Далеко не все, интересующиеся историей современной России, знают о том, что 3 октября 1993 года, накануне расстрела войсками, так называемого Белого дома в Москве, в нём была совершена Божественная Литургия. И все, кто желал, исповедались и причастились Христовых Таинств. В числе других вёл службу отец Алексей Злобин, священник из Тверской области, он открыл в осажденном парламенте «свою церквушку».
Об этом удивительном эпизоде рассказал в своей книге «На изломе» известный тверской писатель Валерий Кириллов. «В момент штурма отец Алексей Злобин причащал всех запасными дарами, при условии исповедании ими Веры. Конечно, на пороге смерти уже не спрашивали, постились ли они или нет, важно, что они сознавали величие Таинства. Я считаю, что Церковь делала, что могла. Преклоняюсь перед мужеством отца Алексея Злобина, отца шестерых детей, который оставался под обстрелом все эти страшные восемь часов».
Так вспоминал иеромонах Никон (Беланевец), на его публикацию сослался автор.
Выход своей интересной и поучительной книги Валерий Кириллов приурочил к 20-летию «октябрьских событий», оно отмечалось в 2013 году. Было опубликовано немало новых свидетельств. Среди них своё, я бы сказал, особое место, заняло публицистическое исследование «На разломе».
Собственными ушами я слышал «откровения» некоторых участников той «революции». Они всерьёз уверяли, будто никакого расстрела Белого дома в Москве не было, а низложение Верховного Совета отсутствовало. Но были... так, кое-какие «стычки» между депутатами, придерживающимися разных точек зрения. А один из «героев», выступавший в эфире известной московской радиостанции, договорился до того, что «никто никого не убивал» в октябре 1993 года, поэтому он призвал «доводить до молодёжи всю правду о тех событиях».
Даже нет охоты тратить слова на возражения таким «свидетелям» и выплёскивать своё личное возмущение. Но отмечу, что всё это не «случайно выходит», а делается в русле «всеобщего переписывания» русской истории, её искажения и фальсификации. Похоже, на практике осуществляется «некая программа», с её помощью нынешний правящий режим пытается вырастить в России «манкуртов» - молодых людей, не помнящих собственной родословной, не знающей истории России, как близкой, так и далёкой. А зачем? За то «бабки не платят».
Думаю, книга Валерия Кириллова упреждает подобные попытки, противостоит им, доносит людям горькую, но истинную правду. Бывший народный депутат РСФСР от Тверской (Калининской) области (1990-1993 гг.), используя разные впечатления, он нарисовал яркую картину социальных и экономических потрясений в Советском Союзе, а затем - и в Российской Федерации, которые происходили двадцать лет назад. «Прошедшее возвращается ко мне!» - главный мотив, звучащий на протяжении повествования.
Наверное, иначе и не могло быть. «Большое видится на расстоянье» - сказал поэт Сергей Есенин, и это, на самом деле, так. Хотя 20 лет - не великий «отрезок» всеобщей Истории, но и он уже позволят осмыслить причины и корни «катастройки», её разрушительные последствия, ощущаемые в обществе до сих пор. В отличие от ряда авторов, уже издавших книги на эту тему, Валерий Кириллов не замкнулся на собственной точке зрения, на изложении главных событий, участником которых был и непосредственно он. Как опытный журналист и писатель, Кириллов привлёк обширный документальный материал, мнения самых разных государственных и общественных деятелей, в том числе и зарубежных. Такой подход, вне сомнения, создаёт объемную панораму жизни страны конца 90-х годов.
Назвать и обрисовать событие - ещё полдела. Автор пытается найти и понять мотивы поступков руководителей страны и тех, кто стоял тогда рядом с ними. «Гордыня Горбачёва оказалась важнее для него государственных интересов, - отмечает он в связи с тем, как Генеральный секретарь ЦК КПСС вёл переговоры с госсекретарём США Шульцем в апреле 1987 года о сокращении ядерного оружия. - Так бездумно, во вред стране проводил он своё «ускорение». Завершилось оно августовскими событиями 1991 года и, спустя несколько месяцев, обращением Горбачёва к народу:
Дорогие соотечественники! Сограждане! В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества Независимых Государств, я прекращаю свою деятельность на посту Президента СССР. Принимаю это решение по принципиальным соображениям...
Слова о том, что нечто важное из той правды, которую дано знать ему, Горбачёву, мы, простые смертные, никогда не узнаем, не просто же так слетели они с его уст в дни августовских событий. Значит, ведомо бывшему генсеку, что «путч» не был спонтанным? Значит, действовала какая-то потаённая сила, благодаря которой «процесс пошёл»?
Далее автор привёл такую деталь.
Уже после ликвидации социалистического общественного строя, выступая в парламенте Израиля, Горбачёв признался: «Все, что я сделал с Советским Союзом, я сделал во имя нашего бога Моисея».
Такие вот зигзаги психологии «первого лица» государства!
Их можно определить термином «двойные стандарты», столь популярные и столь любимые на Западе.
О том же свидетельствует и приведённый автором диалог между тогдашним министром обороны Грачёвым и Ельциным, произошедший накануне расстрела Белого дома в Москве. Главнокомандующий требовал доложить о поддержке армией его преступных действий против страны и народа. И хотя законами было запрещено использовать армию в качестве «аргумента» в политических спорах, всё-таки Грачев «поддержал». За поддержку Ельцин щедро заплатил из казны.
Одна из особенностей книги в том, что автор рассказал о событиях двадцатилетней давности также и через экономическую и социальную жизнь на его родине - в Тверской области. На Верхней Волге Валерия Кириллова хорошо знают: он родился и вырос в городе Андреаполе, редактировал городскую газету в Нелидове, был главным редактором областной молодежной газеты «Смена», а затем - областной «Калининской правды» и «Тверской жизни». Первую его книгу напутствовал Иван Афанасьевич Васильев, фронтовик, известный публицист. Теперь в багаже Валерия Яковлевича - десятки книг прозы и публицистики.
Не только из записей в личном дневнике, но и также из признаний руководителей промышленных предприятий и строек, колхозов и совхозов складывается безотрадная картина разрушения экономического потенциала коренной русской области; выживание людей из мест, где, после крушения Киевской Руси, более века существовала Святая Русь, где закладывались основы русской государственности. Испокон веков тверские пределы держались на труде крестьянском, о чём писали такие известные авторы, как Александр Пушкин, Лев Толстой и другие. Теперь ведущая отрасль - льноводство - в упадке, обширные поля на востоке области заросли чернолесьем.
Вне сомнения, такое состояние деревни - следствие антинародных «демократических реформ».
Приведя поэтическую строку ленинградской поэтессы Ольги Берггольц «Никто не забыт, и ничто не забыто», автор поместил списки погибших в Москве в «революцию» 1993 года - гражданских лиц, военнослужащих и сотрудников милиции, пропавших без вести. В дополнение к мартирологу привёл стихи русских поэтов, отозвавшихся на те события - Станислава Золотцева, Геннадия Иванова, Александра Боброва, Евгения Нефедова, Владимира Бушина и целого ряда других, может, не столь известных.
Наверное, для обывателя, чтущего «комфорт» целью существования, книга «На разломе» будет не совсем удобной, а точнее - совсем не удобной. Нас это не должно смущать! Обратим взгляд на молодых.
Им всё это помнить надо!
Геннадий Сазонов, член Союза писателей России, Вологда
2. Re: Эхо «черного» 93-го
1. Re: Эхо «черного» 93-го