской культуры. Якобы "современный режиссер", который все богатства, накопленные русским театром, втаптывает в грязь и тащит всё что попало из мира, который "ниже плинтуса", как они сейчас любят говорить, из-под земли вытаскивает всю грязь, зверство и скотство и выливает это со сцены на головы людей, - преступник, которого надо наказывать также как того, кто пытается сводить людей с ума и осквернять святыни в храмах.
Не случайно театр называли храмом искусства, а они пытаются превратить его в храм сатаны, в отхожее место, объявляя его территорией искусства, при этом приписывая себе борьбу за гражданские права и прикрываясь словоблудием. Этих преступников гнать надо грязной метлой из русского театра, который нам нужен. У театра богатое духовное наследие - это основа, на которой мы можем детей воспитывать ещё много веков в духе истины и благородства. Нам нельзя уступать русский театр таким пакостникам. Не могу согласиться с тем, чтобы они показывали распутство, даже повесив знак «детям до 16». Все равно это преступление и, как минимум, психиатрическая больница плачет по таким извращенцам».
46. Ответ на 45., Анна де Бейль:
45. Ответ на 44., SergeyD:
44. Ответ на 41., Метафора:
43. Ответ на 42., РодЕлена:
42. Ответ на 39., Метафора:
41. Ответ на 38., SergeyD:
40. Ответ на 34., Ирина Н.:
39. РодЕлена
38. Ответ на 24., Иванович Михаил:
37. Re: «Психиатрическая больница плачет по таким извращенцам»