26 января 2014 года, в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, Архиепископ Курганский и Шадринский Константин возглавил Божественную литургию в кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского, сообщает пресс-служба Курганской епархии.
Накануне вечером Владыка совершил Всенощное бдение в соборе. Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального собора.
По прочтении Евангелия, Архипастырь обратился к собравшимся с проповедью:
«В сегодняшнем чтении Священного Писания апостол и евангелист Лука повествует нам об исцелении иерихонского слепца. Как часто в нашей жизни бывает так, что мы проходим мимо бедных, нищих людей, имеющих тот или иной физический недуг. И в этот момент многие из нас может быть даже гордятся тем, что у нас все хорошо, и не благодарят и не славят Бога. Но это недостойно поведению христианина, поскольку православный христианин должен в каждом человеке видеть образ Божий.
Евангелие рассказывает нам об одном нищем, который сидел у обочины дороги неподалеку от Иерихона, прося милостыню. Сегодня Иерихон это территория палестинской автономии, один из древнейших городов мира. Когда Иисус Христос походил к этому городу, то молва об исцелении шла перед ним. Ясно, что Иисуса Христа окружали люди, которые стремились к нему: одни чтобы услышать слово истины, другие чтобы получить исцеление, третьи смотрели на него как на фокусника. Толпы зевак всегда сопровождают любое важное мероприятие. Были и такие, которые пытались подловить Иисуса Христа на каком-нибудь, как они считали, неосторожном высказывании. Это были фарисеи, саддукеи, израильские законники, которым не нравилось, что Иисус именует себя и Сыном Давидовым, и Сыном Человеческим, поскольку эти наименования должны были быть присущими только одному Мессии, Спасителю. Но для них видеть Мессию в Иисусе, как они говорили, сыне плотника, бродячем раввине, было унизительным и оскорбительным. Для фарисеев их Мессия, Спаситель, должен был быть грозным завоевателем, который окружен телохранителями, воинствующими полками, национальной элитой, перед которой все остальные содрогаются и пресмыкаются.
"Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня" (Лк.18:35-39).
Образ скромного проповедника Иисуса был очень далек от фарисейской и законнической мечты. Вдобавок ещё и этот иерихонский слепец кричит: "Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня". Становится понятным почему идущие впереди Иисуса запрещали этому слепцу кричать.
Обратим внимание на это краткое Евангельское повествование, в котором при всей его краткости каждое слово, каждая запятая имеет огромное значение. В этом тексте написано: "Шедшие впереди заставляли его [слепца] молчать". Таким образом, мы понимаем, что слава вокруг Иисуса Христа была велика, а были и те, кто настолько хотел примазаться к Его славе, что шли не за Иисусом, а впереди Его, чтобы слава, принадлежащая Иисусу Христу, распространялась и на них - фарисеев и законников израильских. Но при этом они затыкали рот простому народу. Необходимо прочувствовать двусмысленность и коварство данной ситуации.
Долгие страдания, слепота не озлобили этого несчастного человека, хотя такое чрезвычайно часто бывает в нашей жизни. К большому сожалению, Россия занимает первое место по числу самоубийств среди людей пожилого возраста. Как правило, это больные люди, которые не могут терпеть болезни, впадают в отчаяние и озлобление. Нужно понимать, что тогда, две тысячи лет назад положение бездомных было гораздо хуже, не было ни ночлежек, ни социальной помощи, единственно что палестинский климат лучше, чем в Сибири. В страдающем теле этого иерихонского слепца духовно прозревала его душа. Как толкуют святые отцы, и в частности Святитель Василий Великий, иерихонский слепец, не имея возможности видеть сотворенный Богом прекрасный мир, голубое небо с белоснежными облаками, сосредотачивал внутренний взор вглубь самого себя, где сподобился неизреченных откровений и переживаний Божиих. Он был физически слеп, но духовно был более зрячим, чем те толпы фарисеев, которые шли впереди Иисуса Христа и запрещали народу кричать "Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня». Прочувствуя это своим духом, Иисус Христос указал именно на этого иерихонского слепца, чтобы его подвели: «Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть" (Лк.18:40-41).
Иисус Христос, казалось бы, задает не нужный вопрос, ведь Он все знает и без слов. Но очень часто, многие из нас, думая о том, что Бог всё видит и знает, говорят, что достаточно иметь Бога в своем сердце, в душе. А молиться Богу, ходить в храм совершенно не нужно. Иисус Христос требует от нас публичного исповедания своей веры, веры во всеуслышание. Христос знает - чего хочет слепой, чего хочет парализованный, чего хочет прокаженный. Но каждый из них, из нас, чтобы получить исцеление, должен исповедовать свою веру перед всем народом. Вспомним Петра, который трижды отрекся от Христа, хотя в душе, в сердце, конечно же, имел веру. Потом всю жизнь каялся. И сегодня, как и тогда, две тысячи лет назад, есть фарисеи, которые пытаются нас учить не прославлять громогласно Иисуса Христа.
"Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел" (Лк.18:42-43). Вера этого слепца была настолько велика, что Иисусу Христу не требовалось даже делать какого-то внешнего знака, действий, например, помазать глаза или вопрошать о его вере.
Мы знаем из Евангелий, которые абсолютно правдиво показывают различные модели поведения тех, кто получил исцеление от Иисуса Христа. Мы слушали Евангелие об исцелении десяти прокаженных и горький, исполненный упрека возглас Христа: "Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?" (Лк.17:17-18). Также мы слышали об исцелении расслабленного, который после свершившегося над ним чуда, боялся признаться в том, что его исцелил Иисус Христос, а позже выдал Его фарисеям. Многие из исцелявшихся возвращались к себе домой. Совершенно различные модели поведения, также и сегодня, спустя два тысячелетия, каждый человек после встречи с Богом обретает свою модель поведения, свой путь. Очень редко люди следуют путем «иерихонского слепца», именно поэтому евангельское повествование об этом исцелении, несмотря на свою краткость, читается за Божественной литургией в воскресный день. "И он тотчас прозрел» и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу" (Лк.18:42-43). Иерихонскому прозревшему не удалось заткнуть рот.
Дай Бог, дорогие отцы, братья и сестры, чтобы перед нами всегда был светлый образ этого искреннего, твердого и бесстрашного последователя Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, чтобы и нам всякие фарисеи, законники, лжеучители, лжепроповедники, лжедрузья не пытались заткнуть рот ни через интернет, никакими другими способами. Храни и благослови Вас всех Господь, и дай нам Бог иметь такую же твердую веру, какая была у этого прозревшего, духовно зрячего иерихонского слепца, Аминь».
![Фото 2](/images/2014/29127.jpg)
![Фото 3](/images/2014/29128.jpg)