«Сейчас в нашей теологии очень много элементов униатского характера»

Протоиерей Олег Стеняев о католических торжествах, посвященных 50-летию встречи Патриарха Константинопольского Афинагора и папы Римского Павла VI

0
1629
Время на чтение 4 минуты

«В этом году Неделя молитв о единстве христиан (18-25 января) проходит под исключительно благоприятной экуменической звездой. Тема Недели взята из первой главы Первого послания к Коринфянам, в которой Павел решительно призывает к единству и задает вопрос, бросающий вызов нашей совести: "Разве разделился Христос?" (1 Коринфянам 1,13). После такого вопроса сразу приходит на ум трагическая ситуация разделённого христианского мира, так как существующее и поныне разделение Церкви следует понимать как разделение того, что по своей природе является неделимо, то есть единства Тела Христова. Именно эта болезненная проблема была поводом к созданию декрета Второго Ватиканского собора на тему экуменизма "Unitatis redintegratio", который был обнародован ровно пятьдесят лет назад», - говорится в обращении президента Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Курта Коха. Документ опубликован на сайте «Радио Ватикана».

«В самом деле, - продолжил он, - там, где агапэ существует по-настоящему как церковная действительность, она, чтобы быть достоверной, также должна стать агапэ евхаристической. Это общее убеждение выразили в Иерусалиме Патриарх Афинагор и папа Павел VI, а также подтвердил сам Патриарх в 1968 году в своём пламенном заявлении: "Пришло время христианского мужества. Мы любим друг друга, исповедуем общую веру, вместе отправляемся в путь к славе священного общего алтаря". (Tomos Agapis, 277). Эта памятная встреча в Иерусалиме проложила путь историческому событию 7 декабря 1965 года, когда, незадолго до завершения Второго Ватиканского собора, в константинопольском кафедральном соборе Фанара и в базилике Святого Петра в Риме самые высокие представители двух церквей удалили "из памяти и церкви", - по словам их совместной декларации, - взаимные решения об отлучении от церкви (экскоммуникации) от 1054 года, чтобы они не стали "препятствием для сближения в любви". Патриарх Афинагор и папа Павел VI, действуя от имени своих церквей и создавая чёткий правовой акт, заявили в обязующей форме, что трагические события 1054 года больше не принадлежат к официальному содержанию церквей. Этим актом яд отлучения был удалён из тела церкви, а знак разделения был заменён символом любви, - говоря словами тогдашнего профессора богословия Йозефа Ратцингера: "Отношения ‘охлаждённой любви’ и ‘оппозиций, недоверия и антагонизма’ были заменены на отношения любви и братства, символом которых стал братский поцелуй"».

«Встреча 1964 года и постановление 1965 являются отправной точкой экуменического диалога любви и истины между Католической церковью и Православными Церквами, - диалога, который в дальнейшем должен быть углублён, как и в наши дни, так и в будущем. Поэтому мы надеемся, что празднование исторической встречи, прошедшей в Иерусалиме пятьдесят лет назад, и прежде всего благодаря повторной встрече представителей обеих Церквей - Патриарха Варфоломея и папы Франциска - сможет снова дать надежду на дар церковного общения, а также углубить желание единства в Евхаристии, - желание, которое в 1964 году присутствовало особенно сильно. Особенно в свете этого юбилея мы искренне надеемся, что 2014 год, в ходе которого мы отмечаем обнародование трёх важных документов Второго Ватиканского собора, будет находиться под счастливой звездой, и прежде всего с точки зрения экуменизма. Догматическая конституция о Церкви, Декрет об экуменизме и Декрет о Восточных Католических Церквах являются сегодня Великой хартией Католической Церкви и пребудут таковыми и в будущем», - заключил кардинал.

Данное обращение анализирует в интервью «Русской народной линии» известный священник, руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.C.Хомякова, протоиерей Олег Стеняев:

«Я думаю для того, чтобы диалог между Православием и католицизмом был нормальным, надо говорить не только о том, что нас объединяет, но и том, что нас разделяет. Без этого никакого литургического общения быть не может. Надо касаться спорных вопросов и со своей стороны православные должны призывать Римскую церковь к пересмотру тех нововведений, которые противоречат вере единой Церкви до 1054 года.

Если люди, которые собираются для переговоров, друг с другом во всем согласны, то им просто не о чем говорить. А когда у каждого своя позиция, то может возникнуть живая интересная дискуссия. Экуменизм 60-70 годов родился от некоей идеологической беспринципности на волне тех революционных новаций, которые переживало западное богословие. Благодаря милости Божией православная теология держится за веру единой Церкви и отражает её в полном объеме. В этом наше великое достояние. Мы должны оберегать чистоту веры, потому что когда в Католической церкви начнутся какие-то процессы, именно православные смогут предложить им выход из того положения, в котором они оказались.

Католическая церковь пребывает в глубочайшем кризисе. Католики потеряли Западную Европу, об этом уже говорили Иоанн Павел II и Бенедикт ХVI. Они констатировали, что Европу надо заново обращать в христианство. В современном католическом богословии есть группы теологов, которые стоят на консервативных позициях и готовы к нормальному диалогу. Нормальный диалог - это именно диалог, а не взаимные овации и соглашательские позиции.

К сожалению, сейчас в нашей теологии очень много элементов униатского характера. Униатский настрой особенно виден в работах молодых теологов. Но униаты не выражают суть Православия. Это как раз попытка уйти от естественного разрешения теологических споров. Просто уйти в мир латинской схоластики, капитулировать, сдаться в плен».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

9. Ответ на 8., SergeyD:

Что-то как-то мудрено и не о чем — понятно только одно: опять во всем виноват Кураев...

Ну что же не понятно? О.Кураев нащупал нерв:нельзя верить тому,чему верить нельзя. И дело вовсе не в церкви. Вопрос гораздо,гораздо шире.Вопрос назрел.Эпоха материализма должна быть открыто сменена. Так что о.Кураев поднял вопрос отмены эпохи материализма. Ибо нельзя верить тому,чему верить нельзя(первичности материи).А материализм пропитал уже все,проник в самую иерархию (не Церкви)системы . Или нет? Разве не видно,что ложь действует везде,как радиация ...двойных стандартов и подмен понятий? Разве это не конец эпохи материализма с ее ложью достигшей до неба? Разве не пришло время прямой и мудрой Истины? Сами то больные гомосексуалисты здесь - лишь повод для вопроса. Вопрос в подмене понятий иерархии ,с которой Власть опираясь на себя справиться не сможет,потому,что опирается на таких же людей- власть. А один человек(сознание одного человека)не может противостоять системе материализма. Необходима смена материалистического мировоззрения. О.Кураев не говорит о причине,но причина затронутой им темы - именно эта.Потому,что кто будет говорить о смене материализма,тот будет выглядеть дураком: система материализма это обеспечит.Но это не значит,что эту эпоху нельзя отменить. В "Откровении" говориться :"Здесь мудрость.Кто имеет ум..." Судите сами - есть ли обвинение в моих словах о.Кураева? И если есть,то- в нерешительности сказать слово о причине.Хотя с его интеллектом это вроде как и возможно - сказать о смене эпохи материализма.
Бондарев Игорь / 24.01.2014, 18:36

8. Ответ на 5., Бондарев Игорь:

Это вряд ли. По закону отрицания отрицания. Потому,что их отрицание отрицает Традицию.Которая в Модерне и есть Традиция в самоотрицании. То есть их резонанс в отрицании Традиции ведет к расколу скорлупы Модерна(постмодерна,ибо постмодерн - не оконченный модерн в неоконченном отрицании) и завершению постмодерна ,и возвращению к началу Традиции (или очищенного модерна). Пример? Пожалуйста - о.Кураев. Проблема как раз в затягивании сего "отрицательного резонанса". В любом случае нужны смыслы. Новые,на основе традиционных. Как-то,например,что советское и православное(или католическое но не католицизм) - аутентичное друг другу по источнику Духа. То есть аутентичные по источнику. А католицизм и КПСС,материализм и фашизм - аутентичные друг другу по источнику материальности духа,тленности,первичности материи.

Что-то как-то мудрено и не о чем — понятно только одно: опять во всем виноват Кураев...
SergeyD / 24.01.2014, 14:38

7. Re: «Сейчас в нашей теологии очень много элементов униатского характера»

Настало время разобраться:как может существовать герметика Духа и герметика материализма,в которой дух вторичен? Ответ должен быть только один. Если утверждаем первое,то как быть с материализмом? Если сохраняем материализм,тогда герметика Духа является ложью. Если вопрос ставится временем и событиями в нем,значит надо давать и ответ.Пора.
Бондарев Игорь / 24.01.2014, 11:35

6. Re: «Сейчас в нашей теологии очень много элементов униатского характера»

О.Кураев соединил церковьигосударство в отрицательном резонансе. И этим самым отделил себя,и его исключили ...
Бондарев Игорь / 24.01.2014, 11:05

5. Ответ на 3., SergeyD:

Теперь, если представить себе, что "наши" либералы и "их" синхронизируют свои действия, а, правильней, противодействия, мы получаем не очень приятный сценарий, а, по-сути, раскол...

Это вряд ли. По закону отрицания отрицания. Потому,что их отрицание отрицает Традицию.Которая в Модерне и есть Традиция в самоотрицании. То есть их резонанс в отрицании Традиции ведет к расколу скорлупы Модерна(постмодерна,ибо постмодерн - не оконченный модерн в неоконченном отрицании) и завершению постмодерна ,и возвращению к началу Традиции (или очищенного модерна). Пример? Пожалуйста - о.Кураев. Проблема как раз в затягивании сего "отрицательного резонанса". В любом случае нужны смыслы. Новые,на основе традиционных. Как-то,например,что советское и православное(или католическое но не католицизм) - аутентичное друг другу по источнику Духа. То есть аутентичные по источнику. А католицизм и КПСС,материализм и фашизм - аутентичные друг другу по источнику материальности духа,тленности,первичности материи.
Бондарев Игорь / 24.01.2014, 10:54

4. Ответ на 3., SergeyD:

"...не захочит"

Пардон, опечатка! Конечно, "не захочет". К слову, не только не захочет, но еще и не дадут!
SergeyD / 24.01.2014, 08:08

3. Кому куда идти

"...православные должны призывать Римскую церковь к пересмотру тех нововведений, которые противоречат вере единой Церкви до 1054 года..." Т.е., упрощая мысль о. Олега, можно резюмировать словами героя известного фильма: "Нет уж, лучше вы к нам..." К сожалению, сегодняшние наши внутрицерковные настроения отдельных "адептов" действительно отдаляют нас от ортодоксального образа православной жизни. Поэтому, смею предположить, что сделать шаг навстречу нам, т.е. признать свои ошибки не столько не захочит определенная часть католиков, сколько не позволят внутренние "либеральные" силы РПЦ. Эти силы явно не устроит подобный сценарий, ибо их цель — заставить как раз РПЦ пойти на уступки западу для скорейшего воплощения своего образа жизни. Теперь, если представить себе, что "наши" либералы и "их" синхронизируют свои действия, а, правильней, противодействия, мы получаем не очень приятный сценарий, а, по-сути, раскол...
SergeyD / 24.01.2014, 07:19

2. Ответ на 1., Иоанн Быков:

о. Олег,с большим интересом смотрю и слушаю ваши лекции. Дай вам Бог здоровья и долгих лет! Оценивая ситуацию со стороны,думаю правильно что РПСЦ не идет на контакт с РПЦ. Русский народ страдает с реформ 17-го века и поделом нам.

Иоанн, Вы не правы, по-видимому, Вы несколько идеализируете состояние современного старообрядчества. РПСЦ тщательно скрывает от своих старообрядческих антимодернистов информацию о контактах по одной - совершенно прозаической причине - обгадят митрополита своего и разбегутся по согласиям. Например, когда в РДЦ велись какие-то переговоры с МП, то поднялась такая волна, что были предприняты кое-какие экстренные меры - т.е. переговоры с греками-старостильниками. Дабы доказать свою стойкость в антимодернизме. Между тем, истерия с проблемой экуменизма дает старообрядчеству некий смысл существования, как бы уже и терявшийся. Никонианство признается (для внутреннего пользования)не безблагодатным, но как бы идущим не туда. Короче говоря, современные адекватные старообрядцы относятся к нам так же, как умеренные старостильники. Но отсутствие контактов, повторюсь, обусловлено не этим, а вышеизложенными причинами бытового харатера.
Павел Тихомиров / 23.01.2014, 18:08

1. «Сейчас в нашей теологии очень много элементов униатского характера»

о. Олег,с большим интересом смотрю и слушаю ваши лекции. Дай вам Бог здоровья и долгих лет! Оценивая ситуацию со стороны,думаю правильно что РПСЦ не идет на контакт с РПЦ. Русский народ страдает с реформ 17-го века и поделом нам.
Иоанн Быков / 23.01.2014, 16:39
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Олег Стеняев
Все статьи Протоиерей Олег Стеняев
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.11.2024 14:19
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Сергей из НН
25.11.2024 14:16
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Владимир Николаев
25.11.2024 13:30
«"Орешник" есть традиционная русская ценность»
Новый комментарий от Владимир Николаев
25.11.2024 13:22
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.11.2024 13:12