Среди награжденных Архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий (Дроздов) (Белоруссия), митрополит Месогеи и Лавреотики Николай ((Хаджиниколау) (Греция), монахини греческого монастыря Cвятой первомученицы Феклы во главе с игуменьей Пелагией (Сайаф) (Сирия), Межпарламентская Ассамблея Православия (МАП) и Дорофей Фионик стали лауреатами двадцать четвертой Премии имени князя Константина Острожского.
Архиепископ Димитрий, в прошлом – инженер, в 1977 году был пострижен в монахи, а в сан епископа возведен в 1989 году, в годы после перестройки, годы возрождения православной Церкви на Востоке, восстановления не только духовного наследия, но и материальной культуры. Владыка не только справился с поставленными перед ним задачами, но сделал намного больше, чем от него ожидалось. Результаты его труда можно измерить количеством возведенных храмов, вновь восстановленных монастырей, открытых духовных школ, воскресных школ и курсов для верующих или летних оздоровительных лагерей. Первым местом служения епископа была Полоцкая епархия. Стоит вспомнить, что когда из Полоцкой епархии, первой из принявших христианство на белорусских землях, но в XX веке наиболее атеистической части Беларуси, выделено Витебскую епархию, было в ней лишь девять храмов и двенадцать священнослужителей. В настоящее время в епархии 187 приходов, 143 церкви и шесть монастырей, 178 священников. Однако архиепископ Димитрий это прежде всего человек молитвы, который смысл своей миссии видит не в возведении стен, а в формировании душ.
У греческого митрополита Месогейского и Лавреотикийского Николая тоже профессиональное техническое образование. Он является выпускником престижных американских вузов в специальности астрофизика (Гарвардский университет) и инженерная механика (Массачусетский технологический институт), занимался также инженерной биомедициной, был советником NASA. Интерес к проблемам биоэтики и социологическим импликациям биомедицины повлиял на то, что в 1989 году Николай отказался от мирской научной карьеры, постригся в монахи, стал священником, затем эпископом. Он, по-прежнему, занимается биоэтическими проблемами, связанными, напр. с трансплантацией, но теперь, с точки зрения пациентов. В прошлом году вышла на польском языке, изданная монастырем св. Екатерины в Залешанах в переводе м. Елизаветы Ничипорук, книга «Там, где не видно Бога» - сборник рассказов о сложных вопросах человечества, о переходе человека из этого в другой мир, о боязни тех, кто уходит и страдании тех, кто остается и о том, что настоящая вера может облегчить боль, скорбь и печаль.
Христиане стали одними из первых жертв гражданской войны в Сирии. Их убивают, выгоняют, грабят, преследуют, они испытывают также забвение – мир не хочет слышать об их страданиях, их нет в главных сообщениях СМИ, они не появляются в основных событиях. Премию им. князя Константина Острожского передали в руки игуменьи Пелагии и других монахинь монастыря св. Феклы в сирийском г.Маалюле, расположенном в 55 км от Дамаска. Монастырь был основан в первые века христианства. Монахини монастыря были похищены исламскими экстремистами. Их судьба до сих пор неизвестна. Премия является выражением солидарности, единства с братьями и сестрами по вере и со всеми страдавшими и терпевшими несправедливость.
Межпарламентская Ассамблея Православия была создана двадцать лет тому назад по инициативе Греческого парламента, её участниками являются православные депутаты из 26 стран всех континентов. Но не политические проблемы являются для них самыми главными, а вызовы, стоящие перед христианством и защита традиционных ценностей. Они дают выражение чувствам – солидарности, толерантности, братства, ищут дипломатические пути решения конфликтов, в которые вовлечены православные верующие – на Балканах, на неспокойном Ближнем Востоке и в каждом уголке мира. Ассамблея пользуется все большим авторитетом, она верна своему девизу «Православие в новой действительности».
Дорофей Фионик, многолетний сотрудник журнала «Przegląd Prawosławny» [«Православное обозрение»], этнограф и фольклорист, является основателем и руководителем Музея малой родины в Студиводах близ города Бельск-Подляски, в котором хранятся экспонаты, отражающие национальные особенности быта белорусов этих земель и белорусской культуры во всех её проявлениях – музеем издаются книги, восстанавливаются забытые обряды, старое национальное песнопение, рукоделие. Активность Дорофея Фионика пересекает границу – ведь разделяет она однородные в культурном плане земли Подлясья и Полесья. Охрана культурных ценностей в его деятельности гармонически сочетается с вовлечением в жизнь Церкви. Национальность и вера связаны в ней друг с другом неразрывно.