Как выйти из толпы

Размышления протоиерея Александра Шаргунова в неделю о Закхее

0
1281
Время на чтение 4 минуты
Закхей принадлежит к разряду грешников и мытарей. Хуже того — он начальник мытарей, но он еще к тому же богат, и мы знаем, каким препятствием может быть богатство, чтобы пробиться ко Христу. «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19: 24).

Однако первое препятствие, какое встречает Закхей на своем пути, это толпа. Закхей маленького роста и не может из-за толпы видеть, кто есть Иисус, и, естественно, не может быть увиденным им. Как мальчишка, начальник мытарей бежит, обгоняя толпу, забывая о своем положении и достоинстве, чтобы взобраться на дерево. И он вовремя успевает, потому что проходит Христос и поднимает глаза к нему.

Святая Церковь призывает нас накануне Великого Поста задуматься об одной из главных преград, отделяющих нас от истинной жизни. Каждый человек, как бы он ни был высок, — Закхей: «маленького роста» не только физически, и ему не видать Христа, пока он не выйдет из толпы.

Что такое толпа? Колеблющаяся, изменяющаяся, как море, стихия, и как море, поглощающая все. Любая толпа страшна своей переменчивостью и почти естественной готовностью раствориться в безликой лжи. Что скажут одни, стоящие впереди, то повторяют все. Толпа — это «мнение», которое довлеет над людьми, так называемое «общественное мнение». Она легко превращает всех в однородную массу. Человек теряет себя, он повторяет то, что говорит толпа.

Как это знакомо нам из недавних наших лет: людей сажали, расстреливали — «Знать об этом не хотим!» Как ничего не изменилось сегодня: народ растлевают, уничтожают — «Слышать этого не желаем!» Толпа не хочет задумываться, анализировать: так надежнее, спокойнее — «Как партия сказала!» Как скажут теперь те, кто у власти. Существует особенная опасность для русского народа — стать толпой.

Человечество становится толпой по мере того, как оно, отрываясь от Бога, подчиняется злу и смерти. В общем, все люди до определенного момента представляют из себя толпу, даже если их собирается только двое или трое. Вот характерный, рассудительно-благодушный разговор в сквере на лавочке особ почтенного возраста, наблюдающих, как матерятся мальчишки: «Мы теперь не имеем права им ничего говорить. Это им теперь разрешено». Типичный образ сознания толпы: «Теперь это узаконено». Убивать будут, как убивали недавно, — толпа промолчит или ликующе одобрит.

Толпа страшна тем, что она может любого оклеветать, поднять на смех — каким смешным был для нее бегущий по улице, карабкающийся на дерево коротышка Закхей! И толпа может любого возвысить. Толпа ищет кумира, и та же толпа того, кого она приняла, может через минуту отвергнуть. Ведомая самыми дурными инстинктами, масса людей превращается в стадо, которое завтра, быть может, поведут в цирк смотреть, как христиан отдают на растерзание львам. А, может быть, поведут на свою же собственную бойню. Когда масса людей превращается в стадо, бесы могут вселиться в толпу и низринуть ее в бездну. Недаром физически страшным бывает, порою, попадать в толпу — могут растоптать. И точно такое же может произойти морально.

Как выйти из толпы? Надо решиться на поступок. Этот поступок — «не быть как все, когда все — толпа». Но этого недостаточно. Многие шли до конца в своем отрицании толпы и остались в еще большей пустоте, в еще более страшном аде одиночества. Проклиная толпу, они прокляли, в конце концов, жизнь, все человечество. Пока человек не увидит Христа, он так или иначе остается «человеком толпы». Надо иметь мужество сопротивляться навязываемой толпою тьме и сильное желание вырваться из нее, и это может быть осуществлено только, когда человек устремлен к самому главному смыслу.

Как говорит блаженный Августин, мы видим Бога, потому что Бог видит нас. Не мы первыми возлюбили Его, а Он нас. Если бы Христос не заметил Закхея, не обратился к нему, жизнь начальника мытарей озарилась бы на какие-то мгновения надеждой и опять бы погасла во тьме. Но для того и пришел Христос в Иерихон, чтобы найти в нем Закхея. Никто не может потеряться в какой угодно толпе, и, как говорят святые отцы, когда мы делаем шаг навстречу Богу, Он делает, по крайней мере, десять шагов навстречу нам. Или, как сказал один проповедник, Закхей поднялся на два метра в земное небо, и Небо небес тотчас сошло к нему.

«Закхей, сойди скорей, ибо Мне надобно быть у тебя в доме», — говорит Господь. Все определяется этой новизной, этим присутствием Господа. Ветер чудный вымел все, что было его, он больше не может сказать: «Это мое: мое знание, моя вера», ибо все принадлежит Богу. Раньше он заботился о накоплении богатства, а теперь — новая жизнь. Все прежнее кончилось, он отказывается от всего, чтобы дать место новому богатству. «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19: 8). Все еще как будто — по слову Предтечи, обращенному только к естественной справедливости: «У кого две одежды, тот дай неимущему» (Лк. 3: 11), но уже богатство для него — нищета, и нищета — богатство, и смысл имеет только жизнь, отданная до конца Христу.

Воистину, толпа — стены Иерихонские на пути ко Господу. Если ты хочешь узнать, как сила Божия может все одолеть, вспомни Иерихон, как его стены пали не силой меча или орудия осады, а победным криком во имя Господне.

Та же сила Господня всегда принадлежит всякому немощному человеку. «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18: 11), и мы, погибающие, ищем Его; мы, мертвые, приобщаемся Его жизни. От этой близости Божией вся сила перемен. Невозможное становится возможным; тот, кто был мертвым, становится живым. Христос всегда посреди грешников, исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. Он всегда посреди толпы, даже если эта толпа сменяет крики «Осанна!» на крики «Распни Его». Закхей, исполненный ликования, теперь может сам войти в любую толпу. Теперь кому-то другому, не ему, она не дает увидеть Христа, как слепому в Иерихоне при приближении Господа велит замолчать. И, может быть, от исцеления Закхея, как от прозрения Иерихонского слепого, совершится большее чудо — толпа станет народом. И те, кто с темным ропотом говорили о Христе, что Он ничего не понимает, потому что вошел к Закхею, грешному человеку, теперь, как после чуда прозрения сидящего у дороги слепого, с изумлением скажут: «Бог посетил народ сей».

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма Святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Нечаянная Радость
Слово в Неделю 26-ю по Пятидесятнице
22.12.2024
Чудо человеческой любви
Слово в день зачатия прав. Анной Пресвятой Богородицы
21.12.2024
Неужели мало спасающихся?
Евангелие субботы (Лк, 72 зач., 13, 18—29)
21.12.2024
Перед лицом открытого противостояния
Евангелие пятницы (Лк, 108 зач., 21, 37—22, 1—8)
20.12.2024
Церковь всегда будет нуждаться в таких пастырях
Слово в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских
19.12.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Последние комментарии
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от ОСт
22.12.2024 20:22
Сирия – «родовые схватки» мира перед появлением Машиаха?
Новый комментарий от Владимир Николаев
22.12.2024 19:50
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Vladislav
22.12.2024 19:20
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.12.2024 19:16
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от Русский танкист
22.12.2024 19:03
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Русский Иван
22.12.2024 18:32