В честь этого исторического события 18 января на Украине и в России состоялся ряд памятных мероприятий. В Санкт-Петербурге представителями Общественного движения «Наследие» в Александро-Невской Лавре был отслужен благодарственный молебен. Богослужение возглавил наместник обители епископ Кронштадтский Назарий.
Молитвы, которые возносили в этот день собравшиеся Свято-Троицком храме Лавры, включали не только благодарения за освобождение малороссийского народа от польского гнета и за воссоединение братских народов Украины и России, но и просьбы ко Господу сохранить мир на Украине и не допустить братоубийственную войну.
Перед молебном владыка Назарий обратился к верующим с пастырским словом, в котором напомнил, что вот уже несколько лет в Александро-Невской Лавре прихожане, среди которых русские и украинцы, молитвенно вспоминают Переяславский акт волеизъявления украинского народа. Правда, как заметил епископ Назарий, понятие «украинский народ» тогда только-только вводилось, и украинское государство еще не существовало.
Учитывая распространение некоторыми современными так называемыми «историками» националистических концепций, уничижающих и извращающих суть Переяславской Рады, владыка Назарий подробно остановился на исторической подоплеке памятного события.
В Переяславской Раде принимало участие государственное образование «Гетманщина» - это Запорожская Сечь и «полки», на которые делились украинские территории, остававшиеся свободными после тяжелой освободительной войны, длившейся с 1648 года по 1654, когда великий сын украинского народа Богдан Зиновьевич Хмельницкий увидел, что грядет час, когда, может быть, Гетманщина будет абсолютно разорена.
Еще в начале этой освободительной войны были им посланы в различные стороны света просьбы о том, чтобы Украина была взята под покровительство более сильного государства. Такие просьбы были доставлены Царю Алексею Михайловичу, Турции, Польше. Казацкие старшины имели возможность выбора, но, учитывая, что народ бурлил, от Польши люди натерпелись по вине униатов, а Турция могла дать вольным казакам лишь одно преимущество - грабить в военных походах, то единственный выбор, при котором православная вера одержала верх - это пойти под омофор православного Царя.
«Я согласен с видным украинским историком Михаилом Драгомановым, который говорит, что если бы в свое время на Переяславской Раде не было принято это решение, то возможно, Украины не было бы вообще, и уж точно ее не было бы в тех границах, какие мы знаем сегодня. – сказал епископ Назарий Лавриненко. – Самое главное значение Переяславской Рады - то, что Украина ныне есть. Ни после Великой Отечественной войны, ни в советское время, а именно тогда, после Переяславской Рады решался вопрос, какой быть Украине?»
Украина пребывает в таком месте, где перекрещиваются интересы многих. Россия ведь тоже была заинтересованы, чтобы Украина была в составе российского государства, потому что, если бы это состоялось, то Россия имела бы выход на Черноморское побережье. Естественно, что Украина была перекрестьем политических планов и ее потому рвали со всех сторон. У Украины был выбор и в то время.
«Вы думаете, что творящееся на Майдане - это какая-то новость? – вопросил наместник Александро-Невской Лавры. – Отнюдь. У Украины в свое время тоже был европейский выбор - это выбор идти под Польшу. Надо сказать, что ополячиться успела значительная часть верхушки казацкой знати. Сегодня, как и в то время, интересы и деньги элиты были в польском королевстве. Тяга к Польше была у тех, чьи деньги, земли и интересы были в Польше. Но народ не мог терпеть далее униатского полонения. Конечно, когда встал вопрос о выборе, тогда народ поддержал присоединение к православному русскому Царю».
Некоторые из историков говорят, что, мол, в свое время Россия сделала все, чтобы быстрее колонизовать Украину. О какой колонизации может идти речь, если в течении почти пяти лет прошение Богдана Хмельницкого лежало у русского Царя? В течение пяти лет была возможность или отозвать, или пересмотреть прошение, состоявшее из 11 пунктов, где сохранялись все права и привилегии, имевшиеся на то время у гетманщины. С какой стороны ни взгляни, на Переяславской Раде состоялось присоединение, а не колонизация. Это было волеизъявление народа.
«Мы знаем, что процесс присяги русскому Царю шел в течение трех-четырех лет. Даже митрополит Киевский не был согласен вначале с присоединением к России. Почему? Очень просто, потому что у украинцев (я это знаю по себе) очень уж велика гордыня – подчеркнул епископ Назарий. – Нам все хочется быть хоть маленькими, да самостоятельными. Процесс присоединения не был одномоментным, но Переяславская Рада положила начало соединения Украины и России».
«Люди, собравшиеся на майдане, хотят представить себя так, якобы они и есть весь украинский народ. Но если вы хотите это доказать, давайте, проведем референдум. Украина сегодня - свободное государство и имеет право присоединиться к кому пожелает, хоть к Африке. – отметил владыка Назарий. - Для России - это рвать тело по живому, потому что мы - единый народ, и если оторвется одна часть единого тела, то появится рана, быть может, незаживающая. Но это должно быть волеизъявлением народа, а не провокацией. Люди, стоящие во главе Майдана смотрят в Европу, потому что их деньги, коттеджи и прочее имущество находится в Европе. А что народ Украины получит в Европе? Надо посмотреть, как живут простые люди в присоединившихся к Европе Болгарии, Румынии, Греции, Прибалтике».
«Украину и Россию связывают единая Церковь, единый Господь. У нас единые корни и все мы вышли из киевской купели. Для нас небезразлично, с кем будет Украина, но это должен быть выбор украинского народа. А мы будем просить Бога еще и о том, чтобы Он утешил тот раздор, который тлеет на Украине, и который является началом гражданской войны, готовой вспыхнуть в любой момент. А потому мы сегодня помолимся, чтобы Господь наших братьев по крови и по духу на Украине сохранил от братоубийственной войны», - заключил епископ Кронштадтский Назарий.
После молебна корреспондент побеседовал с главой Общественного движения «Наследие» Александром Павловичем Близнюком, инициировавшим это молитвенное собрание. По его словам, каждый участник Общественного движения «Наследие» занимается в жизни своим делом, и общественную работу члены ОД – выходцы с Украины – осуществляют, что называется, «по зову сердца». У движения пять знаковых событий в году: молебен в память Переяславской Рады, панихиды по канцлеру Российской Империи Александру Андреевичу Безбородко и по гетману Богдану Хмельницкому, а также дни памяти святого благоверного князя Александра Невского.
А.П.Близнюк высказал огромное огорчение отношением властей России к значению Переяславской Рады и к самому движению «Наследие». «К сожалению, у российских властей на сегодняшний день отсутствует понимание значения Переяславской Рады, - констатировал Александр Павлович. - 20 миллионов русских людей живут на Украине, и как можно забыть о них? Мне это не понятно. Сегодня исполнилось 360 лет Переяславской Раде и мы приглашали в Александро-Невскую Лавру губернаторов города и области. Никто из них не пришел на молебен, хотя никакой другой город как Санкт-Петербург не связан так с Малороссией. Но огромную поддержку наших патриотических чувств мы находим в Русской Православной Церкви. Это опора, которая не дает нам уйти с нашего пути. Мы благодарны епископу Кронштадтскому Назарию за его самоотверженность, за прямоту, с которой он говорит о единстве Украины и России».
Председатель ОД «Наследие» отметил, что такие же настроения есть и среди священников на Украине. Сегодня, одновременно с Санкт-Петербургом, в одно и то же время отслужены благодарственные молебны в Луганске, в Харькове, в Запорожье, в Полтаве, в Суммах, в Ромнах, в Василькове (это первый приход, заявивший, что если соглашение с ЕС будет подписано, они перейдут под омофор Русской Православной Церкви).
У ОД «Наследие» существует проект «Из прошлого в будущее». Его концепция проста - это погружение молодежи Украины в историко-культурную среду Санкт-Петербурга, Ленинградской и Новгородской областей, Псковщины через непосредственное общение с предметами истории и культуры. Общественное движение «Наследие» считает такое знакомство с историей крайне важным, ведь у русского и украинского народа остались лишь две скрепы - это православная вера и культура. Православная вера на Украине сегодня активно разрушается, рвется на куски греко-католиками, автокефалистами. Всего около 400 сект официально зарегистрировано на Украине, и все они работают на уничтожение Православия.
До культуры пока еще руки недругов России и Украины не дотянулись. Но дети, молодежь Украины уже совершенно оторваны от России. Они не понимают той истории, которая объединяет наши государства, не знают той культуры, которая осталась здесь. «Мне кажется, было бы правильным, если бы в этом проекте приняло участие Правительство Санкт-Петербурга, железная дорога. Ведь несложно выделить один вагон раз в месяц, чтобы привезти в Санкт-Петербург с Украины группу детей. Несложно поселить их в гостиницу на неделю», - поделился планами А.П.Близнюк.
ОД «Наследие» один раз уже осуществило этот проект. «Приехали с Украины, из Черновцов, чужие, недоверчивые к России дети, а уехали наши, вспомнившие свое родство. Мы показали им Эрмитаж, пантеоны воинской славы, пушкинские места. Мы провозили ребят по Санкт-Петербургу, показывая им дворцы Разумовского, Безбородко, Кочубея, Паскевича, представителей других знаменитых фамилий мирового уровня. А дети и понятия не имели, что в истории существовали такие люди, которые были их земляками и достигали такого высокого уровня в Российской Империи», - рассказал Александр Павлович.
«Наши дети о связи России и Малороссии уже не знают, для них роднее становится Европа, потому что там открыты для них все дороги: бесплатный проезд, проживание и обучение», – отметил глава ОД «Наследие». В общей массе с Украины в прошлом году в Польше обучалось 20 тысяч человек бесплатно и на полном пансионе. В России обучалось 1 тысяча студентов и для них бесплатным является лишь обучение, а проживание и проезд - за деньги. На Украине сейчас работает множество польских организаций, которые просеивают до сельских школ, выискивая одаренных детей. И как только встречают ребенка с признаками одаренности, сразу предлагают ему бесплатное обучение и проживание в Польше. Единственно, чем они поддавливают - это обучение осуществляют на польском языке. Кто-то из украинцев на это не идет, но многие идут. Таким образом происходит уже теперь перекодировка молодежи, ополячивание украинцев, а по большому счету русских людей.
Александр Павлович отметил несколько фактов из культурной сферы, которые беспокоят членов организации ОД «Наследие». Так, организация направила письмо губернатору Санкт-Петербурга с предложением пересмотреть отношение Администрации города к Украинской национально-культурной автономии (УНКА). Получается, что на бюджетные деньги автономия проводит антигосударственную политику. В письме изложены факты, подтверждающие данный вывод. Эта организация подписала воззвание к мировому сообществу противодействовать России в якобы имеющихся у нее стремлениях покорить Украину и распространить Православие и русский мир как таковой на другие страны. Воззвание было подписано делегацией УНКА во главе с ее руководителем академиком Академии военных наук, полковником советской армии на X Всемирном конгрессе украинцев, проходившем в 2013 году в городе Львове. При этом УНКА действует на бюджетные деньги Правительства Санкт-Петербурга.
Беспокоит ОД «Наследие» и то, что новый 2014 год объявлен Годом культуры, однако нигде не видно упоминания о фрагменте древней южнорусской культуры, который был бы включен в этот проект. Нас беспокоит, что на правительственном, межгосударственном уровне в этом году будет отмечаться 200-летие Тараса Шевченко. Юбилей этот несколько странно выглядит в современных реалиях. Т.Г.Шевченко является главным символом противостояния России и Украины, символом русофобства, антироссийскости. Он не скрывал своих антирусских настроений в своем творчестве, хотя не был откровенным русофобом, а просто играл в оппозицию, не желая покидать Санкт-Петербург и поливая Россию грязью одновременно. Но этой фронде подыгрывала вся элита в то время, это было популярно - поиграть в южнорусскость.
На юбилей Т.Г.Шевченко выделены деньги на правительственном уровне, а вот 205-я годовщина со дня рождения Н.В.Гоголя нигде даже не упоминается, хотя он внес неизмеримо больший вклад в русскую культуру, чем Шевченко. Николай Васильевич не разделял народы России и Украины, а пропагандировал совершенно обратное. «Так вот, память того человека, кто разделял русских и украинцев, публично заявляя о будто бы их различиях, мы празднуем на государственном уровне. Мы не понимаем такой политики. Поощрение за счет российского бюджета групп, ведущих антирусскую национальную политику в России нам не понятно», - заявил в завершении беседы А.П.Близнюк.
Анна Бархатова, корреспондент «Русской народной линии»
4. Стыдно, товарищи священники!.
3. Re: Главное значение Переяславской Рады - существование украинского государства
2. Re: Главное значение Переяславской Рады - существование украинского государства
1. Re: Главное значение Переяславской Рады - существование украинского государства