Председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда заявил, что религия не может быть исключительно частным делом гражданина.
«Каждый человек исполняет много ролей, имеет много интересов. И сегодня сложилось такое представление, что религия – это лишь один из интересов, который живет в воскресном уголке души и с другими сферами никак не контактирует, никак не связан. То есть считается, что можно верить во что угодно или не верить ни во что, но проявление веры человека должны быть обязательно ограничены исключительно его личным пространством, никак не соприкасаться с обществом», — сказал Владимир Легойда.
«В голову современного человека настойчиво вкладывается мысль, что как только он выходит в общество, он должен забыть о своей принадлежности к той или иной религии, но обязан помнить лишь о своей роли гражданина, члена общества. «Но такое понимание вступает в противоречие с самоидентификацией любого нормально развивающегося религиозного человека. Да, с одной стороны религия – это нечто глубоко частное, персонально-личностное, сугубо интимное. Но, с другой стороны, религиозное чувство и религия как феномен никогда в истории человечества не были только частным делом, да и не могли им быть. Потому что, говоря языком философов, религиозная идентичность – это предельная идентичность», — сказал он.
«Не профессия, должность, родственные отношения определяют отношение к тому, что есть добро, а что – зло, но напротив, то, как человек решает для себя вопрос добра и зла, то есть вопрос религиозности или безрелигиозности, определяет все остальные роли, которые он в обществе исполняет. Поэтому религиозная идентичность не может быть только частным делом», — подчеркнул В. Легойда.
«Если я говорю, что, например, как христианин я против абортов, но понимая, что в обществе сложились разные точки зрения, я готов поддержать существование этого права, то я просто плохой христианин. И не нужно закрываться красивыми фразами о понимании многообразия и сложности этого мира», — произнес он.
«Это не значит, что я должен пытаться силой заставить принять мою точку зрения всех не согласных со мной, но иметь право высказать свое мнение вслух не только за закрытой дверью в своем доме, я, конечно, должен. Обязательно должна быть возможность обсуждать и пытаться мотивировать свою точку зрения, но, естественно, исключительно мирным и цивилизованным путем», — заключил Владимир Легойда.
«В какой мере и как религиозность может и должна проявляться в деятельности политика или общественного деятеля? Может ли верующий политик защищать право на поступки, которые его религия осуждает?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, сказал: «Если я верующий, значит, я все вижу исходя из своего религиозного чувства: политические события, семейные проблемы, экономику своей страны, экономику собственной семьи... Я все вижу в свете Христовой истины. И если я, предположим, при этом еще политик, я просто не смогу скрывать свое религиозное чувство. Во-первых, это противоречит заповеди Христа, который сказал, что светильник не накрывают, а ставят в подсвечник, чтобы он светил всем. Если ты просто семьянин, то у тебя свой круг – это твой "подсвечник", и ты светишь в своем пространстве. А если ты общественный деятель, политик, бизнесмен, - ты также в своем пространстве должен являть истинную Христову волю».
«Евангелие для всех нас одинаково, и религиозные чувства - это не довесок к нашему сознанию, а его главная доминанта. Мы не должны этого стесняться, иначе нас постыдится Господь. Поэтому не являть себя христианином, будучи таковым, грех. А запрещать человеку быть христианином, как некоторые пытаются сделать, никто не имеет права. Где же демократия, толерантность и уважение мнения других?» – задается вопросом пастырь.
Игумен Сергий (Рыбко), известный православный миссионер, настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, отметил: «Свобода вероисповедания гарантирована людям Конституцией. Я стал прихожанином в советское время и помню, как мы должны были молчать, но и тогда находили способ заявлять о своей вере. А сейчас, когда общество задекларировало свободы и права, человек тем более имеет право. Почему он должен скрывать свою религию? Почему политик или президент должен стыдиться своей веры? Он должен равно гордиться тем, что он гражданин России, и тем, что православный. И если православное мировоззрение не может оставаться умозрительным - оно и в жизни человека должно активно воплощаться. Учение Христа надо распространять вокруг примером своей жизни. Хочешь изменить мир – начни с себя».
«Христианство - это позиция активного добра, и при необходимости добро может быть с кулаками. Так делали наши предки: они с оружием в руках отстаивали веру и Отечество, защищали силой и оружием беззащитных. Это слава наших русских князей и нашего русского оружия. Политикам сегодня надо брать пример с Дмитрия Донского, Александра Невского, Александра I, Александра III, да и вообще все Романовы XIX века очень достойные люди. Кстати, некоторые считают, что скоропостижно скончавшийся Александр I на самом деле ушел странствовать в Сибирь и стал Федором Томским, который за свое подвижничество был канонизирован Русской Православной Церковью. Кроме того, в истории были примеры, когда только религия поднимала людей на защиту Отечества. Мы живем в обществе, и религия - это не только частное дело, но и общественная сила», - заключил отец Сергий.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, сказал: «Владимир Легойда совершенно справедливо отметил: современный человек думает, что религия – это только частное дело, - или же ему это вдалбливают в голову. Таким образом, религия понимается как дисперсное представление – у каждого есть что-то свое, а единого не существует. Сегодня мир вообще раздроблен, это соотносят с религией, мол, не может быть единой системы ценностей для всех».
«Другое представление связано с тем, что религия веками воспринималась как традиция, передающаяся веками, как образ жизни, который связан с верой человека. Вера - это некая модель поведения, и она неразрывно связана с убеждениями человека, поэтому человек не может совершать поступки или отстаивать идеи, которые противоречат его религиозным убеждениям, если это действительно его внутренние убеждения. Поэтому надо говорить о том, что религия - это некая традиция, которая сохраняется из поколения в поколение в группе людей, и которая формирует определенную модель поведения», - заключил пастырь.