Среди поправок в законодательство, предлагаемых в Госдуме после расстрела людей и захвата заложников старшеклассником 3 февраля в московской школе, активно обсуждается и необходимость оградить детей от сцен насилия, пишет Regions.Ru.
В частности, вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев и глава комитета по делам общественных объединений Ярослав Нилов, представляющие ЛДПР, предложили запретить демонстрацию подростковой жестокости в телеэфире. Согласно поправкам в закон о СМИ, которые они внесли в Госдуму, сцены физического или психического насилия с участием несовершеннолетних будут запрещены к показу с 7 до 24 часов.
Демонстрация с экранов телевизоров преступлений, совершаемых подростками, провоцирует их наиболее психически не устойчивых сверстников к насилию над личностью, к нанесению увечий, крови и убийству, - говорится в пояснительной записке. - Сцены преступлений на телеэкране, совершаемые подростками, притупляют способность молодых людей и детей к состраданию, провоцируют жестокое поведение. Давно было очевидно, что смакование картин реального насилия в СМИ пробуждают агрессивные тенденции в детях и подростках».
Очевидно, проблема с российским телевидением гораздо шире, чем эта. Сколько уже говорилось о его тлетворном влиянии на неокрепшие умы детей и подростков. Маркировка «16+», «18+» оказалась лишь «фиговым листком», который только закамуфлировал проблему, не решив вопроса доступа к запретным темам.
Речь должна идти об ограничении доступа подростков не только к сценам жестокости, физического или психического насилия с участием несовершеннолетних, но и ко всем передачам, оказывающих негативное влияние на подрастающее поколение.
Любые благие начинания под лозунгом «защитить детей» обречены на провал, пока эфир основных телеканалов заполнен безнравственностью в разных видах.
У нас только бесплатных более 50-ти каналов и почти все вещают круглосуточно, изливая потоки развлекательного ширпотреба, ориентированного зачастую на самые низменные чувства массового зрителя. Маркировка же проблему только усугубила, позволив передачи для взрослых показывать в «детское время», более того, она еще и привлекает внимание ребенка, оставленного наедине с телевизором, к запретным темам.
Именно телевидение сегодня в России занимается последовательным растлением населения. В то время как Президент говорит о духовных скрепах, эфир заполняется пропагандой насилия, безнравственности и того же гомосексуализма среди несовершеннолетних.
«Как вы относитесь к предложению депутатов от ЛДПР? Помогут ли предлагаемые меры? Не кажется ли вам, что в дневное время на центральных телеканалах не должно быть передач, непригодных для семейного просмотра?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Артемий Скрипкин, настоятель Церкви святого великомученика и целителя Пантелеймона в селе Колчаново Ленинградской области, сказал: «Кроме ограничения телепрограмм и кинофильмов со сценами жестокости и насилия, надо ограничить продажу детям видеопродукции. Но самое главное зло – это компьютерные игры, в которых ребенок не только созерцатель насилия, а герой – убивает кого-то, все крушит вокруг».
«Я недавно был в гостях у знакомых, и там два подростка сидели перед большим экраном и играли: все в крови, они там что-то взрывают… Я пришел в ужас: не предполагал, что это так развито среди детей. Выходит, ребенок сегодня получает представление о насилии уже не из телепрограмм, он сам – активный деятель. Эти игры должны быть жестко ограничены и регламентированы», - считает пастырь.
«И родителей надо воспитывать, потому что они позволяют детям заниматься подобными вещами, лишь бы их не отвлекали. Это педагогическая проблема, тут реформа образования нужна, потому что эффективность воспитания начинается с работы с родителями. Их надо вразумлять, чтобы они следили за детьми и контролировали их. Так что инициативу поддерживаю, только ее действие надо распространить настолько широко, насколько это возможно», - заключил отец Артемий.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, считает, что эти меры не помогут, потому что закон не будет исполняться. «Любые формальные критерии обязательно обойдут, ничего не изменится, - уверен он. - Решить проблему нравственной приемлемости продуктов масс-медиа может только цензор, и не надо бояться этого слова. Если человек будет иметь совесть и голову на плечах, будет иметь достаточно власти, он мог бы отрегулировать все вопросы».
«Бизнес в СМИ строится на скандале, на шоковом восприятии информации. Никогда серьезное произведение искусства не будет иметь такой же рейтинг популярности, как криминальная хроника. Даже очень уважаемые мною режиссеры, чтобы сделать свои фильмы кассовыми, вынуждены включать туда откровенные или жестокие сцены, которые только формально не нарушают законодательство, - чтобы, "подпустив перчику" догнать в рейтинге остальных. Очень жаль, что тратят время на обсуждение этих законопроектов. Надо о другом думать: во все времена нравственное начало имело религиозное происхождение. Там, где пытаются преградить путь религиозному представлению о нравственности, везде будут попираться основные жизненные понятия», - заключил пастырь.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, сказал: «Я тоже думаю, что надо запретить трансляции таких программ и фильмов. Вот увидите, преступность на 30% сразу снизится. Проблема только в том, что людям надо давать выход энергии, необходима комплексная замена этих лже-ценностей на настоящие ценности, и тут как раз важно просвещение молодежи. Например, деньги, которые тратят на фильмы, попадающие под запрет, а это миллионы долларов, пустить бы на просветительскую деятельность, на разъяснения, что такое добро и зло, справедливость, совесть. Ведь в школе этого не преподают, а учить этому необходимо».
Протоиерей Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, декан исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, отметил: «Само по себе происшествие в московской школе вызывает ужас. Но, увы, оно выглядит закономерным результатом отсутствия внимания к тому, что вообще печатается, передается, транслируется теми или иными средствами массовой информации. Предложенный законопроект, по сути, не решает проблемы. Однако взгляните на это и с другой стороны: если нет никаких иных методов регулирования, пускай хотя бы не будет сцен подросткового насилия в дневное время. Возможно, это первый шаг. На мой взгляд, демонстрация сцен насилия, и не только постановочного, но и реального, которое попадает в объективы телекамер, вообще должна быть запрещена».
«Конечно, - продолжил он, - самое простое – найти "горячую" новость, подать ее как можно ярче, с тем, чтобы она выделялась в общем информационном хаосе и таким образом обеспечила рейтинг передаче и популярность репортеру. Но этот путь в конечном итоге приводит к деградации. Недостаток журналистского мастерства компенсируется дурновкусием. А хочется, чтобы наша информационная среда была наполнена профессиональными материалами. Есть нормы приличия – и не надо преступать черту, прикрываясь тем, что журналист, как доктор, бесстрастен».
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии по вопросам семьи Орловско-Ливенской епархии, сказал: «Я обеими руками за эту инициативу. Пора вообще запретить передачи, пропагандирующие жестокость и насилие, и не играть в либеральность. Эти значки – "шестнадцать плюс", "восемнадцать плюс" - просто лицемерие. Уже десятки примеров тому, что агрессия идет через телевизор, интернет. И что мы получаем? В одном из регионов юноша 18 раз ударил отца ножом, когда тот отключил из сети компьютер, запретив сыну играть. Другой 14-летний подросток, убивший и расчленивший своих родителей, объяснил следователю, что они мешали ему жить. Оказалось, сын привел к родителям жить свою подругу, а отец сделал ему замечание… Сцены насилия, безусловно, заимствованы из средств массовой информации, детям промывают мозги».
«Пора наводить порядок и в интернете – ставить преграды, блокировать сайты. Хватит играть в игры, мы теряем наших детей. Эта проблема в последнее время стала очень актуальной, дальше будет еще хуже. Позиция средств массовой информации "что хочу, то и ворочу" не может привести ни к чему хорошему. Не нужно ни на кого оглядываться, государству просто нужно это запрещать. Если, конечно, дети наших законодателей учатся где-нибудь в Лондоне, тогда понятно, что им все равно. А если все-таки в России – пора наводить порядок», - призвал пастырь.