Во вторник, 28 января, на Рождественской парламентской встрече в Совете Федерации выступила Наталья Солженицына, президент Русского общественного фонда Александра Солженицына, пишет Regions.ru.
Она, в частности, сказала, что культура наряду с другими ценностями — семьей, любовью к своей стране, верой в Бога, - способствует сохранению единства страны. «Церковь иногда недостаточно внятно и энергично осуждает антикультурные выходки маргинальных групп, совершаемые якобы ради чистоты веры и якобы от имени Церкви. Нельзя в XXI веке запалять костры из книг, нельзя физически крушить пусть даже провокационные выставки, нельзя при полном зрительном зале срывать спектакли при любом к ним отношении, — заявила Наталья Солженицына. — Если кто-то к тому же имеет дерзость называть свою организацию «Божья воля», то Церковь, как кажется, обязана реагировать, обязана заботиться о своем авторитете».
Она призвала православных христиан помнить, что они являются «людьми Слова», и не перенимать образ действия оскорбителей, даже если те машут кулаками. По ее мнению, членам российского общества, «одновременно растерянного и агрессивного», жизненно необходимы взаимопонимание и сближение, и работу над этим должны вести все и ежедневно.
Наталье Солженицыной ответил протоиерей Всеволод Чаплин. «Для меня равно важны человеческая жизнь и святыни. Я уверен, что за святыни нужно умирать. Не должно быть такого в нашем обществе, чтобы эти святыни попирались», - заявил отец Всеволод.
По его словам, если в ходе спектакля оскверняются распятие и священные предметы, хулится имя Христа, «это не только нарушение закона, который, слава Богу, действует в нашей стране, это нарушение высшей правды». «Если в нашей стране ставятся такие спектакли и власти их не останавливают силой закона, это позор для нашей страны, позор, с которым страна дальше жить не может», - убежден священник.
Он добавил, что сам старается влиять на деятельность православных активистов. «Некоторые из тех, кто еще недавно нападал на людей на улицах, сейчас стали себя вести несколько более сдержанно», - заверил он.
Позже о. Всеволод в комментарии телеканалу «Дождь» добавил: «В словах Н.Д. Солженицыной содержалась идея, что христианин якобы не должен отвечать, употребляя силу закона, на вещи, для него и для общества очень опасные. Я считаю, что такие вещи, как принижение и оскорбление ценностей, не менее важных для христианина, чем своя жизнь или даже чужая — очень опасная штука. Если начинаются во время спектакля, во время публичного выступления, во время политического какого-то процесса начинаются такие вещи как осквернение распятия, осквернения возможно освященных богослужебных предметов – венца, как в этом спектакле (речь о спектакле «Идеальный муж» в МХТ имени Чехова, - активисты из «Божьей воли» сорвали одно из представлений, - Regions.Ru), оскорбление людей – это нарушение закона. По крайней мере, правоохранительные органы должны были установить, были ли нарушения закона, и если было, то пресечь это действие».
«Чья точка зрения вам ближе? Должна ли Церковь реагировать на действия тех, кто называет себя православными активистами?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Артемий Скрипкин, настоятель Церкви святого великомученика и целителя Пантелеймона в селе Колчаново Ленинградской области, сказал: «Тут два вопроса: Церковь как организация и как сообщество верующих. То, что говорил прот. Всеволод Чаплин, относится к верующему: как ему относиться к ситуации, когда на его глазах идет попрание веры или оскорбление святыни? В этом смысле отец Всеволод совершенно прав: христианин может сопротивляться беззаконию, которое оскорбляет его веру, благочестие и т.п.»
«Наталья Солженицына поставила вопрос в более широком контексте. Но Церковь же не информационно-публицистическое агентство и не политическая партия, которая должна по поводу и без повода излагать свое авторитетное мнение. Задача Церкви - возвещать Слово Божие, которое ведет человека ко спасению. У нас огромное количество экспертов в разных областях, умных людей, которые пишут книги, дискутируют на разных площадках и в ток-шоу. Церковь же занимается тем вопросом, который никто не может осилить. Это вопрос о православном вероучении необходимом для спасения. И все эти правозащитники, чье сознание находится в публицистическом контексте бытия, просто не совсем хорошо понимают, что такое Церковь и зачем она нужна», - считает пастырь.
«Конечно, - продолжил он, - это не значит, что Церковь должна молчать вообще. Но мы же видим, что Господь не дает бесконечных интервью. Наша задача - вести людей, прежде всего к небу, смотреть на Христа и на Евангелие. Если будем заниматься этим, то все остальное окажется не столь уж важным, и наше мышление не будем таким плоским и газетным, а будет глубоким, онтологичным и библейским».
Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, отметил: «Конечно, Церковь должна давать оценку происходящему, особенно когда от лица православия выступают люди, далекие от Церкви или сами недавно пришедшие к Богу, и когда их позицию не разделяют многие церковные и верующие люди. Когда человек берет на себя ответственность действовать как бы от лица Церкви, Церковь молчать не должна. Не должна она молчать и когда оскорбляют чувства верующих, как в случае с "Pussy Riot"».
«Конечно, есть выходки просто маргиналов, на которые реагировать не следует, да и провокации бывают. В этих случаях реагировать должен закон: влиять на людей, которые оскорбляют чувства верующих, и на людей, которые применяют не совсем адекватные методы борьбы. Мы еще всему этому учимся, так как у нас нет многолетнего опыта, Церковь с такими вызовами раньше не сталкивалась», - пояснил отец Гермоген.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, сказал: «Мы говорим о светской культуре. Она развивается без оглядки на Церковь - они вообще находятся в параллельных мирах. Церковь же не вмешивается в вопросы политические, экономические и культурные, если они не касаются спасения души. Но порой культура начинает претендовать на спасение души, причем то "спасение", которое она предлагает, никак не связано с духовно-нравственным развитием человека. В современном обществе это, как правило, связано с постмодернистским и антихристианским настроением, которое давно возобладало на Западе и пытается утвердиться у нас. Отсюда и непрестанные нападки на Церковь и христианство: начиная с "Кода да Винчи" Дэна Брауна и "Последнего искушения Христа" Мартина Скорсезе, и заканчивая всяческим хулиганством, которое только притворяется "выставками". Так что современная культура явно противопоставляет себя Христу и Церкви, она давно восторжествовала и триумфально шагает по миру».
«Понятно, - продолжил он, - что такие выпады против христианства, особенно там, где христианство лежит в основе культуры, вызывают внутренний протест если не у большинства, то у большой части населения. К сожалению, Европа утрачивает христианские традиции, а у нас, слава Богу, окончательно пока антихристианские идеи не победили. Открытое глумление над христианством верующий воспринимает как издевательство над его собственными чувствами, которые теперь защищены законом».
«Конечно, когда агрессивно настроенные группы срывают выставки и спектакли, Церковь этого одобрить не может, это даже не обсуждается. Но если глумление будет продолжаться, эксцессы такого рода неизбежны – как было неизбежно, например, выступление футбольных болельщиков на Манежной площади. Если закон не реагирует, обществу остается только стихийный протест. Так что одобрять хулиганские выходки нельзя, но случаи, когда большинство общества будет сочувствовать хулиганам, лучше предотвращать загодя», - уверен пастырь.
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, считает, что обе точки зрения небезосновательны. «С одной стороны, христиане не должны унижать себя нехристианскими поступками, с другой, необходимо как-то пресекать кощунственные акты, - убежден он. - Конечно, нельзя это делать так, чтобы отвращать людей от Церкви. А православные активисты недалеко ушли от тех, кто избрал храм Христа Спасителя местом для самовыражения. То есть, с одной стороны, действовать надо твердо, с другой - методами, которые уместны в гражданском обществе. Вести себя как шпана – не единственно возможный способ протестовать. А хулиганство с духом и уставом Церкви все же никак не совместимо».
Протоиерей Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, декан исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, сказал: «С первой частью заявления Натальи Солженицыной я солидарен. А вот со второй частью вынужден вступить в полемику. Здесь мне ближе точка зрения протоиерея Всеволода Чаплина».
«Святитель Иоанн Златоуст сказал: "Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом". В те времена, - да и в не столь давние тоже, - люди понимали все как есть и так же прямо отвечали. Я, к сожалению, не знаю, чем закончилась история с этим спектаклем. Если он снят с репертуара, - значит, акция православных активистов достигла своей цели, привлекла общественное внимание, пусть даже столь эпатажно, к безнравственным, антиобщественным постановкам. Если нет, получается, цель была не защитить святое, а прославить ее участников. Вообще я считаю, что страна, где почти каждая семья, прямо ли, косвенно ли связана родственными узами с новомученниками, отдавшими жизнь за веру, не должна допускать ничего подобного этой кощунственной постановке», - считает пастырь.