В Татарстане очень обиделись, когда Общественная организация кряшен г. Казани обратилась к Патриарху. Власти - за то, что брошена тень на «Модель Татарстана», которую рекламируют как идеал решения всех межэтнических и межконфессиональных конфликтов и гарант стабильного мира, взаимной любви и благополучия. Митрополия - за то, что светская организация напрямую просит защиты у Предстоятеля Православной церкви. Как всегда, за то, что притесняют кряшен, осуждают самих же кряшен. И при этом удивляются: чем они недовольны?
А недовольны кряшены той религиозной ситуацией, которая сложилась в республике. Судите сами. К 1913 году численность духовных лиц из кряшен - выпускников центральной крещёно-татарской школы, учительской семинарии и миссионерских курсов при духовной академии составляла 437 человек. Всем не хватало кряшенских приходов: семь кряшенских священников служили в русских, удмуртских и чувашских приходах. На 1925 год значилось 2 кряшенских монастыря и 50 кряшенских церквей, в которых, это стоит особо подчеркнуть, службы отправлялись на родном языке прихожан. Кряшенское население республики составляло официально - по переписи 1926 года около 100 тысяч, по сообщениям печати до 350 тысяч человек. На одну церковь приходилось от двух до семи тысяч человек.
Но век их был недолгим. Трёхсвятительский (во имя казанских святителей Гурия, Варсонофия и Германа) мужской монастырь в Лаишевском уезде и Покровская женская просветительная община в Мамадышском уезде уже на второй год революции были разорены жителями близлежащих татарских деревень. Революционные власти не только не защитили кряшенские обители, но приняли непосредственное участие в их разорении и разграблении имущества. Такая же участь постигла все без исключения кряшенские церкви.
В советское время пострадали не только кряшенские приходы. Но в результате проводимой с 1920-х годов политики слияния кряшен с татарами, репрессивные меры, применявшиеся к кряшенам, были несравнимо жёстче. После уничтожения церквей из кряшенских сёл под предлогом укрупнения колхозов, централизации производства, объединения сельсоветов и т.п. на центральные усадьбы, а ими, как правило, становились татарские деревни, переносились животноводческие фермы, машинные дворы, школы, клубы и даже сельские лавки. В результате этого кряшенские населённые пункты пришли в запустение, дороги стали непроезжими, мосты не ремонтировались, новое строительство не велось. В конце концов, такие деревни объявлялись неперспективными и первыми подпадали под снос. Как это было при строительстве Нижнекамского нефтехимического комбината и г. Нижнекамска, комплекса автозаводов КамАЗа и г. Набережные Челны.
Нынешняя ситуация хорошо поясняется на примере моего родного села Янцевары Пестречинского района Татарстана. Привожу отрывок из дореволюционной публикации в «Православном собеседнике»: «В селе Янцоварах к 1-му января 1905 года было: русских муж. пола 101, жен. пола 114, старокрещёных татар муж. пола 512, жен. пола 526. ...все православные, раскольников и отпадших в магометанство не имеется. ...Богослужение совершается на славянском и татарском языках. Священник и псаломщик из старокрещёных татар. В селе... две школы - мужская и женская, обе школы братские. В обеих школах занятия ведутся по системе Н.И.Ильминского. Мужская школа существует с 1868 года, а женская с 1884 года. В минувшем учебном году учащихся было: в мужской школе русских 15, крещёных татар 45, в женской школе русских 5, крещ. татарок 7. Учителя и учительница из старокрещёных татар, образование получили в Казанской центральной крещёно-татарской школе. ... Окончивших курс с 1891 года по настоящее время 73 мальчика и 15 девочек. ... Из окончивших курс в янцоварских школах 2 священника, 1 дьякон, 2 псаломщика, 5 учителей и 2 учительницы. ... В настоящее время во многих домах по 2 и по 3 человека грамотных».
Прошу извинить за длинное цитирование, но без него трудно представить себе, что смогли сделать сельская церковь и начальная школа. 1250 жителей села имели возможность молиться в церкви и совершать религиозные обряды на родном языке, среди детей была ликвидирована неграмотность, началась подготовка доморощенных кадров священнослужителей и учителей, не говоря уже о тех, кто продолжали образование в средних и высших учебных заведениях и становились квалифицированными специалистами.
Теперь сравните: ныне в этом селе чуть более 200 жителей, безработица, молодёжь уезжает, в средней школе остался один ученик, школу закрыли. Здание церкви, построенное в 1862 году, в ветхом состоянии, заброшено, в него опасно входить. К сожалению, это не единичный случай. И это живая иллюстрация того, что мы потеряли за годы советской власти.
Когда это становится достоянием общественности, нам говорят: не вы одни в таком положении - советская власть никого не обошла стороной. Но это не совсем так. В 1917 г. в Казанской губернии было 1152 мечети. До распада СССР, точнее до 1988 года, сохранилось 19. А через 10 лет насчитывалось 978 зарегистрированных мусульманских общин. Число их постоянно растёт. Не остаётся ни одного райцентра без мечети. В крупных татарских деревнях уже по две. Появляются они и за пределами населённых пунктов: на перекрёстках дорог, в придорожных торговых зонах и других местах скопления людей. Регулярно предпринимаются попытки в кряшенских деревнях, где поселились три-четыре семьи татар-мусульман или где во время переписей кряшен без всякого опроса записали татарами, строить мечети. Буквально месяц назад был пресечён такой акт в большом кряшенском селе Калейкино.
На просьбы кряшенской общественности оказать содействие, материальную и финансовую помощь в восстановлении и строительстве церковных зданий представители всех ветвей и уровней власти реагируют очень странно. Так, на встрече с лидерами кряшенского движения 11 апреля 2002 года бывший президент Шаймиев убеждал в том, что десятки, сотни мечетей ежегодно строятся на пожертвования мусульман. И присовокупил к этому, что здание мечети и её убранство стоят не дорого: построил стены, возвёл минарет, расстелил на полу ковёр - и молись. А православный храм требует отделки золотом. Где взять такие средства? Эту утку подхватили подручные Шаймиева и твердят её как заклинание. Но мы-то знаем, что не на копеечные подаяния строилась в Казанском кремле мечеть Кул Шариф, что во всех крупных городах республики самыми монументальными зданиями последних лет являются мечети. Знаем мы и откуда появляются внебюджетные деньги, на которые сооружается всё это великолепие.
Мне и раньше приходилось и теперь доводится бывать в сельской глубинке. На каждом шагу там высятся пусть не изящные, но добротные, сверкающие новизной минареты с вознесёнными в небо полумесяцами. А вместо православных церквей натыкаешься на руины, на которых уже не угадывается даже купол, где когда-то красовался крест. Но и в немногих действующих приходах я не встречала ни одной утопающей в золоте сельской церкви.
Но всё это наблюдения и впечатления. Факты и цифры таковы. Сегодня в Татарстане имеется шесть кряшенских церквей, где служба отправляется на родном языке прихожан. Для кого они не доступны, свои религиозные потребности удовлетворяют, где придётся. На миллионную Казань один Кряшенский приход. В полумиллионных Набережных Челнах, где, по сведениям мэрии, проживает 49 тысяч кряшен, в крупных промышленных центрах Нижнекамске, Елабуге, Заинске со значительным удельным весом кряшенского населения, нет ни одного кряшенского прихода.
Может сложиться впечатление, что я приехала в Москву жаловаться, что у меня заготовлены жалобы на татарстанское правительство, муниципальные администрации, митрополию и т.д. Совсем нет. Говорю я всё это только для того чтобы вы почувствовали в каком положении мы находимся и поняли, что наши просьбы, ходатайства, предложения не несут в себе неприемлемые идеи, не провоцируют конфликты, и тем более, не призывают к противостоянию. Кряшены - народ миролюбивый, Мы не любим жаловаться и никогда не были нахлебниками. Мы без какой бы то ни было финансовой поддержки возродили свои народно-православные праздники, некоторые обряды и обычаи, музыкально-песенные традиции, элементы народного творчества. Без всяких спонсоров в первое десятилетие существования нашей общественной организации мы провели десять фестивалей кряшенских фольклорных коллективов. Когда кряшенской общине г. Казани передали здание Тихвинской церкви, мы всем миром взялись за его восстановление, проводили субботники, воскресники, возводили внутренние стены. Износ здания составлял 80 процентов. Как нам говорили специалисты, ни один строитель не взялся бы за его ремонт. А отец Павел, уповая на Бога, решился и довёл дело до конца. Очевидцы, приходя в храм, не верят своим глазам.
Но есть вопросы, которые без государственной поддержки и содействия общественности не решить. Ещё в 1992 году конференция местных организаций кряшен в числе других приняла резолюции «О восстановлении православных храмов и о богослужении кряшен на родном языке» и «О возвращении главного здания центральной крещёно-татарской школы», в котором раньше располагалась единственная в Казани кряшенская домовая церковь. Через 10 лет эти вопросы всплыли во время нашей встречи с президентом Шаймиевым. Он дал соответствующим органам поручения: усилить ответственность за публикацию материалов, унижающих этноконфессиональное достоинство граждан; довести до сознания людей научные сведения о развитии татарской нации на двухконфессиональной основе, дополнить учебные пособия разделами по этногенезу и этнографии кряшен; составить перечень кряшенских населенных пунктов, в которых существует потребность восстановления церквей; согласовать с местными религиозными общинами и администрациями городов и районов условия и сроки реставрации и нового строительства церковных зданий; совместно с Казанским епархиальным управлением РПЦ подобрать типовые не дорогостоящие проекты сельских церквей и часовен.
Как видим, указания президента были своевременны и очень значимы. Но остались указаниями - и только. Лишь первое поручение частично исполнено: прекратилась безобразная кампания по оскорблению и унижению кряшен, развёрнутая в СМИ в период подготовки и проведения переписей населения.
А сегодня положение таково. В республике 20 священнослужителей кряшен. В том числе два кандидата богословия, один из них в ближайшее время готовится защищать докторскую диссертацию. Из них только шестеро служат в кряшенских приходах. Остальные - где придётся. А у нас не менее 150 кряшенских или с наличием кряшенского населения сёл и деревень и до десятка таких городов. Мы не ставим вопрос о наличии церкви в каждой деревне, как это обстоит с мечетями. Мы смотрим реально на вещи. Нужно восстановить прежнюю практику создания кряшенских приходов из нескольких деревень с центром в близлежащем селе. По несложным подсчётам будет достаточно 30-40 церквей, чтобы окончательно решить проблему. Для 43 административных регионов с 13 городами республиканского и 7 городами районного подчинения - это не трудная задача. Нужна лишь добрая воля.
Потребуются решение кадровой проблемы. Дело в том, что Казанская духовная семинария не располагает возможностями подготовки кряшенских священнослужителей, специализированных по служению на церковно-кряшенском языке. Нет оснований рассчитывать на открытие кряшенского отделения, а вот специализацию до пяти студентов на курсе можно осуществить. Но семинарии в этом необходима финансовая помощь. Она не столь значительна, и её могли бы взять на себя органы районного и местного самоуправления, для вакантных мест священнослужителей в которых будет вестись обучение.
Однако самый, пожалуй, сложный и трудноразрешимый вопрос дня - это содержание сельских приходов, священнослужителей и их семей. Так как кряшенские населённые пункты за редким исключением малочисленны, такая ноша им непосильна. Снова обретает первостепенное значение финансовая проблема, которую надо решать в рамках существующего законодательства, а, может быть, посредством его соответствующего изменения.
И последний момент. За малую воцерковлённость кряшенского населения, неисполнение православных канонов и заветов, не регулярное посещение церкви и т.п. часто обвиняют церковных иерархов и священнослужителей. Наверно, это недостатки миссионерской работы. Но ведь миссионерство - это удел на только людей, имеющих духовный сан. Обратите внимание на мусульман. Каждый рядовой приверженец ислама - активный миссионер. Почитаемый кряшенами Н.И.Ильминский не был духовным лицом, но какую организовал и вёл лично сам миссионерскую работу. В этом плане наши светские общественные организации могли бы немало сделать, но не хватает то ли умения, то ли целеустремлённости. Значит, надо искать пути и формы сотрудничества с религиозными организациями, сообща строить работу.
Мария Михайловна Семенова, руководитель местной общественной организации кряшен г. Казани
Активисты кряшенского национального движения - Анатолий Иванов, Мария Семенова, Аркадий Фокин на круглом столе ВРНС |