23-летний выпускник Казанского научно-исследовательского технического университета (КНИТУ, в советское время ВУЗ был известен как КАИ – Казанский авиационный институт) Роман Корнилов обратился с заявлением к генеральному прокурору РФ Юрию Чайке с просьбой изъять из обращения учебник «История Татарстана с древнейших времен до наших дней», написанный Данией Сабировой и Якубом Шараповым, в котором пропагандируется татарский национализм.
«Согласно общепризнанным определениям, которые можно найти в литературе, преднамеренное или случайное внесение изменений в описание исторических событий называются фальсификацией истории или исторической фальсификацией, - пишет Роман Корнилов в обращении к генпрокурору, копию которого он разослал в СМИ. - Исторические фальсификации активно используются, в том числе, в целях обоснования национальной исключительности того или иного народа. Методом фальсификации является создание исторических мифов на определенные темы. Когда я был ещё студентом Казанского национального исследовательского технического университета (КНИТУ-КАИ), мне все эти мифы внушались во время самостоятельных занятий по Истории Татарстана, поскольку преподавателями был рекомендован учебник Д.К.Сабировой и Я.Ш.Шарапова "История Татарстана с древнейших времен до наших дней", выпущенный издательством "КноРус" (Москва, 2009). Теперь же, как выпускника этого вуза меня заставило обратиться к Вам и то, что данный учебник продолжает использоваться при обучении студентов вузов Республики Татарстан - субъекта Российской Федерации. Анализируя содержание этого учебника с позиций выпускника, я нашел целый спектр исторических мифов относительно истории Татарстана, которые формируют чувства исключительности представителей татарского этноса, одновременно формируя негативное восприятие русского этноса и самого нашего государства – России».
После перечисления целого ряда антироссийских цитат из учебника Роман Корнилов просит Юрия Чайку «провести проверку по всем изложенным в настоящем заявлении фактам и принять по ним надлежащие меры прокурорского реагирования, а также (в случаях выявления нарушений) - изъять данное учебное пособие из обращения ВУЗов РТ».
Ранее «Русская народная линия» уже писала об этом антироссийском учебнике. По мнению активистов татарского интернет-сообщества «Татары – патриоты России», в данном учебнике «пропагандируется татарский неонацизм», а представленные в учебнике исторические мифы «формируют чувство исключительности представителей татарского народа, одновременно формируя негативное восприятие русского народа и нашего общего государства – России».
Как отмечал руководитель Приволжского филиала Российского института стратегических исследований (РИСИ) Раис Сулейманов, Татарстан в данном учебнике с помощью словесных манипуляций объявляется одной из «древнейших стран на северо-востоке Европейского континента». Волжская Булгария и Казанское ханство идентифицируются с современным Татарстаном таким образом, что у неискушенного читателя складывается впечатление: современная Татария (субъект РФ) существовала тогда в качестве независимого государства. Показательны названия разделов и параграфов: «Древнейший Татарстан», «Древний Татарстан», «Ранние государственные образования древнего Татарстана».
По мнению Сулейманова, это обычный приём идеологической манипуляции: история молодого государственного образования (если считать таковым Татарстан с момента провозглашения в 1920 г. Татарской автономной республики) искусственно удревляется и его именем называют древние государства и области. В свою очередь, это создаёт удобную возможность для экстраполяции политической ситуации времён 90-х годов ХХ века в прошлые века - мол, и тогда агрессивное русское государство боролось с «суверенитетом Татарстана».
Наивысшего пика своеобразное «осовременивание истории» в антироссийском духе достигает в учебнике Сабировой и Шарапова при описании событий, связанных с присоединением к русскому государству Казанского ханства в 1552 г. Показательны названия отдельных глав и подглав: «Обострение Татарстано-Российских отношений» (в главе речь идёт о первой половине 16 в.), «Война за независимость», «Борьба против оккупации».
Из данного учебного пособия учащиеся узнают что «государственную границу Татарстана (!) пересекла русская армия», «Татарстану не удалось отстоять в полной мере свою национальную самобытность». В этом же учебнике сообщается о том что «страна» после присоединения к русскому государству «состояла из двух общин: татарской, национально-подавленной, и русской, относящейся к господствующей нации». Ещё один перл в разделе, описывающем взаимоотношения Казанского ханства и Московского государства: «Москва действовала, не считаясь ни с какими моральными и международно-правовыми нормами».
При этом на первой странице данного шедевра антироссийской пропаганды каждый желающий может прочитать о том что он рекомендуется к изучению Министерством образования РФ «в качестве учебника для студентов высших учебных заведений». По мнению Раиса Сулейманова, «это учебник с ярко выраженной антироссийской направленностью, ставящий под сомнение легитимность российского государства на территории Поволжья». Через учебник красной нитью проходит мысль о противостоянии Татарстана и России... начиная с 10 века н.э.! При этом сложности взаимоотношений Киевской Руси и Волжской Болгарии авторы интерпретируют как начало этого противостояния.
Как считает казанский историк Александр Овчинников, слова «Россия», «Москва», «русские» в большинстве случаев подаются в учебнике в негативной плоскости, причём делается это таким образом, чтобы «помочь» студенту найти соответствие «агрессивным действиям России» в событиях прошлого, и наоборот - действиям Московского государства по присоединению Казанского края найти соответствия в современных политических реалиях.
По мнению участников прошедшей 24 апреля 2012 года в Казани конференции «Фальсификация прошлого в учебниках по истории Татарстана и татарского народа», авторы данного учебника фактически занимаются разжиганием межнациональной розни. Кроме того, по мнению участников конференции: 1) в учебнике явно просматривается антигосударственная (антироссийская) и антирусская направленность, материал учебника формирует у учащихся установки, подрывающие устои российского государства; 2) учебник носит не столько образовательную, сколько идеологическую (антироссийскую) нагрузку, поскольку с историческими фактами авторы обращаются «вольно», тасуя их в заданной антироссийской идеологической плоскости; 3) необходимо немедленно изъять данный учебник из образовательного процесса.
Присутствовавшие тогда на конференции в Казани представители СМИ напомнили о том, что в советское время автор учебника Дания Сабирова считалась специалистом по «дружбе народов», осуществляемой под чутким руководством КПСС. Именно «направляющей и укрепляющей» роли КПСС в деле усиления межнациональной дружбы трудящихся посвящена её докторская диссертация.
По мнению одного из присутствовавших тогда на конференции журналистов, «возможно, в связи с переменой политической конъюнктуры, она посчитала, что в суверенном Татарстане выгоднее быть специалистом по разжиганию вражды между народами».
Ранее ряд татарстанских СМИ сообщили о том, что автор учебника «История Татарстана с древнейших времен до наших дней» Дания Сабирова была награждена почётным званием «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» согласно указу Президента России Владимира Путина от 28 июля 2012 года «О награждении государственными наградами Российской Федерации». Как тогда сообщили ряд патриотических СМИ, Президент Владимир Путин не имеет личного отношения к инициативе о награждении Дании Сабировой, поскольку представления для наград Президента России жителям республики готовят в Аппарате президента Татарстана, «поощряя татарских националистов и ставя таким образом Президента России в глупое положение».
1. Re: Пропаганда татарского национализма и сепаратизма за государственный счет