Ставропольский форум, созданный в 2012 году при непосредственном участии Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в дни его визита на Кавказ, призван стать постоянно действующей площадкой широкого диалога о возрождении нравственных ценностей русского народа, развитии культурных, духовных связей со всеми народами Кавказа. Уже в начале второго форума было, в частности, подчеркнуто, что сегодня очень важно найти способ донесения глубоких философских мыслей до каждого гражданина России, потому что разрушительные вызовы современности особенно активно действуют именно на духовном уровне. ВРНС дает такую возможность, предоставляя трибуну всем, кто озабочен судьбой страны и российской государственности. Ставрополье, позиционирующее себя центром русского мира на Кавказе, также сталкивается с этими вызовами и ищет свои адекватные ответы
Заместитель председателя Правительства РФ, полпред Президента России в СКФО Александр Хлопонин, выступая на форуме, сказал, что для полноценного развития государства Российского нужны сознательные, деятельные, образованные граждане, которые искренне любят свою страну и верят в ее будущее.
«Эта задача не может быть реализована в отрыве от духовных ценностей и культурного наследия народов нашей страны. Вспомним: в советский период главенствовала наднациональная идея. И все-таки каждый житель Кавказа гордился тем, что в нашей стране есть Юрий Гагарин, есть автомобиль "Волга"... Когда вдруг "ворота" открылись, мы оказались в другом пространстве и оказались к этому не готовы. Легко стало пересечь границу, получить абсолютно другой взгляд на мир. Мы поняли, что в мире есть и другие ценности. И самый большой конфликт, который я сегодня вижу в молодежи ( а вы ничего от нее уже не спрячете, не закроете Интернет): хотя 80% молодых на Северном Кавказе идентифицируют себя гражданами России, они не могут идентифицировать цивилизационные ценности – Восток или Запад. Опасна эта каша в головах людей, как пластилин: что хочешь, то и лепи. Поманишь, где вкуснее, туда и шарахаются. Как этому противостоять?» - задается вопросом полпред.
«Я в Москве политикам, сидящим в высоких федеральных кабинетах, задаю вопрос: "А вам зачем Кавказ?". Да, это территория государства Российского, но кроме территории, которая несет одни неприятности, зачем вам нужен Кавказ? Родина? Объясните это на русском языке десятикласснику московской школы, который с утра до вечера слышит из телевизора, что здесь взрывают, убивают, что здесь одни бандиты, что мусульмане все плохие, здесь хиджабы и т. д. Давайте сформулируем для нормального гражданина страны, что такое Кавказ, так же как Сибирь, Дальний Восток… Во-первых, на Кавказе мы имеем уникальный демографический ресурс, которым абсолютно не умеем пользоваться. А культура Кавказа? Кавказ – это кузница великой культуры Русского государства, чем тоже не умеем воспользоваться. Экономически Кавказ – мощнейшая транзитная зона, которая для нас важна стратегически. Что будет, если мы не сможем, например, контролировать Южный поток? Наконец, Кавказ – важнейший форпост, который противостоит проникновению всяческих радикализмов в Россию. Он первым испытывает эти удары на себе и держит эти удары, что бы кто ни говорил. Посмотрите, в Дагестане как сегодня полыхает, но он держит этот удар, и гибнут там, между прочим, граждане России разных национальностей. Гибнут священнослужители… Вот почему я горой стою за Кавказ, буду за него биться и повторять, что эта территория для меня жизненно необходима», - заключил А.Хлопонин.
Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт заметил, что на Кавказе живут люди, родные всей России по своему духу. «Говорю это как человек, родившийся на Кавказе. Почему здесь к русским, живущим на Кавказе, со стороны братьев-мусульман всегда отношение было уважительным? Что являлось корнем этого? Уважение это складывалось не потому, что русские демонстрировали силу, а потому, что русские были надежны как партнеры, являясь не только носителями нравственных ценностей, но и будучи людьми веры. Понятие "человек веры" распространялось не только на то, что он живет обрядовыми условиями, оно коренилось намного глубже, означало принцип отношения ко всему. У верующего человека никто не будет спрашивать, как он относится к различным современным вызовам, таким как однополые браки, или предложениям вообще отменить институт семьи, заменив ее "партнерством". У человека верующего есть четкий ответ – его внутренний религиозный выбор. А определение русского человека как надежного человека сегодня как нельзя актуально», - продолжил владыка.
«Где корни этой надежности? Тут можно вспомнить византийское право, унаследованное после Крещения Руси: появляются скрепы между церковью и государством, перестающим быть языческим, христианские ценности становятся ценностями самого государства, утверждаются ценность человеческой жизни, свободы, возможности самовыражения. Христианская мораль становится частью юридического права. История переживала разные времена. Когда в ХХ веке появились некие "кодексы" как своего рода копия Закона Божьего, все прекрасно понимали, что является основой государства с точки зрения сохранения его нравственного облика. Потерять этот нравственный облик – значит, потерять все, в том числе и границы экономические и географические… В нашем государстве живы четкие принципы. К примеру, недавнее принятие Госдумой закона о запрете пропаганды гомосексуальных "браков" и подобного рода взаимоотношений вызвало бурю негодования в "просвещенной" Европе. Не меньшие "бури" вызывает и Церковь. Почему? Потому что она называет себя Русской Православной Церковью, сохраняющей в себе дух и сущность народа. Тех самых русичей, которые, приняв византийское право, образовали новое государство», - добавил владыка.
«Со всей ответственностью я готов сказать, что законы Российской Федерации позволяют не только защищать основы нашей нравственности, но и развивать их и укреплять. Ярким примером этому стало преподавание основ православной культуры в школах. Есть шесть модулей, есть возможность родителям сделать выбор. К сожалению, не всегда этот выбор бывает свободным, порой родителям настойчиво предлагают тот или иной модуль, ссылаясь на какие-то фобии или опасения. Сегодняшние законодательные акты дают нам возможность быть по-настоящему свободными в своем нравственном выборе. И не нужно думать, что этот выбор должен делать кто-то другой за нас. Наш форум дал прекрасную возможность публичного общения, исповеди выражения своих надежд. Ведь всегда исповедь отличала по-настоящему свободного, деятельного, мыслящего человека от раба. Нас сегодня пугает собственная пустота, собственная неубежденность: "кто я" – православный, мусульманин, русский, дагестанец? Неубежденность в своих нравственных ориентирах. Форум дал возможность понять: никто нам ничего не диктует, лишь диктат нашей веры, нашего выбора», - заключил епископ Феофилакт.