Идея конференции была предложена Владимиром Алексеевым, народным депутатом Верховной рады Украины двух созывов, а ныне депутатом Харьковского областного совета. Идея возникла на основе его исторических изысканий и размышлений. С доклада В.Алексеева «Предтеча Переяславской рады» и начались на конференции творческие выступления.
Тот, кто интересуется историей Отечества, знает, что в январе 2014 г. исполнится 360 лет Переяславской раде. В 1654 г. в древнем Переяславле состоялось народное собрание, большой представительский сход, на котором жители Юго-Запада Руси сделали цивилизационный выбор. В советское время это историческое событие имело памятное определение – «воссоединение Украины с Россией», а прежде его называли «воссоединение Руси».
Духовно неразделимый народ, населяющий Слобожанщину (сегодня это Харьковская, Белгородская и частично Сумская и Воронежская области), ежегодно празднует день Переяславской рады.
В контексте воссоединения Юго-Западной Руси с Великой Русью весьма важно уяснить фундаментальные принципы этого сплочения, условия и пути, которые вели к нему.
Но сегодня следует сделать также некоторые принципиальные уточнения — как по духу, так и по датам.
В частности, исследователь В.Алексеев утверждает, что следует сломать стереотип, гласящий, что в 1654 г. произошло «воссоединение Украины с Россией», а не переход Войска Запорожского из подданства польского короля в подданство русскому Царю.
Алексеев ведет воссоединительный отсчет от даты более давней, отделенной от нас полутысячелетием.
В общественном сознании Украина понимается как территория Украинской ССР и ее теперешней наследницы. Однако по решению Переяславской рады в состав Русского государства вошли земли, находившиеся под контролем гетмана Богдана-Зиновия Хмельницкого, а это лишь 10-12 процентов от территории нынешней Украины — часть территорий нынешних Полтавской, Сумской, Киевской и Черниговской областей. Вся остальная территория Украины — это, без преувеличений, плоды побед российского оружия, искусства российской дипломатии, а также, как говорится, подарки «старшего брата» в советский период отечественной истории.
Если говорить конкретно, то при Екатерине II Правобережье Днепра было освобождено от власти Речи Посполитой, а Северное Причерноморье (Новороссия) отвоевано у турок и татар. Не забудем также, что Донецко-Криворожская республика была ликвидирована благодаря В.Ленину, вследствие чего промышленные регионы Донбасса и Приднепровья стали частью Украины; большевики понимали, что без пролетариата аграрной Украине будет очень трудно. И.Сталин, как известно, «подарил» УССР Галицию, Волынь, Закарпатье, Северную Буковину и Южную Бессарабию, а Н.Хрущев — прирезал еще и Крым.
И, наконец, следует сказать о Харьковщине, которая очень тесно связана с темой конференции.
Харьковщина в перечне «приобретений» Украины стоит особняком — как территория, из всех нынешних земель Украины дольше всех пребывавшая в составе России и первой «подаренная» Украине Советской.
Факты свидетельствуют, что территория нынешней Харьковщины юридически стала частью Русского государства еще в самом начале XVI в., а именно в 1503 г.
В. Алексеев рассказывает, что после разорения разрозненных русских княжеств Батыем они стали добычей Литвы, которая усилилась как государство Европы. «Но, пребывая на довольно низком уровне культурного развития, — говорит исследователь, — Литва впитала в себя культурные достижения покоренной Руси, так что некоторые историки считают, что на определенном этапе существовало две Руси — Московская и Литовская». Вследствие католической экспансии на рубеже XV и XVI вв. в Литве усилились гонения на православных. Религиозные противоречия стали одной из причин обострения отношений между Русским государством и Литвой.
В этих условиях князья Симеон Черниговский, владевший Черниговом (не случайно герб Чернигова — двуглавый орел), Стародубом, Гомелем и Любечем, и Василий Рыльский, в чьем владении находились Рыльск и Новгород-Северский (включая земли нынешней Харьковщины), убоявшись окатоличивания, обратились к Великому князю Ивану III с просьбой избавить их от литовского ига, принять с вотчинами в состав Русского государства. В результате Иван III начал войну с Литвой, которая продолжалась несколько лет и завершилась в 1503 г. Московская Русь отвоевала ряд земель, среди них — Северские земли (включая Путивль и Гомель), в общей сложности 19 городов, 70 волостей, 22 городища, 13 сел.
Интересно посмотреть на событие стереоскопически: событие произошло спустя лишь десятилетие после открытия Америки Колумбом, раньше присоединения Смоленска, (1514), за полстолетия до присоединения к Русскому государству Казани (1552) и Астрахани (1554), за восемьдесят лет до покорения Сибири Ермаком и за полтора века до Переяславской рады.
Свидетельством принадлежности упомянутой выше территории Русскому государству является «Книга Большому Чертежу» — одно из первых географических описаний Русского государства, составленное в Московском Разрядном приказе в 1627 г., в котором приведено описание и южной территории государства, указаны харьковские реки Харьков, Лопань, и Уды.
Эта территория подчинялась белгородскому воеводе, Посольскому приказу, а вовсе не Малороссийскому приказу, созданному в Москве лишь в 1663 г. Территория нынешней Харьковщины никогда не входила в Гетманщину.
Впоследствии территория края была включена в состав Азовской губернии, а затем здесь были созданы Слободско-Украинская и Харьковская губернии, население которых по своему юридическому положению отличалось от населения других губерний.
Харьковщина к Украине стала иметь отношение лишь в 1917—1918 гг., когда сюда перебрался Всеукраинский съезд Советов, в Киеве была власть Центральной рады, затем пришли приглашенные ею же кайзеровские войска, при которых, собственно, и была проложена нынешняя граница между Харьковом и Белгородом.
Факт того, что территория нынешней Харьковщины находилась в пределах Русского государства, также подтверждают исследования военного инженера Гийома де Боплана, занимавшегося по поручению польского короля Владислава IV и коронного гетмана Конецпольского составлением карты Южной Руси. Географ издал в 1660 г. во Франции «Description d'Ukraine» и подробные, получившие известность карты Украйны и Польши, которые свидетельствуют, что накануне восстания Б. Хмельницкого граница между Русским государством и Речью Посполитой шла по р. Терен от Путивля, по верховьям Сулы и по Ворскле.
Харьковский академик-историк Дмитрий Багалей, колебавшийся в разные эпохи в соответствии с политической конъюнктурой, в «Истории Слободской Украины» (первое издание — 1918 г.) описывает создание города Валки (50 км на запад от Харькова).
Он указывает, что самым заселенным местом до Хмельнитчины на территории нынешней Харьковщины был Чугуевский уезд с селами великороссов — Каменная Яруга, Покровское, Кочеток, Введенское, Песчаное, Терновое, Пятницкое, Васищево и др., сохраняющими свои названия по сей день. Этим поселениям, как свидетельствовал академик, земля была отведена московским правительством еще в 1647 г.
Существуют и более ранние свидетельства освоения края силами русских служивых людей. Так, в истории нынешнего Печенежского района Харьковской области сохранились жалованные грамоты о выделении здесь в 1599 г. белгородскому служивому Маслову угодий в качестве оплаты за государеву службу.
Еще более красноречиво - возникновение города и крепости Цареборисова, ныне, увы, несуществующего (с 1919 г. — Красный Оскол), основанного воеводой Б.Я.Бельским в 1599 г. в царствование Бориса Годунова. Совсем недалеко от Цареборисова находился древний Святогорский монастырь (с 2004 г. — лавра), упомянутый в «Записках про Московию» (1526) дипломата, путешественника и историка Сигизмунда Герберштейна.
В.Алексеев подчеркивает, что Харьковщина пережила две волны заселения — «русскую», когда с начала XVI в. после войны с Литвой и присоединения Северских территорий к Русскому государству на эти земли направлялись служивые люди для охраны рубежей и освоения края. И «украинскую», когда спустя 150 лет эта окраина Русского государства приняла беженцев с Правобережья Днепра, утекавших от репрессий польских войск после поражения казаков под Берестечком. С разрешения русского царя украинские беженцы селились здесь, создавая слободы — поселения, жители которых были освобождены от ряда повинностей. Так с середины XVII в. возникла Слобожащина — область Русского государства, что привело к возникновению уникального «слобожанского субэтноса».
Во времена Смуты начала XVII в. практически все завоевания 1503 г. были утрачены — Чернигов и Новгород-Северский вновь стали польскими. И лишь территория будущей Харьковщины оставалась в составе Русского государства.
Харьков расположен словно в энергетическом узле Руси, через который проходили силовые линии Евразии. Здесь селились сербы и валахи, немцы и евреи, греки и поляки, армяне и грузины и, конечно же, велико- и малороссы. Следует подчеркнуть: представители разных народов смогли в полной мере реализовать себя именно в лоне русской культуры, поскольку только культура мирового уровня создает условия для процветания.
Исследователь подчеркивает: за прошедшие 500 лет фактически трижды предпринимались попытки Запада оторвать Харьковщину от Русского Мiра, изгнать отсюда русский язык и культуру, и всегда такие действия осуществлялись под иностранным патронатом, ввергая харьковчан в пучину бедствий и лишений. И неизменно заканчивались провалом: как при попытках кайзера в 1918 г., так и фюрера в 1941-1943 гг. Наверняка провалится и нынешняя… Поскольку, как верно было подмечено, на нашей стороне — логика исторического развития, потребность в экономическом выживании, осознание цивилизационной принадлежности, да и просто родственные связи: около трети харьковчан и свыше 40% белгородцев имеют родственников по другую сторону не так давно созданной российско-украинской границы.
С.Моисеев выступил с докладом «Организация станичной и сторожевой службы на землях Слобожанщины в XVI в.». Рассказал, что служба была обустроена при государе Иване IV Грозном воеводой Михаилом Воротынским, она сыграла большую роль в 1572 г., когда была одержана важная историческая победа над Крымским ханством в битве на Молодях, к сожалению, об этой битве мало известно. Моисеев обратил внимание и на участь слободского города Цареборисов: жители не раз устраивали антигосударевы бунты, выступали на стороне бунтовщиков, включая Разина, и в результате город прекратил существование. Его преемником считается г. Красный Оскол, находящийся рядом с остатками Цареборисовского городища. На нем С.Моисеев предложил в перспективе создать реконструкцию исторического слободского поселения.
Интересный доклад «Молодинская битва и Михайло Черкашенин» прочел старший научный сотрудник Харьковского исторического музея Дмитрий Бадаев. Он рассказал об интересной ратной судьбе донского казака Черкашенина (судя по фамилии, выходца из черкас), который дослужился у московского государя до должности рязанского воеводы и геройски пал при обороне Пскова от польских интервентов Стефана Батория.
Битва при Молодях ознаменовала собой новую соборность Руси, которая привела к прекращению опричнины.
О «Политике Московского государства в отношениях с Гетманщиной» рассказал Михаил Толстоусов. Юрий Червяк осветил интересную тему «Харьков от казаков до однодворцев».
Вадим Смирнов, доцент Харьковского национального педагогического университета им. Г.Сковороды, сделал обстоятельный доклад по теме «Территориальный передел Малороссии после распада Российской империи». И презентовал собранию новую книгу «Борьба против политического терроризма польской шляхты в 1863 г.», жестокие свидетельства из которой вполне соотносятся с нынешней активностью Польши в «украинском вопросе», присутствием поляков на «евромайдане» в Киеве.
С приветственным словом к собравшимся обратился почетный гость конференции Консул-советник Генерального Консульства России в Харькове Виктор Мокин.
В своем выступлении он отметил, что конференция вызвала общественный резонанс еще до проведения и собрала не только харьковчан, но и гостей прибывших из других областей Украины.
Конференция прошла при информационной поддержке видеоканала «Первая Столица» http://www.youtube.com/watch?v=vgnmzsY-phY&feature=youtu.be. Руководитель видеоканала депутат Харьковского городского совета Константин Кеворкян так-же проявил к заявленной организаторами теме собрания неподдельный интерес.
Конференция, приняла резолюцию, в которой осмысливаются события, мотивация и реализация исторических решений в промежутке от русско-литовской войны 1500—1503 гг. до образования УССР. В ней, в частности, констатируется, что Украина в сегодняшних границах представляет собой совокупность этнорегионов с различной исторической судьбой, что современный Юго-Восток Украины имеет существенные культурно-цивилизационные отличия от ее Западных регионов, что с русским народом его прочно объединяют тысячелетние традиции Православной веры, общая языковая среда, духовные ценности, единая многовековая совместная история. Игнорирование этого фактора в государственной политике может иметь необратимые негативные последствия.
Участники конференции ходатайствовали перед властями Харькова об установке памятного знака в честь знаменательного исторического события — вхождение Северских и Слобожанских земель в 1503 г. в состав Русского государства.
В Трапезном зале Дома ученых, некогда усадьбы академика архитектуры Алексея Бекетова, дальнейшее общение участников конференции приняло менее формальный характер. Если Большой зал усадьбы представлен в барочном стиле, то Трапезный -- это по сути уменьшенный вариант Кремлевской Грановитой палаты. Именно здесь зримо воплощена непрерывность нашей истории и наша цивилизационная принадлежность.
В теплой, дружественной обстановке собравшиеся обменялись мнениями, пожеланиями которые плавно переходили в тосты за единство Руси. Оказалось, что конференция вызвала интерес и представителей харьковского литературного бомонда, среди которых было четыре представителя союза писателей России. Замечательные слова произнесли писатели Станислав Минаков и Анатолий Кутник, ведь наша конференция, проведенная на фоне известных событий в Киеве, подбросила пищи и для философской мысли. Как не посочувствовать нашим болящим братьям, мерзнущим на Майдане. Как говорится - по недугам и лекарство. Когда народ заболевает духовными недугами именуемые измами, то лечение бывает весьма болезненным. Когда-то Сталинградская операция подлечила немецкий народ от фашизма.
Теперь «национально свидомые» сами загнали себя в изолятор с пятиметровыми стенами на карантин. Будем надеяться, что это поможет им исцелиться от европоцентризма.
Мы же поздравляли друг друга с тем, что накануне были реализованы судьбоносные договоренности между Россией и Украиной. В очередной раз мы убедились в том, что пятисотлетний период общей истории это несокрушимый монолитный фундамент нашего единства, который выдержал не одно испытание на прочность.
А поэтесса Лариса Французова под аккомпанемент автора и исполнителя романсов Елены Голеонтовской прочла свои стихи, посвященные памяти семьи последнего русского Царя.