«Этот учебник должен быть выдержан в строго государственном ключе»

Профессор Игорь Фроянов о встрече Президента России с разработчиками концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории

Новые учебники истории в России 
0
259
Время на чтение 7 минут
Как сообщалось, 16 января Президент России Владимир Путин встретился с разработчиками концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Основные заявления, сделанные в ходе этой встречи, комментирует в интервью «Русской народной линии» известный русский историк, доктор исторических наук, профессор Игорь Яковлевич Фроянов.

Встреча Президента Путина с авторами концепции нового учебника истории для средней школы – событие заметное и важное, прежде всего, потому, что касается очень значимого для нашего общества (а точнее сказать для страны, государства и народа) вопроса. Речь идет, по сути, о долгожданных мерах по восстановлению у русского юношества неповрежденной исторической памяти, которая на протяжении последних трех десятилетий усиленно подвергалась обработке и была деформирована. Осуществлялось это определенными кругами сознательно и целенаправленно. Всё началось со времен горбачевской перестройки, когда выползшие из всех щелей демократы наперебой заговорили о «белых пятнах» в нашей истории и принялись усердно их ликвидировать. В результате мы имеем во многом искаженную историческую картину прошлого нашего Отечества, как досоветских, так и советских времен. Нам внушали и нередко до сих пор внушают мысли о том, что русский народ ленивый, безынициативный и покорный, что свою длительную историю он прожил в «парадигме тысячелетнего рабства», не ведая ничего о подлинной демократии, присущей якобы просвещенному Западу.  Дело дошло до того, что работа по разрушению исторической памяти проникла в среднюю школу. Особенно здесь отличался фонд Сороса, по заказу и на средства которого «стряпали» свои учебники истории продажные авторы. Шла усиленная обработка сознания молодого поколения.

Данное обстоятельство необходимо было, на мой взгляд, с полной определенностью обозначить инициаторам составления концепции единого учебника отечественной истории, чтобы была ясность относительно того, что этот учебник задуман не просто так, а в силу крайней необходимости  и в конкретной исторической обстановке, переживаемой российским обществом и характеризуемой идеологической войной, развязанной противниками России и русского народа.

В этой войне исторические знания используются против нас как средство и орудие растления исторического сознания народа, о чем также надо было сказать открыто и прямо. Подобная прямоты и откровенность нужны для обоснования правомерности вмешательства государства в процесс преподавания истории в школе, поскольку именно государство должно стоять на страже интересов страны и народа. Именно оно обязано защищать наши исторические традиции, ценности, взгляды, многовековой исторический опыт, т.е. то, что составляет менталитет и живую душу народа, отличающие его от других этносов. Иными словами речь идет о защите духовных опор национального бытия, обеспечивающих самое существование русского народа.  

Государства по определению является концентрированным выражением воли народа, а коли так, то создание нового единого учебника есть дело, прежде всего, государственное. Отсюда понятно, что государство должно решать, каким быть учебнику, а не многоликая и разношерстная общественность, где верховодят всякие либеральные «горлопаны». И тут нет ничего противоестественного – школа является государственным учреждением и, следовательно, ему решать, каким должно быть преподавание истории в школах. Об этом тоже надо во всеуслышание заявить, чтобы прекратить всякого рода спекуляции на сей счет. А что мы имеем сейчас? В лучшем случая осторожные попытки в этом направлении, некую завуалированность, недосказанность и даже противоречивость в высказываниях тех людей, которые определяют дело подготовки нового учебника. Создается впечатление, будто начатое дело либо не до конца продумано, либо по каким-то причинам сохраняется некоторая таинственность и неопределенность. Рассуждают о принципиально новом содержании учебника, а проблему сводят, в сущности, к приемам преподавания, т.е. содержательную часть учебника подменяют методической. Президент, например, говорит, что «единые подходы к преподаванию истории совсем не означают казённое, официозное, идеологизированное единомыслие. Речь совершенно о другом: о единой логике преподавания истории, о понимании неразрывности и взаимосвязи всех этапов развития нашего государства и нашей государственности, о том, что самые драматические, неоднозначные события – это неотъемлемая часть нашего прошлого. И при всей разности оценок, мнений мы должны относиться к ним с уважением, потому что это жизнь нашего народа, это жизнь наших предков, а отечественная история – основа нашей национальной идентичности, культурно-исторического кода».

Как видим, речь идет, собственно, о логике преподавания отечественной истории в школе. Однако логика преподавания – это одно, тогда как содержательная часть предмета – вещь несколько иная.  Четкого разграничения тут, к сожалению, не проведено.

Следует согласиться с тем, что исторический процесс неразрывен, что наша история состоит из различных периодов, которые могут восприниматься по-разному, и президент призывает относиться с уважением к «самым драматическим неоднозначным событиям» нашего прошлого. Но тут же допускает досадную непоследовательность, прибегая к словам «совдеповская идеология». Но мы ведь знаем происхождение этих слов, знаем, кто их запустил, и кто ими сейчас играет, поливая грязью русскую историю. Во всяком случае, нельзя сказать, что данные слова являются выражением уважения к недавнему советскому прошлому нашей страны. Получается так, что президент, призывая уважать «самые драматические неоднозначные события» российской истории, сам же отступает от провозглашенного принципа. Урок здесь ясен: необходимо быть чрезвычайно осторожным в пользовании терминологией, особенно тем, кто сейчас возглавляет в организационном и идейном плане чрезвычайно важное и ответственное предприятие по написанию единого учебника истории для школьников.

Этот учебник, по моему глубокому убеждению, должен быть выдержан в строго государственном, официальном, идейном ключе. И вовсе не стоит опасаться того, что кто-то станет клеймить такой учебник как «казенное, официозное, идеологизированное единомыслие», поскольку такого рода отрицательным определениям легко противопоставить позитивные определения: вместо казенное – государственное, вместо официозное – официальное, вместо идеологизированное – идейное. Но возникает впечатление, что наверху не до конца определились, как нужно выстраивать единый учебник. Характерно в этой связи заявление Сергея Нарышкина. Он почему-то вообще повел речь о подготовке какого-то «условно единого» учебника, подчеркивая при этом: «Повторяю, условно единого учебника». Что это за условно единый учебник? Зачем он? Кому нужен этот квазиучебник?   С.Нарышкин умолчал…

Академик Чубарьян в своем выступлении на встрече говорил о том, что разнообразие учебников осложняет работу преподавателей. Президент обратил внимание на эти слова и сопроводил их в заключительной части встречи таким комментарием: «Александр Оганович [Чубарьян] сказал о том, что разнобой в учебниках осложнял работу преподавателей. Вы знаете, это, конечно, важно, но это далеко не самое главное, а самое главное заключалось до сих пор в том, что в той системе сертификации, так условно скажу, учебной литературы, которая поступала в школы, проскакивали такие вещи, которые абсолютно неприемлемы не только для нашей страны и для нашего народа: для любой страны и для любого народа это просто, как плевок в лицо, понимаете. Скажем, некоторые оценки в некоторых учебных материалах того, что происходило во время Второй мировой войны, – это просто безобразие, по-другому и назвать никак нельзя. Я сейчас не говорю о сознательном принижении роли советского народа в борьбе с фашизмом, там более глубокие даже вещи, это просто какой-то идеологический мусор. И вот от этого нам нужно избавиться».

Сказано правильно, но, по-моему, недостаточно. Почему? Да потому что само по себе большое количество учебников с различными оценками исторических явлений и событий является весьма существенным приемом, с помощью которого затемняется национальная память в молодом поколении нашего народа. Пестрота мнений, нередко противоречивых,  а то и диаметрально противоположных, порождает у незрелых умом молодых людей сумятицу в головах, вызывающую негативное вообще отношение к историческому знанию, якобы неспособному воссоздать реальную картину прошлого. Это в свою очередь порождает скепсис к истории в целом, что влечет за собой деформацию, в лучшем случае, а часто и разложение исторической памяти в сознании молодого поколения. Люди же, лишенные исторической памяти, очень удобный материал для всевозможных манипуляций ими. В этом главная опасность и большая беда разноречивых учебников истории в школе. Подобное разноречие губительно для национального сознания. Против этого надо решительно выступать, более того – пресечь незамедлительно. И тут мы опять подходим к мысли создания единого по своим установкам и содержанию учебника.

Говоря о том, что в учебниках встречаются совершенно недопустимые вещи, искажается наше прошлое, принижается роль нашего народа в Победе над фашистской Германией, президент удивляется. «Зачем мы это делаем, мне непонятно, – говорит он. Но делаем это не мы, а наши скрытые и явные недруги. Неужели это непонятно? С нами ведут уже на протяжении десятилетий бескомпромиссную идеологическую войну. И наличие в учебниках отмеченных президентом Путиным наветов, как и других подобных вещей, есть проявление этой войны. Я полагаю, что на столь высоком государственном уровне не могут этого не понимать. Но почему-то открыто не хотят об этом сказать. Сейчас, когда в народе появилось ощущение, что страна возрождается, правда должна быть сказана.

В заключение поделюсь своим личным ощущением. Я порадовался, когда не увидел среди участников встречи с президентом Сванидзе, Шахрая и прочих известных недоброжелателей России. Если тут мы имеем признак очищения авторского коллектива от беснующихся либералов, то это можно только одобрить и приветствовать. Коллектив авторов учебника должен быть подобран не на скорую руку и составлен не из кого попало, а из людей, разумеющих задачу текущего исторического момента. И определяющую роль здесь должно играть государство. Школа у нас, повторяю, государственная, и преподавание должно осуществляться под управлением и контролем государства. Но пока меня не покидает ощущение, что начатая работа ведется с оглядкой на либеральную общественность. Если оно не обманчиво, то боюсь, что ничего путного у нас не получится.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Учебник это отражение идейного тумана власти

Квинтэссенция написанного - "ничего путного у нас не получится". Проф. Фроянов ведёт себя в этой своей заметке точно также как Путин - "неопределённо": вероятно, возможно, боюсь, надеюсь. Он не делает чёткого внятного заключения типа "приговор". Так, всё на что-то надеется, наверно на то, что Путин "наконец опомянтается". А ведь ситуация с учебником есть копия положения с государственной идеологией, которая всё и безнадёжно им ищется. Всё никак не найдёт и не поймёт: "Чего же ты хочешь?" (был такой "ретроградный" роман Всеволодв Кочетова в 1969 году). Ему и либерализм по душе - уже привык, поднахватался, заметил, что частная собственность (основа либерализма в экономике) очень даже хваткая, гибкая, экономичная/эффективная. Правда ТАКАЯ капризная. А вот в сфере неэкономической/духовной никак не может разобраться - вроде либеральные ценности не проходят, не приняты русским обществом, нужно что-то иное. Схватился что под руками - православный консерватизм. Но дальше всенощных на Рождество и Пасху и провозглашения на либеральных валдайских посиделках мутной российской (не русской!) цивилизации/многонационалии по советской схеме "единого российского (советского) народа" дело не идёт. Ни тпру, ни ну! Тут вроде бы уже и Степанов со товарищи подсуетился со своим вариантом патриотической идеологии. Но нет время вчитываться (думать, разбираться), текучка заедает. Тут ещё Украина валится перед олимпиадой. Так что ситуация с единым (но совсем не заидеологизированным!?) учебником истории точно та же, что и с путинской патриотической/государственнической идеологией - хаос и недомыслие. Ведь чиновники, чистящие себя под Путина, ОЧЕНЬ чутко реагируют на пожелания хозяина. А когда от него исходит какая-то противоречивая информация они точно и чётко и транслируют эту сумятицу в массы. Единый, но не идеологизированный учебник истории для СШ этот уродец от скрещивания либерального ежа с консервативным ужом есть точное отражение идеологического бессилия/импотенции власти.
Корхов Юрий / 25.01.2014, 10:22
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Яковлевич Фроянов
Государь Иоанн Грозный как символ Русского Царства
О научно-исторической конференции «470-летие Помазания на Царство Благоверного Великого Князя Иоанна Васильевича Грозного. Начало Русского Царства» (29 января, Москва)
05.02.2017
Все статьи Игорь Яковлевич Фроянов
Новые учебники истории в России
Все статьи темы
Последние комментарии
Задачи и загадки от Святейшего Патриарха
Новый комментарий от Игорь Бондарев
29.11.2024 21:16
Из истории антисистем в России: больной Серебряный век
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.11.2024 18:51
Какое «собирание народов», если под угрозой существование России?!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.11.2024 18:17
«Надо менять концепцию экономики»
Новый комментарий от АБС
29.11.2024 17:09
К 90-летию фильма «Чапаев»
Новый комментарий от Русский Иван
29.11.2024 15:23